Главная Контакты В избранное
Подписаться на рассылку "Миры Эльдара Ахадова. Стихи и проза"
Лента новостей: Чтение RSS
  • Читать стихи и рассказы бесплатно

    «    Апрель 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30 
    Апрель 2018 (2)
    Март 2018 (9)
    Февраль 2018 (2)
    Январь 2018 (40)
    Декабрь 2017 (8)
    Ноябрь 2017 (6)

    Новости партнеров

    ГИБДД хочет изменить правила сдачи экзамена на права
    В России могут объединить площадку и город при сдаче экзамена на водительские права, заявил глава ГИБДД Максим Черников.«Известия»: в Совфеде предложили ввести штрафы за публичную ложь
    В Совете Федерации разрабатывают поправки в КоАП за распространение недостоверной информации, например, за публичную ложь.СМИ заподозрили Пентагон во лжи о возможностях российского ПВО
    Вашингтон неоднократно выражал свое недовольство покупкой российских ПВО страной НАТО и даже обещал рассмотреть возможность введения санкций против Турции.

    Реклама

  • «Кругосветная география русской поэзии» - книга, представляющая собой уникальную географическую карту впечатлений, созданную стихами и прозой русских поэтов, странствовавших по земному шару в течение последних трёхсот лет. Художественные достоинства стихотворных произведений, посвященных впечатлениям их авторов от увиденного во время путешествий (раздел «Мир глазами поэтов»), гармонично дополнены информационно-познавательной, историко-культурной составляющей: прозаическим повествованием второй части книги («Карта впечатлений»).
    Культурно-просветительское значение «Кругосветной географии русской поэзии» заключено в популяризации историко-культурного наследия России посредством пробуждения интереса читателя к изучению русской словесности, географии нашего Отечества и всего мира, истории и этнографии народов Земли через представленные поэтические и прозаические произведения, посвящённые данной тематике. Вызывает глубокое уважение скрупулёзный, филигранный труд, проделанный автором и составителем книги Эльдаром Алихасовичем Ахадовым по сбору и классификации огромного количества библиографических источников в процессе написания им 27 статей, представленных во второй части книги, посвященной путешествиям русских поэтов. Книга знакомит читателя с произведениями, посвященными путешествиям и созданными классиками нашей литературы: Пушкиным, Дельвигом, Баратынским, Тредиаковским, Бальмонтом, Брюсовым, Буниным, Набоковым, Пастернаком, Мандельштамом, Гумилёвым, Есениным, Цветаевой, Тарковским, Бродским и десятками других всемирно известных русских поэтов…
    Отдельные работы Эльдара Ахадова, представленные в 800-страничной книге, публиковались ранее в журналах «IntelligentNew-York"», «Za-Za» и «День и Ночь», однако, объём материалов, собранных в «Кругосветной географии русской поэзии», в десятки раз превышает всё прежде опубликованное.
    До настоящего времени невозможно в полной степени оценить всё значение научной, литературоведческой и общественной деятельности Наталии Васильевны Цымбалистенко. Доктор филологических наук, автор пяти изданных научных монографий, она долгое время занималась преподавательской и научно-исследовательской деятельностью в России и зарубежом – в Бейрутском и Ханойском университетах. Причём, во втором - являлась заведующей кафедрой мировой литературы. Она - автор около 200 литературоведческих статей, изданных в России, Вьетнаме, Германии. Она - член правления общественной организации «Литератор Ямала», общественного совета при департаменте образования ЯНАО, общественного совета департамента по науке и инновациям ЯНАО, член Общественной палаты ЯНАО, почётный работник образования, «Заслуженный деятель науки ЯНАО», ветеран труда, награждена грамотами Министерства образования и науки РФ, Почётной грамотой Губернатора ЯНАО, грамотой Законодательного собрания ЯНАО, грамотами окружных департаментов по науке и инновациям, образования. По рекомендации Межгосударственного Совета её имя навсегда включено в Большую Международную Энциклопедию «Лучшие люди». Вклад Наталии Васильевны в развитие науки и сохранение культуры коренных малочисленных народов Севера оценен на самом высоком государственном уровне. 8 июня 2017 года полномочный представитель Президента в Уральском Федеральном округа Игорь Холманских вручил ей Благодарственное письмо Президента Российской Федерации...
    Искренне горжусь тем, что именно она без всякого о том моего ведома месяц назад написала небольшую рецензию о моих литературных работах. Узнал я об этом только сегодня утром. Ниже - отрывок из её рецензии…

