Главная Контакты В избранное
Подписаться на рассылку "Миры Эльдара Ахадова. Стихи и проза"
Лента новостей: Чтение RSS
  • Читать стихи и рассказы бесплатно

    «    Апрель 2021    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930 
    Март 2021 (1)
    Февраль 2021 (1)
    Январь 2021 (3)
    Декабрь 2020 (1)
    Октябрь 2020 (1)
    Сентябрь 2020 (1)

    Популярное

    Новости партнеров

    Каждый клуб получит 350 млн евро за вступление в европейскую Суперлигу
    По информации The New York Times, каждый клуб получит выплату в размере 350 млн евро (около 425 млн долларов) просто за сам факт вступления в европейскую Суперлигу.Экономист раскрыл планы США по подрыву рубля
    Финансовый и биржевой аналитик Степан Демура рассказал о плане США подорвать курс рубля. Его цитирует "Вечерняя Москва". По его словам, действия американских властей подтверждают давно ...ФСБ показала задержание подозреваемых в подготовке покушения на Лукашенко
    17 апреля ФСБ России задержала двух человек, которые готовили военный переворот в Белоруссии и устранение президента республики. В свою очередь сам Лукашенко также рассказал о задержании группы ...

    Реклама

  • ЧИСТАЯ ДУША

     Опубликовано: 18-07-2018, 20:33  Комментариев: (1)
    Маялась душа грешными делами. Самой покоя не было и другим от неё доставалось. Послали её к чёртовой матери. Пошла. Та зыркнула волчьим взглядом, вывернула душу, вынула из неё грешные дела ребятишкам своим на забаву и отпустила. Идёт пустая душа, колышется на ветру. Дунул он посильнее. Надулась душа ветром, затрепетала и полетела куда глаза глядят. А глаза у неё огромные - в полнеба, туманные, с дождями, голубые в просветах. Что там, вдали, шумит? Неужто море? Что там, вдали, светится? Неужто, ночной костёр? Эй, душа! Лети сюда. Не бойся. Никто не обидит. Ночью у костра возле моря все песни - твои, все звёзды - твои, все слова - для тебя, чистая душа… доверчивая… безгрешная…
    У любого народа - сказки - квинтэссенция народной мудрости и народного характера. Тысячи лет жизненного опыта. Историческая правда. И даже пророчество о его будущем. Это несомненно для любой народной сказки. В том числе, как я искренне верю, и для сказки про курочку Рябу.
    Таинственная сказка! Как только маленький человечек начинает различать смысл произносимой взрослыми речи, первое, что делают взрослые: рассказывают ему эту потрясающую сказку с таким глубоким древним смыслом, разгадать который обычному современному взрослому человеку никак невозможно. Перечислю героев сказки: курица, дед, баба, мышь и, конечно, яйцо. Одомашненная птица, два взрослых пожилых человека, дикий зверь и нечто.
    Начнём с курицы. Что мы о ней знаем? Мы знаем, что её зовут Ряба. То есть, речь идёт не о белой или чёрной, или одноцветной курице, а именно о пёстрой (или, как говорят в просторечии, о рябой). Почему? Почему курица непременно пёстрая? В чём дело? Нет ответа.
    Чем занимаются люди? Они пытаются разбить золотое яйцо. Причём, делают это очень упорно, изо всех сил. Золото - это металл. Разбить металл невозможно. Можно согнуть, расплющить, что угодно, но не разбить. Двое взрослых людей с неистовым упорством стремятся разбить то, что в принципе разбить нельзя. Почему они, как сумасшедшие, пытаются совершить то, что невозможно в принципе? Чего они добиваются? Нет ответа.
    Мышь. Почему именно мышь? Не медведь, который гораздо сильнее. Не муха. Не комар. А конкретно - мышь. Олицетворением чего в данном случае является это животное? Почему мыши, именно мыши, удаётся невозможное: разбить то, чего в принципе разбить нельзя? Причём, обратите внимание - чем она его разбивает? Мышиным хвостиком. Не топором. Не кувалдой. Обыкновенным тоненьким хвостиком. Пробовал кто-нибудь разбивать яйца мышиными хвостиками? И каков результат? Конечно, никакого. А почему её хвостик - разбил металлическое яйцо? Нет ответа.
    Итак, яйцо, которое так упорно пытались разбить люди, наконец-то разбито. Не людьми, но разбито. Но люди не радуются этому, а плачут. Потрясающая сказка. О чём плакать, если вы сами того хотели? Опять нет ответа.
    Ещё вопрос: зачем мышка пришла? Разве её звали? Нет. В сказке про репку мышку позвала кошка. А здесь? Никто. Может быть, яйца - её основная пища? Нет. Мыши по большей части питаются растительной пищей, зерном, например. Но не яйцами. Мыши не плотоядны. Зачем ей было приходить и заниматься не своей проблемой? Нет ответа.