    О ТВОРЧЕСТВЕ ЭЛЬДАРА АХАДОВА
    Современная литература отражает развитие языка и общества, она позволяет познавать современный мир, ориентироваться в нём, вырабатывая у читателя собственную систему ценностей. При этом современная литература аналитична: она стремится не просто поставить вопросы, но и дать ответы на некоторые из них. Важнейшей задачей стиля художественно-публицистической прозы Ахадова является воссоздание той особой духовной атмосферы, в которой пересекаются времена и пространства, оживают исторические персонажи и события.
    Автор опирается не только на реальные факты, события, на конкретных людей, но и отбирает документальные источники, создаёт художественные образы первопроходцев Сибири, коренных жителей Обдории и Мангазеи. Творчество автора, посвящённое Крайнему Северу, включает в себя драму мыслящего и талантливого человека, оказавшегося в ситуации сложного экзистенциального выбора.
    Авторская мысль требует развития её читателем. Ахадов чётко различает правду и истину. Правда для него субъективна, личностна, корпоративна, истина претендует на некую всеобщность, универсальность. Соединить эти два принципа для человека непросто. Писатель подчёркивает странное на первый взгляд единение совершенно разных, более того, противостоящих друг другу людей. Ахадов акцентирует эту удивительную способность россиян, очень разобщённых и непримиримых в обыденной жизни, собраться и соединиться в трудный момент во имя великой цели.
    Авторские комментарии не только несут в произведении орнаментальную и поясняющую основной текст роль, но и в значительной мере являются своеобразным мировоззренческим и художественным манифестом писателя.
    С большими трудностями, преодолевая инерцию устоявшихся мнений и консервативных взглядов на историческое прошлое Ямала, Эльдар Ахадов открывает новую страницу в ямальской словесности. Документально-художественная проза Ахадова несомненно вызовет живой интерес не только у жителей ЯНАО, но и у многочисленных читателей России, которые давно ожидают документального и художественно осмысленного знакомства с историей Ямала. Публикация произведений Ахадова восполнит пробел в обеспечении литературой курса «История Ямала» в образовательных учреждениях округа, а также предвосхитит тот новый взгляд на отечественную литературу, который начинает приживаться в ямальских школах.
    Цымбалистенко Наталия Васильевна,
    доктор филологических наук,
    заведующий научно-исследовательским сектором
    ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики».
    26.02.2018 г.

    В декабре 2017 года Эльдару Ахадову присуждена государственная литературная премия Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, как сказано в соответствующем Распоряжении Губернатора «за выдающийся вклад в развитие литературного творчества в Ямало-Ненецком автономном округе».
    25 марта 2018 в Новом Уренгое гала-концертом и церемонией награждения завершился второй открытый городской конкурс чтецов «Созвездие муз». В конкурсе приняли участие сотни людей всех возрастных групп – от 3,7 до 79 лет Помимо уренгойцев в конкурсе участвуют и представители других населённых пунктов Ямала. Так в первом конкурсе приняли участие жители посёлка Пангоды, а во втором – посёлка Ханымей. В жюри конкурса работали представители различных творческих направлений: режиссёр театра, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Юрий Алексеевич Пахомов, член Союза журналистов России, член правления РОО «Литератор Ямала» Полина Архиповна Росошик, главный редактор газеты «Газ Уренгоя» общества «Газпром добыча Уренгой» Татьяна Руслановна Асабина, актёр театра «Северная сцена» Алексей Олегович Деев, артист ГДК «Октябрь», автор и исполнитель песен лауреат всероссийских и международных конкурсов Герман Васильевич Скрипник. Возглавлял работу жюри член Союза писателей России, лауреат государственной литературной премии губернатора Ямала 2016-17 гг. и множества других всероссийских и международных наград Эльдар Алихасович Ахадов.
    Перед членами жюри стояла нелёгкая задача: выявить лучших из лучших, достойнейших из достойных. А наград достойны были все участники без исключения, потому что каждый старался показать себя с наилучшей стороны. Тем не менее, у конкурсов есть такое свойство: обязательно выделить кого-то из всех. Просмотр работ участников 24 марта длился много часов. Затем жюри удалилось в совещательную комнату, где были и обсуждения, и анализ, и споры, и раздумья, и снова дискуссии… наконец, все решения были приняты. 25 марта в 12 часов дня начался гала-концерт участников конкурса, завершившийся церемонией награждения победителей. В начале церемонии перед зрителями и участниками выступил председатель жюри. Он поздравил всех присутствующих с Днём работников культуры и поблагодарил всех участников конкурса и членов жюри за проявленные творческие и человеческие качества.
    В каждой номинации были награждены по три дипломанта и три лауреата первой, второй и третьей степени. Лауреатами первой степени стали Алексей Кирьянов ( номинация от 4 до 7 лет), Софья Иванова ( номинация от 8 до 10 лет), Алихан Алиханов (номинация от 11 до 14 лет), Елизавета Кузнецова (номинация от 15 до 18 лет), Рамиля Мугаллимова (номинация от 36 до 60 лет), Виталий Горобцов ( номинация старше 61 года). Среди театральных коллективов лауреатом первой степени с восхитительной постановкой «Муха-Цокотуха» в возрастной категории от 5 до 10 лет стал театральный коллектив «Мозайка». Дипломом лауреатов первой степени за грандиозную музыкально-танцевально-театральную мистерию «Белые ангелы» в смешанной возрастной категории награждены творческие коллективы «Акуна матата», балет «Парадокс» и клуб молодёжных творческих инициатив «СО-бытие». Помимо этого им же достались специальные дипломы «За лучшую постановочную работу», «За лучшее режиссёрское решение и новации в спектакле», «За лучшее музыкальное оформление спектакля». Были отмечены дипломами самая юная участница – Амалия Хисамова ( 3 года и 7 месяцев) и самая взрослая участница – Людмила Собинова ( более 79 лет). Специальный диплом «За лучшее актёрское воплощение образа» и «Гран-при» конкурса были вручены юной актрисе из маленького ямальского посёлка Ханымей – Ксении Богомоловой, поразившей всех своей великолепной профессиональной работой - моноспектаклем по произведению Н.В.Гоголя «Записки сумасшедшего».

    ПОБЕДИТЕЛИ. ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
    Сразу предупреждаю: это не юридический документ, а обычные впечатления человека, побывавшего в необыкновенном месте с необыкновенными людьми: на Крымском мосту с победителями конкурса песен и стихов о нём. Ощущение от этих людей – самые светлые, какие только могут быть: каждый из них достоин отдельного рассказа. Ещё в Шереметьевском аэропорту мы, ощутив свою духовную близость, не сговариваясь, перешли на «ты».
    ЧЕРНЫШЕВ
    Высокий сухопарый Лёня Чернышев, судьба которого сама по себе без всяких побед в конкурсах достойна того, чтобы с глубочайшим уважением относиться к человеку, который в одиночку вырастил своих детей, был и остаётся для них и папой, и мамой, и нянькой, и наставником, и собеседником, и другом. Как он сокрушался, что ему не позволили взять их с собой на мост! Как звонил им домой в Иваново чуть ли не каждые полчаса, справляясь о каждом их шаге, что-то подсказывая, о чём-то напоминая. Этот человек – настоящий Мужчина и Отец с большой буквы. И, безусловно, от природы своей - личность весьма одарённая и неординарная. В то же время он очень прост и открыт в общении, готов помочь каждому, чем только возможно. Причём - не завтра или когда-нибудь, а сейчас и здесь, когда в этом есть надобность.
    КОБЗАРЬ
    Катюша Кобзарь поначалу из-за немногословности своей показалась мне несколько скованной. Однако, при прощании с нами Катя сумела так искренне выразить свою признательность всем, что у многих влажно заблестели глаза. Она была самой юной среди нас, тем не менее, в свои годы – это очень разносторонняя личность: Катя не только пишет изумительные стихи, но прекрасно рисует пейзажи, пробует себя в иконописи, в дизайне, в других творческих сферах. И всё у неё получается и талантливо, и своеобразно.
    ЗИМИН И ХИНЕВИЧ
    Конечно, невозможно не сказать хотя бы несколько слов о таком необычном тандеме авторов песни из Белоруссии как Валера Зимин и Иван Хиневич. Ведь они не просто авторы, создавшие песню, но и родня - тесть и зять. Ваня зовёт тестя уважительно – Михалыч. Валера отвечает не только за тексты песен, но и вообще – там, где нужно что-то сказать. Иван – композитор и исполнитель, лучше умеет выражать свою душу через мелодии и песни. Однако, насколько чиста эта душа, убедился лично после случая в кузнице, где Ваня подарил мне подкову на счастье, изготовленную тут же у меня на глазах. А я – подарил ему, потому что волшебные свойства подковы начинают действовать незамедлительно лишь в том случае, если она найдена или подарена.
    МЕРЗЛЯКОВА
    Ольга Мерзлякова – душа компании, настоящая сибирячка, человек, мыслящий стихами, невероятно романтичная натура… Оля уже успела написать текст для новой песни, пока я летел, возвращаясь из Тамани в Новый Уренгой, и сообщить об этом мне по телефону. Где бы мы ни были с экскурсиями, она первой беспокоилась о том, чтобы никто не отстал, и ни о ком случайно не забыли.
    ГРАЧЁВ
    Володя Грачёв – потрясающий композитор, натура глубокая, чуткая ко всему окружающему, я бы даже сказал - утончённая. Его познания практически в любой сфере жизни - и в истории, и в музыке, и в поэзии, и в литературе… столь обширны, что за несколько вечерних часов общения в Диканьке (так назывался наш отель) после насыщенных событиями дневных часов нашего пребывания на гостеприимной земле Тамани… хватило лишь для того, чтобы ощутить это. Ибо объять необъятное невозможно.
    ДАВЫДОВ
    Саша Давыдов – не только поэт, написавший стихи, восхитившие членов жюри конкурса песен и стихов о Крымском мосте, но и настоящий путешественник, исходивший множество самых глухих уголков Саянских и Алтайских гор. В походе с ним никогда не пропадёшь: и костёр развести в любую непогоду, и тропку нужную найти – всё умеет. Он задавал нашим экскурсоводам такие вопросы, из которых сразу видно было, насколько глубоко интересует его затрагиваемая тема. Пытливый и эрудированный, Саша всегда готов подставить своё плечо там, где это требуется. Стоит только сказать. Это не пустые слова: я имел честь убедиться в его товарищеской надёжности. Оля и Саша – оба сибиряки. А сибиряка, как говорится, видно издалека.
    Спасибо вам, ребята, за то, что вы есть. За ваши – чистые, светлые души!
    И низкий поклон Симе и её дружной команде Информационного центра «Крымский мост». Благодаря титаническим усилиям этих людей был организован и блестяще проведён конкурс, подаривший нам столько впечатлений.
    В Тамани существует музейный комплекс, посвящённый пребыванию здесь великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Это - литературный музей, включающий в себя две самостоятельные экспозиции: "Две поездки М.Ю. Лермонтова на Кубань", "Подворье казака Ф. Мысника (быт казаков XIX века)". Музей находится на берегу моря, где всё напоминает описание повести "Тамань" М.Ю. Лермонтова. Что меня в нём поразило помимо всего прочего – это эльдарская сосна во дворе дома. Кто её посадил и когда – неведомо, но это реликтовое растение, произрастающее на Апшеронском полуострове и знакомое мне с детства, обрадовало меня, как встреча со старым добрым другом. Благодарю за интереснейший рассказ о Лермонтове нашего экскурсовода Наталью Александровну Клименко и директора музея Александру Ивановну Афанасьеву. Подарил музею экземпляр своей книги «Лермонтов и другие», в которой говорится о местах, в которые направился Лермонтов после Тамани. На прощанье - подписал и оставил музею экземпляр своего стихотворения о Крымском мосте.
    Посетили мы уже по своей инициативе вечером ( уже в глубоких сумерках) на второй день Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Тамани, основанный в 1793 году первыми пришедшими на Тамань казаками. Думали – не успеем, однако удалось побеседовать с интереснейшим человеком и очень эрудированным собеседником - настоятелем храма протоиереем Виктором Колмыком.