    Что успокаивает людей? Обещание пёстрой курицы впредь дарить людям только обычные куриные яйца. То есть, пёстрая курица способна одинаково успешно создавать яйцеподобные предметы, как из металла, так и биологического происхождения. Очень необычная пёстрая курица. Ей в принципе всё равно какие яйца производить. Почему у неё такое странное свойство? Нет ответа.
    Итак. Люди ведут себя, как совершенные идиоты. Пытаются разбить небьющееся, добиваясь непонятно какой цели, а потом рыдают, когда это удаётся. Мышь успешно занимается тем, что ей несвойственно и о чём её никто не просил. Курица (исключительно пёстрого цвета!) создаёт предметы из абсолютно разного вещества, назначение которых ей в принципе безразлично.
    Так о чём эта гениальная сказка? Какой смысл хотят вложить в неё взрослые, рассказывая обо всём этом ребёночку? Нет ответа.
    Я уверен, что объяснение всему этому есть, и, может быть, кто-то о нём уже догадывается. Но широкому кругу читателей пока, увы, не известно ничего.
    Теория неопределённости
    Хотите увидеть Вечность? Нет ничего проще. Нарисуйте на листе бумаги замкнутую линию. А теперь начните в любом её месте взглядом или пальцем, чем угодно, движение. Где его начало? Не важно. Где конец? Его вообще нет, потому что линия - замкнутая. Сколько бы вы не двигали взглядом по замкнутой линии, вы никогда не доберётесь до её конца. Если уменьшить размеры линии или увеличить их, не изменится ничего. Линия может быть величиной с диаметр Земли или величиной с диаметр атома: бесконечность движения по ней от этого не изменится ни на сколько.
    Будущее - прошлое, которого ещё нет. Прошлое - будущее, которого уже нет. Настоящее - воображаемое место перехода будущего в прошлое. Отдельно от них настоящего не существует.
    Любой отрезок времени имеет неопределённую длину. Каким бы кратким ни был этот отрезок, его всегда можно разделить надвое. И не только надвое, но на любое число раз. При этом одна его часть станет прошлым, другая - будущим, а неопределённость между ними - и есть то самое, что именуется «настоящим». Не существует ни бесконечно длинного, ни бесконечно короткого отрезка времени.
    Любая конкретная точка является облачком неопределённостей её местоположения, внутри которого точка по-прежнему имеет погрешность определения. Следовательно, не существует точки пространства с абсолютно точными (до какой-либо конечной цифры) конкретными координатами.
    Следовательно, попытки определения конкретных (не приблизительных) величин времени и пространства бессмысленны, ибо их нет. Пространство в каждой своей точке и время в каждом своём отрезке – волны. Время сжимается и растягивается, проявляя таким образом свойства волны. Облачко точки тоже сжимается и растягивается, проявляя свойства волны. Возможно, поэтому определить единицу времени или точку пространства с абсолютной точностью невозможно. Единица времени и точка не являются дискретными (конечными) величинами. Поэтому умножая волну на волну нельзя говорить о стабильной дискретной величине полученного результата. Время и пространство стабильны в своей неопределённости. И их результат – тоже.
    Как бы тщательно мы ни производили свои измерения, в любом случае погрешность определения точки, как и погрешность определения единицы времени, никогда не будут равны нулю. Они останутся. Пространство времени сжимаемо и растягиваемо, как волна или вибрация. Таким образом, с изрядной долей уверенности можно констатировать факт: наш мир зыбок, он существует в вибрациях. Он сжимаем и растягиваем. Следовательно, говорить о какой-либо определённой и незыблемой скорости света – тоже бессмысленно. Любая скорость зависит от времени и расстояния. Но если и время, и расстояния являются не дискретными, а волновыми (вибрационными) явлениями, то не может существовать в стабильном виде и их производная – скорость чего-либо относительно чего-либо иного... Возможно, вечность – это отсутствие времени или его присутствие, но в иных вибрациях, иных изменяемых волновых структурах.
    Время является непрерывно изменяющимся измерением пространства. Оно - течение пространства, изменение его вибрационной (излучаемой) энергии. Изменения эти непрерывны и необратимы. Вернувшись в то же местоположение Х, У и Z, на самом деле мы возвращаемся в другое место, потому что координата Т (время) изменилась. Вибрация точки стала другой. Произошёл сдвиг: будущее стало прошлым. Координата Т меняется непрерывно и необратимо. Не существует одного и того же места. Оно постоянно меняется: «стареет на глазах», как мы могли бы сказать. Нам известно о том, что Вселенная постоянно расширяется, причём - с ускорением. Это означает, что местоположение каждого объекта во Вселенной в связи с её ускоряющимся расширением в любой момент времени занимает иное положение в пространстве. С учётом того, что и само время изменяется, можно сказать, что любая точка пространства в любой момент времени имеет новое местоположение по всем четырём измерениям: Х, У, Z и Т. Именно в этом отношении я применяю термин «текущее пространство».