    АТАМАНЬ

     Опубликовано: 25-09-2017, 16:04  Комментариев: (0)
    Есть возле станицы Тамань такое местечко – Атамань. Этнографический музей "Атамань" был открыт на берегу моря в 2009 году. Сейчас это одна из самых популярных и известных достопримечательностей Кубани. Экспонаты музея, собранные по станицам края, показывают быт и уклад жизни казачьих семей в XVIII—XX веке. Для беглого осмотра достопримечательностей требуется не менее 2-3-х часов. Помимо увлекательнейшего рассказа нашего экскурсовода Светланы нам удалось понаблюдать настоящую джигитовку кубанских казаков – со срубанием шашками на скаку ёмкостей с водой и веток, с различными приёмами скачки на лошадях, во время которой ездоки выполняют гимнастические и акробатические трюки, что является непременным атрибутом военно-прикладного вида конного спорта.
    КОНКУРС ПОЭЗИИ «ОЗАРЕНИЕ»

    Внимание! Объявляется очередной поэтический конкурс «Озарение». Принимается 1 (одно) лирическое стихотворение от одного автора на любую не запрещённую законодательством РФ тематику. Объём стихотворения – не более 32 строк! Участие в конкурсе – бесплатное.
    Особое внимание участников обращается на то, что если автор не ознакомился с условиями конкурса и/или их не исполнил в точности, то ответственность за результат своего участия в конкурсе несёт только он.

    Стихотворение с именем автора необходимо направлять в электронном виде в формате Word на адрес электронной почты dolma60@yandex.ru
    1. Особые условия конкурса: судьбу победителя решает количественное соотношение положительных (+) и отрицательных (-) отзывов на его стихотворение.
    2. Отзыв на стихотворение может оставить любой читатель сайта www.ahadov.ru , в том числе сами авторы произведений и их конкуренты. Не голоса, не лайки, а только словесные отзывы!
    3. Отзыв не может состоять из одного-двух слов. Минимальное количество слов отзыва – 20.
    4. От каждого читателя и участника принимается только ОДИН отзыв на одно стихотворение.
    5. Количество стихотворений, на которые один читатель может оставить свои отзывы, не ограничено.
    6. Для всех желающих вступить в полемику и устроить дебаты будет открыта специальная страница полемики, но отзыв, принятый на конкурс от одного человека на одно стихотворение, может быть только один – первый и он же последний. Второй отзыв от того же читателя со страницы стихотворения будет удалён.
    7. Пять конкурсантов, чьи произведения наберут наибольшее количество отзывов от РАЗНЫХ читателей, получат главный приз – книгу стихов Эльдара Ахадова «Ожидание чуда» с авторским посвящением.
    8. Приём стихотворений на конкурс – до 31 декаря 2017 года включительно.
    9. Размещение на сайте www.ahadov.ru 10 января 2018 года.
    10. Обсуждение ( размещение отзывов) – до 1 марта 2018 года.
    11. Объявление победителей – 5 марта 2018 года.
    В течение одного летнего месяца 2017 года в городах Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Новокузнецк и Новый Уренгой состоялись события, имеющие непосредственное отношение к литературному творчеству Эльдара Ахадова…

    9 июня
    Москва. Читальный зал библиотеки имени Назыма Хикмета Централизованной библиотечной системы Северного административного округа Департамента культуры города Москвы. Встреча с Эльдаром Ахадовым длилась почти четыре часа. В авторском исполнении звучали короткие, но емкие размышления о различных сторонах бытия, философская поэзия, рассказы о войне и мире, о жизни на Крайнем Севере и, конечно, стихи о любви... Чтение многократно прерывалось видеосюжетами, дополнявшими сказанное и недосказанное... Заинтересованная московская публика с удовольствием общалась с писателем. На мероприятии присутствовали представители творческой интеллигенции Москвы: художница кубинского происхождения Мария Вальдес, известная писательница Анна Николаевна Печерская, юрист и общественный деятель Аликбер Караев, православный журналист Леонид Виноградов, члены Союза художников Валерий Чурик, Наталья Базина, просто замечательные люди – как ведущая клуба "Добрые соседи" библиотеки №196 ЦБС ЮЗАО Юлия Водолагина, заведующая библиотекой Рита Даниелян, книголюб Вячеслав Солодянкин, пенсионерка Альбина Морозова, приехавшая ради этой встречи из Подольска, одноклассница писателя Елена Овчинникова, художницы Вера Морозова и Екатерина Терехина, поэт и декламатор Николас Деринг и многие другие. Неоценимую помощь в организации встречи и ее проведении оказали все работники библиотеки и ее руководитель Галина Судьина.

    12 июня
    Красноярск. Сцена на набережной реки Енисей. В рамках мероприятий, приуроченных к празднованию Дня России и Дня рождения города Красноярска ( 1628 г.р.) на набережной Енисея в центре города состоялись выступления красноярских поэтов в программе "Красноярск - город поэтов". Свои произведения читали жителям города Екатерина Малиновская, Иван Клиновой, Татьяна Долгополова, Рустам Карапетьян и другие известные авторы города на Енисее. Два стихотворения прочитал с праздничной сцены и Эльдар Ахадов. Одно из них соответствовало и посвящалось погоде, а второе было посвящено многочисленным слушателям, собравшимся в импровизированном амфитеатре на склоне крутого енисейского берега.

    13 июня
    Санкт-Петербург. В Музее Арктики и Антарктики традиционно были подведены итоги этапов восьмого конкурса «Север – страна без границ», организованного по инициативе шведской компании SÄTILA OF SWEDEN (основатель Йохан Нильссон – 1896 год). С 1998 года эта всемирно известная компания работает в России. Конкурс «Север – страна без границ» впервые был организован в 2009 году. Состоялась торжественная церемония награждения абсолютных победителей и призеров. В последнем этапе конкурса наравне с другими принял участие член русского географического общества Эльдар Ахадов, занявший достойное призовое место. Сам лауреат на церемонии не присутствовал в связи с невозможностью отмены спланированного ранее графика поездок, однако, призы были направлены ему по почте.

    23 июня
    Новокузнецк. Книга сказок Эльдара Ахадова «Чудо в перьях» поступила в магазины. С этого дня её может приобрести любой читатель. По результатам конкурсного отбора за март 2017 в программе «Новые имена современной литературы» издательством «Союз писателей» была утверждена книга сказок Эльдара Ахадова «Чудо в перьях», как одного из победителей конкурса. Книга издаётся за счёт средств издательства тиражом 1000 экземпляров.


    28 июня
    Красноярск. Вышел в свет третий номер литературного журнала для семейного чтения «День и Ночь» за 2017 год. В разделе «Стихи» на страницах 172 – 173 представлена подборка стихов Эльдара Ахадова «Вращение Земли».

    3 июля
    Красноярск. Курьерской почтой доставлен автору первый том трилогии Эльдара Ахадова – «Бытие. Книга первая». В первом томе представлены три раздела: «Бытие», «Война и мир» и «В ожидании чуда». В первом разделе — размышления писателя о духовном и физическом мире, о том, что касается жизни каждого человека. Второй раздел состоит из рассказов о судьбах людей в военное и мирное время, а также из миниатюр о природе Крайнего Севера. Третий раздел книги посвящён вечной теме человеческого бытия — любви. Книга доступна для широкого читателя и в бумажном (печатном) виде, и в электронном. Персональный сайт книги Бытие. Книга первая

    5 июля
    Красноярск. В краевом государственном бюджетном учреждении культуры «Дом искусств» министерства культуры Красноярского края состоялся литературный вечер Эльдара Ахадова. Яркое и ёмкое вступительное слово о творчестве писателя произнес популярный актер театра и кино Яков Олегович Алленов. Затем писатель представил присутствующим свою только что изданную книгу «Бытие. Книга первая», рассказал об истории её создания, о дальнейших творческих планах и прочитал отрывки из книги. Чтение гармонично перемежалось с демонстрацией музыкального видеоряда. В него вошли: танцевальная композиция народного азербайджанского ансамбля песни и танца «Одлар юрду» по стихотворению Ахадова «Огонь и вода», фрагмент авторского видеофильма «На Крайнем Севере» - об арктической природе и жизни автора за полярным кругом, романсы, танго и песни, соответствующие тематике представляемых автором литературных произведений. С исполнением песен на стихи Эльдара Ахадова «Поглядите мне вслед» и «Горный лес» выступила Маргарита Радкевич. Среди присутствующих помимо хорошо знакомых писателю по его десятилетней работе с краевым литературным объединением «Диалог» и студией для незрячих и слабовидящих «Былина» Галиной Бояркиной, Людмилой Федорчак и других участников этих сообществ было много новых лиц очень разного возраста - из числа красноярских ценителей творчества Ахадова и его постоянных читателей. Во всяком случае уютный зал Дома искусств в этот вечер был практически полон.
    В заключительной части своего выступления писатель ознакомил присутствующих с произведениями из новой книги сказок «Чудо в перьях», изданной тиражом 1000 экземпляров за счёт средств новокузнецкого издательства «Союз писателей».
    Среди присутствующих на вечере находились лица хорошо знакомые всем жителям Красноярского края: писатель Эдуард Русаков, художественный руководитель мим-театра Ирина Зайцева, автор и ведущая программы о культуре на интернет-радио VK поэтесса Ольга Левская, поэт Александр Елтышев, член СП России Анатолий Кобзев, писатель Иса Айтукаев, красноярская художница и педагог Елена Акулова, поэтесса и автор-исполнитель песен Лариса Мерзлякова, чей день рождения, кстати, совпал с датой творческого вечера Эльдара Ахадова.
    Ведущий программы "Наша культура" телеканала "Енисей" Олег Суслов поделился впечатлением от состоявшегося культурного мероприятия: "Большое спасибо за великолепный творческий вечер! Вы прекрасно читаете свои произведения! Драматично и просто. Танец на Ваши стихи порадовал и удивил неожиданной палитрой жанров. Поздравляю с новой книгой! Желаю успехов!".
    Оксана Дайнеко, как бывший исполнительный директор Фонда Михаила Прохорова и нынешний заместитель директора красноярского государственного театра оперы и балета, имеющая солидный опыт организации и проведения различных культурных мероприятий, тепло поблагодарила писателя и выразила надежду на новые литературные встречи.
    Красноярский представитель азербайджанского молодежного объединения России Кямран Рустамзаде сразу после окончания концерта взял у Эльдара Ахадова обширное видео- и аудио-интервью для азербайджанской диаспоры. Грамотное техническое и организаторское сопровождение вечера осуществила работник Дома искусств Арина Накрохина.