    Мы часто упускаем из вида: то, что для нас равно десяткам миллиардов лет... где-то может составлять лишь доли секунды.
    Ни у одной точки в мире нет точных координат. Всегда только приблизительные с заданной степенью точности. Как бы точно ни производились измерения, они никогда не будут абсолютно верными. Потому что никаких абсолютно точных координат вообще не существует. Любая точка в действительности - облако точек, определяющих её приблизительное местоположение. Пусть бесконечно малое по размеру, но облако, а не конкретная точка. Ибо точка - вибрация пространства. А у вибрации нет строго определённого места. У вибрации нет и не может существовать определенного местоположения. Вибрация, находящаяся в определённом местоположении невозможна по определению. Вибрирование энергии, неопределённость местоположения – главное условие существования пространства, главное условие существования времени, а значит, и главное условие существования всего.
    Всё конкретное и строго определённое существует только в воображении человека. Природа же всегда приблизительна. Всё сущее имеет право на некоторую неопределённость существования. Пространство есть вибрация энергии. Слово, как выражение мысли, тоже – вибрация энергии.
    Существует обратная сторона пространства. Фактически - то же самое пространство, но как бы вывернутое наизнанку, с противоположной стороны. Почему "как бы" ? Потому что реально это то же самое пространство и есть, но благодаря тому, что оно огромно, мы не замечаем того, что оно обладает свойством ленты Мебиуса.
    Не существует точно вычисляемой точки пространства. Не существует мгновения с точными параметрами. Все приблизительно. Мир существует за счет вибраций. За счет приблизительности. Нигде и ни у чего не существует абсолютно точных координат. Абсолютно точное, безукоризненное - идеал. Идеал - исчезновение всего приблизительного. Идеала не существует. Время приблизительно. Настоящее время есть сингулярный бесконечно малый момент неопределённости между прошлым и будущим. Поэтому все реальное находится одновременно и отчасти в прошлом (чуть назад) и в будущем (чуть вперед). Настоящее время - отсутствующий идеал, к которому стремятся оба вектора времени: прошлое - к бесконечно большой величине, равной нулю. Будущее - к бесконечно малой величине, тоже равной нулю. Ноль - единственная идеальная точка настоящего времени. Однако, фактически она недостижима. Потому что ее нет, она виртуальна, как виртуальны частицы в вакууме, мгновенно аннигилирующие с реальными частицами.
    Жизнь неопределённа. Её существование возможно только в состоянии неопределённости, которое я именую вибрациями. Нет определённого времени, ибо никакое мгновение жизни нельзя определить конкретно: у мгновения всегда есть только прошлое и только будущее время, а настоящее время – точка моментального превращения будущего времени в прошлое. При этом сама точка отсутствует. Сколько ни дели любой крохотный отрезок времени на прошлое и будущее, он всегда разделится без остатка на настоящее. Нет определённого местоположения ни у какой точки пространства, потому что пространство вибрирует. В любой конкретный момент (отрезок) времени любая точка пространства находится сразу минимум в двух (и более) местах – в прошлом (чуть-чуть назад) и в будущем (чуть-чуть вперёд), а в настоящем никакой точки пространства нет. Потому что настоящее отсутствует. У стрелы времени есть только вектор направления, но никаких конкретных точек времени нет. Отсутствие вибрации пространства возможно только одно: отсутствие самого пространства. Абсолютно точное измерение местоположения точки пространства невозможно именно поэтому. Как бы ни была мала погрешность измерения местоположения точки, она обязательно будет, потому что ни у какой точки нет, не было, и никогда не будет определённого местоположения. Так же как любой момент времени по сути - лишь переход из будущего в прошлое, отсутствуя в настоящем, любая точка пространства является приблизительностью, неопределённостью. И пока есть эта неопределённость, существует это мироздание. Как только неопределённость конкретизируется, мироздание в том виде, в каком оно существует – исчезнет или станет чем-то иным...