    8 июля
    Новый Уренгой. Во дворце культуры «Октябрь» города Новый Уренгой состоялся литературный вечер, посвящённый дню рождения Константина Дмитриевича. На вечере, организованном под руководством заместителя директора дворца культуры Полины Архиповны Росошик, со стихами и песнями на стихи Бальмонта выступили Зульфия Османова, Татьяна Яналина, Владимир Ширяев, Галина Борисенкова и другие представители ямальской творческой интеллигенции. Среди присутствовавших находились Елена Романова, Надежда Сушко, Александр Бойцов и многие иные почитатели творчества Константина Бальмонта. С чтением отрывков из книги «Кругосветная география русской поэзии», посвящённых жизни и творчеству Бальмонта выступил Эльдар Ахадов. В свою очередь, блистательный Владимир Ширяев прочитал отрывки воспоминаний Ивана Бунина о поэте, спел песни собственного сочинения на его стихи, а также представил публике свой новый романс на стихи Эльдара Ахадова. На встрече присутствовали тележурналисты из столицы Ямало-Ненецкого округа – города Салехарда.
    15 июня исполнилось 150 лет со дня рождения русского поэта Константина Дмитриевича Бальмонта. Литературный вечер, посвящённый дню рождения поэта состоялся во дворце культуры «Октябрь» города Новый Уренгой 8 июля 2017 г. На вечере, организованном под руководством заместителя директора дворца культуры Полины Архиповны Росошик, со стихами и песнями на стихи К.Д. Бальмонта выступили Зульфия Османова, Татьяна Яналина, Владимир Ширяев, Галина Борисенкова и другие представители ямальской творческой интеллигенции. Среди присутствовавших находились Елена Романова, Надежда Сушко, Александр Бойцов и другие почитатели творчества Константина Бальмонта. С отрывками из книги «Кругосветная география русской поэзии», посвящёнными жизни и творчеству Бальмонта выступил Эльдар Ахадов. В свою очередь, блистательный Владимир Ширяев прочитал отрывки воспоминаний Ивана Бунина о поэте, спел песни собственного сочинения на его стихи а также свой новый романс на стихи Эльдара Ахадова.

    ФЕВРАЛЬСКИЙ ВЕТЕР
    Слова Э.Ахадова
    Музыка В. Ширяева

    Завьюженный долгою думой
    С душою своей не в ладу
    Колышется ветер угрюмый,
    Промерзший в февральском саду.
    Истошно, как запертый в клетке,
    Кричит он о чем- то Творцу,
    И хлещут случайные ветки
    Его по живому лицу.
    Забывшись от плача и смеха,
    Других ли зовущий, себя ль,
    Спешит он, как горное эхо,
    Один во вселенскую даль,
    Туда, где, не зная об этом,
    Плывут, как во сне корабли,
    Объятые небом и светом
    Влюбленные люди земли.
    Александр Карпенко