    ИСПОЛНЕННЫЙ ОЧЕЙ

     Опубликовано: 17-06-2018, 23:05  Комментариев: (0)
    Помните песню, исполнявшуюся группой «Аквариум» - «Под небом голубым есть город золотой»? Первый раз я услышал её в кинофильме «Асса». Были там странные слова, обратившие на себя моё внимание с первого раза: «исполненный очей». Как это? Что такое?
    Поначалу я счёл, что «вол, исполненный очей» -такая поэтическая метафора. Все знают «воловьи глаза» - как бы большие глубокие глаза с поволокой. Я ошибочно решил, что именно этот смысл имел в виду автор текста песни. Но. Это заблуждение. Всё не так. Не так просто.
    В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис), дошедшем до нас на древнегреческом языке сказано:
    «И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
    И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
    И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Глава4; стих 6-9.
    Не вол, а все четверо животных исполнены очей спереди и сзади, то есть, по всему телу. Или, как минимум, по всей голове. У каждого из этих существ имеются крылья. Количество крыльев – шесть. Как такое может быть, если такое возможно? А если невозможно, то есть ли у человеческого воображения какие-то реальные основания?
    Шестикрылые существа упоминаются и в Ветхом Завете. В Книге Пророка Исайи они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шесть крыльев: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
    И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» Глава 6; стих 2-3.
    О глазах ничего не говорится, но шесть крыльев присутствуют. У Иоанна – животные, у Исайи – серафимы. Существует версия о том, что образ серафимов уходит корнями в облик существовавших ранее духовных существ сирийских мифов, датировавшихся первым тысячелетием до н. э., или в иконографию Вавилона и Ассирии, откуда во всем своем правдоподобии первых представлений об ангелах был заимствован в иудейский и христианский миры.
    Итак, некие существа вокруг престола Создателя числом 4 имеют каждый по шесть крыльев и головы их (или тела) покрыты бесчисленными глазами. Фантастически невообразимая картина. Не правда ли?

    Фантомная память

     Опубликовано: 20-05-2018, 22:05  Комментариев: (0)
    От всякого события остается фантомная память. Любые следы можно стереть, а она останется. Может, и места уже нет, а память о нем болит.
    Сначала человеческая речь была устной. Человек жил, произносил речи, умирал, и речь его исчезала вместе с ним. С возникновением письменности речь человека перестала исчезать вместе с его смертью. Человека уже нет, а его мысли остались. Их можно прочитать с помощью особых знаков, именуемых, например, рунами. Естественно, что такое явление могло расцениваться в древности, как некое волшебство. Письменность, как явление, – вероятно, могло восприниматься, как нечто потустороннее, как речь мёртвых. Человек умер. Его давно уже нет, а письменное слово, оставленное им, живо и продолжает «говорить» с живыми. В скандинавской и древнегерманской мифологии существует по поводу появления письменности легенда об Одине, имеющая множество вариаций, сходных в том, что бог Один, якобы ради получения знаний о рунах пронзил себя копьём, чтобы пригвоздить себя к волшебному мировому дереву Иггдрасиль, провисел на нём 9 дней (ночей), обрёл знания о рунах (о письменности) и отягощённый знаниями (рунами) упал на землю. Повторяю: вариаций этого сюжета – бесчисленное множество, но суть их одна: обретение письменности (мудрости) с помощью висения на дереве. Не правда ли: странноватый способ обретения знаний? У меня нет ни малейшего сомнения в том, что с одной стороны, за этой легендой кроется нечто реальное, а с другой стороны, я пребываю в полном убеждении, что люди, находившиеся у истоков легенды сумасшедшими не были, никто себя никакими копьями никогда не протыкал. Но если легенда стойко подчёркивает некоторые моменты, значит, мы попросту не понимаем её реального наполнения, воспринимая, имеющие для древних людей совершенно иной смысл действия, как некую горячечную ахинею, которой, конечно же, не было никогда.
    Сам термин «руны» имеет связь с древнегерманским корнем слова run («тайна»). Всего в мире известно около 5000 рунических надписей, большая часть из которых была найдена в Швеции. Богу Одину было известно, что есть священные знаки — руны, которыми можно записать слова. Но чтобы познать их, нужно было принести самого себя в жертву. Почему? Давайте разберёмся.