    Эльдар Ахадов, Чудо в перьях, издательство "Союз писателей", 2017

    Сказки, отобранные Эльдаром Ахадовым для своей новой книги, весьма разнообразны по своему звучанию. Здесь и маленькие зарисовки, интонационно напоминающие стихотворения в прозе, и полноценные сказки с постепенно развивающимся сюжетом. Такое построение книги, во-первых, даёт возможность расширить возрастной диапазон читателей, в сторону уменьшения; во-вторых, позволяет автору использовать «принцип крещендо», когда сила, притягательность и универсальность сказок возрастает с каждым новым произведением. И мне, как читателю, такая компоновка пришлась по душе. Эльдар Ахадов – яркий представитель «Андерсеновского» направления сказочничества. В его сказках невозможно отличить правду от вымысла, потому что вымысел у него – тоже правда. Особая одухотворённость – вот ещё что роднит сказки Ахадова с историями, рассказанными великим датским сказочником. Как и Андерсен, Ахадов любит форму сказки, потому что она позволяет ему совместить исповедь с проповедью добра. Как и Ганс-Христиан, он никому не говорит, для кого эти сказки: для детей или для взрослых.
    Сказка «Цветок Чжень» величественна, как мироздание. Пожалуй, в ней, как и во многих других произведениях Эльдара Ахадова, можно обнаружить отголоски морализма. Но рассказ всё равно доминирует, главенствует над моралью, он – первичен. Из него каждый читатель может взять ровно столько, сколько он готов взять в данный момент. Скажу крамольную вещь: я думаю, что рассказ о цветке Чжень тянет, как минимум, на новую религию. Это будет покруче коммунизма! Вертикальное единение поколений во имя чистоты, дарованной цветком Чжень! Жизнь в борьбе с силами мирового зла! Именно после этой сказки я окончательно убедился, что Эльдар Ахадов – немыслимый, невероятный, эксклюзивный, сногсшибательный писатель. Такие вещи, как «Цветок Чжень», подвластны перу единиц!
    «Цветок Чжень» – это завещание, воскрешающее предков. Вспоминается «Философия общего дела» выдающегося русского мыслителя Николая Фёдорова. В этом «взращивании» в себе сил добра есть подлинное величие! В то же время нельзя полагать, со временем все без исключения люди узнают «запах цветка Чжень». Утопическая шаткость этого предположения побеждается в рассказе Эльдара Ахадова верой в возможность такого чудесного превращения (на то она и сказка!). «Только верой!» – призывал своих сторонников Мартин Лютер, имея в виду, что спасение достигается верой, а не делами. В рассказе Эльдара Ахадова вера и дела людей сплетены в нерасщепляемый клубок. В Начале было Дело. Отец китайца Ляо, движимый любовью к жене и сыну, нашёл и сорвал заветный цветок Чжень, охраняемый демонами зла. Силы зла заточили его за это в темницу. Где и пребывает он поныне в молодости и добром здравии, благодаря волшебному цветку. И высвободить его оттуда можно только верой (sola fide), когда наступит такое время. Вера и совершит необходимое действие. Конечно же, в рассказе Ахадова потрясает сам сюжет. Это надо было придумать! Глубина и трогательность замысла выдают в Эльдаре Ахадове демиурга. Этот человек, подобно Толкиену, способен творить целые миры. Непрерывность жизни – вот что выносит пытливый читатель из произведений писателя Ахадова.
    Именно в жанре сказки многонациональное человечество создало наибольшее количество замечательных произведений. Сказки есть даже у тех народов, у которых практически нет литературы. Этот народный фольклор понятен всем – и потому безграничен. Поэтому нет ничего удивительного в том, что новые сказочники используют богатства, наработанные за много веков. Не стесняется использовать элементы многонационального фольклора в своих произведениях и Эльдар Ахадов.
    Сказки Эльдара Ахадова очень романтичны. И почти всегда – это особый романтизм, имеющий мало общего с банальностью хеппи-эндов, когда «и стали они жить-поживать, да добра наживать». За своё счастье герои Ахадова борются, их «ведёт», подобно нити Ариадны, всепобеждающая любовь. В сказке «Элиза», название которой напоминает нам о замечательной лирической пьесе Бетховена, любовь побеждает всё – разлуку, смерть, страшную эпидемию, уносящую человеческие жизни. Да, в сказках Ахадова порой происходят горькие, страшные события, и, кажется, вот-вот, и маятник навсегда качнётся в сторону беды и печали. Но люди выживают – и идут дальше. Принц из сказки «Элиза» чем-то напоминает молодого Петра Первого, он так же увлечён лоцманством, корабельным делом, морской разведкой. Но вряд ли российский государь был способен на такую чистую любовь и беззаветную верность любимой женщине, как принц, герой сказки Эльдара Ахадова. В сказке герой совмещает в себе и умение управлять государством, и достойное поведение в частной жизни. В реальности это сочетать в себе очень трудно, почти невозможно. Служение государству требует от человека больших жертв, часто несовместимых с личными пристрастиями. Но в сказке возможно всё! Какое счастье, что принцы в сказках освобождены от рутинной работы приёмов и церемоний! Они даже не обязаны жениться на особах королевской крови! Это, вне всякого сомнения, добавляет им счастья и воздуха. За это мы и любим сказки.