    ЕДИНИЦА ЖИЗНИ

     Опубликовано: 31-03-2018, 09:36  Комментариев: (0)
    Любую мою книгу можно читать с любого места: с начала, с конца, с середины, откуда угодно. Где понравится и ли привлечёт внимание, оттуда и читайте. Это похоже на принцип поста в социальных сетях интернета. Не нужно перелистывать уйму страниц, чтобы понять что было раньше или что будет позже. Потому что всё - здесь и сейчас, на том самом месте, где читается. Не обязательно знать, что было раньше и что будет потом, если на это нет времени. Жизнь мимолётна. И в этом – её вечность. Здесь и сейчас. Каждый короткий рассказ, каждое рассуждение, раздумье, притча, сказка – всё сконцентрировано в несколько абзацев, в один абзац, в пару предложений, в одно предложение, в одну фразу… Не торопитесь, не неситесь, сломя голову и выпучив глаза от утра к вечеру, от вечера к утру, пожалуйста!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Прочтите хотя бы пару слов. Может, они вам сейчас нужнее, чем ещё одна ваша сторублёвка, на которую вы убьёте бесценное время вашей жизни. Мы живём в мире измерений. Единица длины. Единица массы. Единица времени… Для всего – своя мера. А в чём мера человеческой жизни? Неужели в куске колбасы или в ещё одной бутылке пива? Единица человеческой жизни – это мысль и чувство. Как частица и волна. Читайте книги. Мыслите. Чувствуйте. Не тратьте своё время впустую на погоню за тем, что тут же проестся, пропьётся и износится…
    https://ridero.ru/books/dobrye_lyudi/