    События, произошедшие в стране за время отсутствия принца (так и хочется сказать: принца Гамлета!), повергают его в своего рода безумие. Он имел всё – и в одночасье всё потерял. Чтобы перенести такое, нужна особая крепость духа. Но чёрная полоса в жизни не может продолжаться вечно! Концовка сказки поражает воображение даже видавшего виды читателя: такой финал мог написать только человек с большим сердцем. Элиза, героиня сказки, сражённая болезнями и долгим невозвращением любимого человека, уплыла на утлой лодчонке далеко в море. Где она, что с ней? Как всегда в сказках, времени нет: оно растворилось где-то в водовороте событий. Мы не знаем, сколько пробыла в море отважная девушка, сколько искал её принц. Это не важно. Главное – вот что. Неустанные мысли о любимой совершили внутри человека чудо: он прозрел, и увидел звёздное небо над головой, и услышал, как она его зовёт. И вот уже маленькая лодка Элизы, словно летучий голландец, появляется в поле зрения принца. Что с ней? Жива ли она? Эльдар Ахадов ничего об этом не говорит, и понимаешь: это – какая-то высшая жизнь, при которой не имеет значения, жив человек в своём теле – или уже его покинул. Это – бессмертная любовь и бессмертная любимая! Как она может умереть, если смогла победить такую страшную болезнь, а вместе и ней – и беспросветную многолетнюю разлуку? Это одновременное состояния покоя и действия поражает в сказочной лирике Эльдара Ахадова. И фата моргана становится реальностью! И «бегущая по волнам» радость воссоединения любящих сердец – становится неизбежной и необратимой. Ахадов не даёт нам хеппи-энд. Он даёт нам больше, чем хеппи-энд. Он даёт нам катарсис. Прекрасное побеждает болезни и даже саму смерть. Пожалуй, именно сказки – наименее подверженный «старению» жанр литературы.
    Добрые сказки Эльдара Ахадова не всегда заканчиваются счастливо. Однако после них хочется жить! Пространство сказки – оно везде. Порой ситуация. Возникающая в сказке, имеет свою «подсказку» в реальной жизни. Например, когда фашистская Германия внезапно напала на СССР, Иосиф Сталин срочно вызвал к себе ясновидца Вольфа Мессинга. «Что будет со страной? Чем закончится война?» - спросил Сталин. «Советский Союз победит, – подумав, ответил Мессинг. – Однако для достижения цели Ваш сын должен будет погибнуть». Так и произошло. Всем памятна фраза, брошенная генералиссимусом по этому поводу: «Я солдата на фельдмаршала не меняю». Не правда ли, очень похоже по сюжету на события сказки Ахадова «О голосе на ветру»? Я, конечно, далёк от мысли, что писатель держал в голове историю со Сталиным, когда писал свою сказку.
    Это даже не сказка, это, скорее, стилизация под сказку. Когда вполне взрослые проблемы освещаются (нарочно!) в «детском» формате. Сама суть повествования – не сказочна. Вначале Эльдар Ахадов рассказывает нам, с чего обычно начинаются войны. Все войны обычно так и начинаются – из-за пары пустяков. Кому-то показалось, что он запросто может завоевать другую страну. Или кто-то обиделся на слова соседа настолько, что готов мстить за них жизнями своих подданных. Короли – они ведь такие же люди, как и мы с вами, – только, может быть, чуть более могущественные. Пример Эльдара Ахадова показывает: обычно сказки народов мира так и возникают – прямо из жизни. То есть процент реальности в них очень высок. Может быть, он даже выше, чем в романах Толстого или Достоевского. Поэтому большая глупость – считать сказку «низким» жанром, недостойным пера Мастера.
    Конечно, Эльдар Ахадов рассматривает ситуацию, когда «хороший» король противостоит «плохому». В действительности часто бывает, что оба короля – нехорошие. Например, Сталин и Гитлер. Каждый – нехорош по-своему. Но именно Сталин в войне был вынужден пожертвовать своим сыном. Поражает, когда человеческая драма подаётся в сказочном обрамлении. Выбирать между родиной и сыном не пожелаешь и врагу. Но, если ты глава государства, твой выбор предопределён – конечно, ты будешь «голосовать» за свою державу, а не за свою семью. Иначе, может быть, ты и не стал бы королём. Но король, герой сказки Ахадова, вдобавок ко всему – ещё и хороший человек. Нет, он не колеблется в своём выборе, он – «стойкий оловянный солдатик». Но он словно предчувствует, что такой выбор будет стоить ему рассудка. Вы понимаете, победа над неприятелем и свобода своего народа не могут компенсировать человеку утрату единственного сына. И он бродит, как безумный шекспировский король Лир, чужой на этом празднике жизни. Парадоксальность драматургических решений – сильная сторона писателя Эльдара Ахадова! Жизнь вскрыла страшную истину: король может жить без страны, но не может без наследника. Он этого не знал заранее. Он просто не смог. Поэтому мы так сопереживаем королю, хотя главный герой сражения – не он, а его сын. Эльдар Ахадов мастерски ведёт свой незабываемый рассказ. Принц не погибает на поле боя, он – среди «пропавших без вести». Это усиливает драматизм повествования, повышает градус сопереживания. И здесь писателя осеняет ещё одна блестящая находка. Мы не знаем, сколько времени король искал сына. Время исчезло в этом священном безумии. Вслед за временем исчезает и человек, сам король. Он ходил за сыном так долго, что от него остался только голос. И здесь писатель точен: не имеет значения, жив король или нет. Его голос звучит. И звучать никогда не перестанет. Потому что неслыханная отцовская жертва не имеет меры и цены. Его отцовский подвиг – бессмертен.
    Все сказки Эльдара Ахадова, составившие его новую книгу «Чудо в перьях», дивно хороши. Но сказки «Элизе», «О голосе на ветру» и «Цветок Чжень», несомненно, являются вершиной сказочного творчества писателя. И не случайно Ахадов поставил их завершать свою книгу. Мне кажется, книга «Чудо в перьях» обладает интегральным свойством быть интересной на разных уровнях понимания. Дети будут радоваться приключениям персонажей сказок и сопереживать им. Взрослые, помимо этого, обнаружат в них глубокую философию. Даже в самых простых сказках, вроде «Капли в море», часто есть второй план. Капля – это отдельно взятый человек. Море – это народ. Путешествие капли из тучи в море – становление народа из отдельных индивидуумов. Я убеждён. Эльдар Ахадов обладает уникальной способностью хорошо понимать и детей, и взрослых. Есть связующая нить, объединяющая всё человечество, независимо от возраста конкретного человека, и это чувствуется в каждой сказке писателя. Думаю, книга «Чудо в перьях» выдержит много переизданий и станет желанной гостьей в каждом доме, где подрастают маленькие обитатели нашей планеты.

    Александр Карпенко,
    поэт, прозаик, литературный критик, член Союза писателей России,
    Южнорусского Союза писателей и Союза Писателей XXI века