    Дядюшка Фритьоф

     Опубликовано: 19-03-2018, 19:28  Комментариев: (0)
    Десять лет с 2000 по 2010 годы я руководил литературной студией «Былина» в красноярской краевой специальной библиотеке – центре социокультурной реабилитации инвалидов по зрению. На прощание в присутствии всех моих подопечных мне было вручено благодарственное письмо, текст которого до сих пор трогает моё сердце. А тогда, при его вручении у многих из присутствующих при этом событии, в том числе и у меня самого, на глазах были слёзы.
    Вот его текст: «Благодарственное письмо Эльдару Алихасовичу Ахадову, руководителю литературного объединения «Былина» - за многолетнее плодотворное сотрудничество в социокультурной реабилитации инвалидов по зрению. Вы помогали людям с ограниченными возможностями зрения осознавать себя творческими личностями, обретать уверенность в себе, преодолевать многие трудности. Выражаем Вам уважение и признательность…»
    Лично для меня эти слова, сказанные от лица тех незрячих и слабовидящих, с которыми мы за 10 лет творческой работы стали одной семьёй, - дороже медали, а может быть, и ордена, ибо в них – душа. Я писал о них в рассказе «Источник света». Там я рассказывал о каждом из незрячих и слабовидящих поэтов и прозаиков «Былины». Есть в нём и строки о самой пожилой участнице студии – Галине Константиновне Назаровой. «Порой остается лишь поражаться глубине такой памяти. Галина Константиновна Назарова, к примеру, окончила физмат ленинградского пединститута, участвовала в обороне Ленинграда, блокадница, всего-то ей в жизни «досталось», не позавидуешь. Но память, смею заверить, – потрясающая! Как-то на занятиях «Былины» в пылу полемики она запросто наизусть прочитала полный текст одной из передовых статей газеты «Комсомольская правда» за 1937-й год! Причем, назвала и дату, увы, я даже её не сумел запомнить». 8 мая 2015 года Галины Константиновны не стало…
    Я счастлив тем, что успел пообщаться с этой уникальной женщиной, у которой удивительна не только её личная судьба, но и судьба её рода, некоторые страницы истории которого невероятным образом переплетены со страницами биографии великого норвежского полярного исследователя и путешественника Фритьофа Нансена!
    Фритьоф Нансен (норв. Fridtjof Nansen) в 1913 году неожиданно для своих друзей отправился в Сибирь. Однако, неожиданным это решение было не для всех. Действительный член Императорского русского географического общества Степан Васильевич Востротин – депутат Государственной Думы нескольких созывов и городской голова города Енисейска по поручению российского правительства обратился к всемирно известному арктическому путешественнику норвежцу Фритьофу Нансену с предложением пройти на корабле Северным морским путём от Норвегии до острова Диксон. Степан Востротин происходил из рода сибирских золотопромышленников и купцов, имел высшее университетское образование, учился в Париже, свободно владел европейскими языками и главное – был абсолютно убеждённым сторонником ломоносовской идеи о прирастании российского могущества Сибирью.
    А для этого стране нужен Северный морской путь! Нансен и Востротин вместе отправляются в далёкое и опасное путешествие на корабле «Коррект». На тринадцатый день плаванья «Коррект» достиг острова Диксон и вошел в Енисейский залив. За время путешествия Нансен и Востротин сдружились настолько, что Степану Васильевичу удалось убедить своего норвежского друга отпустить "Коррект" с грузом в обратный путь, а самому пересесть на русское экспедиционное судно "Омуль" и направиться вверх по Енисею до родного для Востротина города Енисейска!
    21 сентября 1913 года Фритьоф Нансен пишет в своем путевом дневнике: "Около часу дня мы начали различать колокольни, а по мере приближения над рекой стали вырастать зеленые и золотые купола и белые стены церквей". Это был купола церквей Енисейска. В городе Нансен остановился в доме Анастасии Алексеевны Кытмановой, принявшей гостей, по словам путешественника, "с чисто сибирским радушием". Посетив почту и телеграф, путешественник на следующий день побывал в мужской гимназии и городском краеведческом музее. В зданиимужской гимназии Нансен прочитал горожанам лекцию о своих полярных исследованиях. После чего для гостя и товарищей по экспедиции был устроен торжественный приём. Это было 22 сентября, а 23-го после посещения женской гимназии и прощального осмотра экспонатов городского музея, Фритьоф Нансен вечерним почтовым тарантасом отбыл со своими спутниками в Красноярск.
    Об этом и многом другом мне стало известно из устных рассказов и записанных воспоминаний Галины Константиновны Назаровой ( в девичестве – Михайловой), поскольку Василий Васильевич Востротин был её дедом, а Степан Васильевич, друг Фритьофа Нансена, – родным братом её деда. По словам Галины Константиновны: “Экспедиция Нансена и настойчивость Степана Васильевича Востротина использовать Северный морской путь для торговли с Европой способствовали открытию в 1915 году норвежской компанией перевозки большого количества грузов из Англии и Америки в Сибирь через Скандинавию и Карское море”.
    В такие минуты, когда о, казалось бы, невероятно далёком во времени и пространстве легендарном человеке, кто-то рядом с тобой повествует обыденным голосом, как о ещё одном знакомом своего деда и приятеле его брата, невольно ощущаешь почти физическую близость тех людей и событий, ожившую связь времён…
    К сожалению, вскоре в России началась череда революций, а следом - гражданская война. Степан Васильевич был вынужден эмигрировать в Манчжурию и скончался на чужбине. Лишь в 2011 году его прах был перезахоронен в родном Енисейске. Фритьоф Нансен после своего путешествия по Енисею написал книгу "В страну будущего". В ней есть такие строки: "…будущее Сибири заключает в себе неограниченные возможности.… Настанет время, она проснется, проявит скрытые силы, и мы услышим новое слово о Сибири, у нее есть свое будущее, в этом не может быть никакого сомнения…" В 1922 году ему была вручена медаль лауреата Нобелевской премии мира. Скончался великий путешественник в 1930 году.
    С чем сравнить это ощущение близости исторических событий? Может быть, только с воспоминаниями о встрече в далёкой юности с Рашелью Владимировной Прус, которая помнила, кого бы вы думали? Нет, не догадаетесь: Владимира Ильича Ленина. Причём, не как вождя мирового пролетариата, а как соседа по дому в швейцарской эмиграции. И какими же были эти воспоминания? Правильно, неожиданными.
    Она ребёнком вместе со своим папой присутствовала на знаменитой впоследствии Циммервальдской партийной конференции. Дядя Володя постоянно норовил усадить её к себе на колени, а она, соответственно, всячески старалась этого избежать. Почему? Никакие политические мотивы здесь присутствовать никак не могли. Просто от дяди Володи на километр разило пивом. Потому что пиво тогда пили все и пили много. А это не очень приятно для непьющей маленькой девочки. Вот и всё.
    Нансен для Галины Константиновны Назаровой также, как Ленин, для Рашель Владимировны Прус, были и остались в их памяти реальными людьми – дядюшкой Фритьофом и дядей Володей. И это – дорогого стоит. Какими запомнят нас наши дети и внуки? Что расскажут своим детям, внукам и правнукам о нас через 70 – 80 лет, когда нас уже давно не будет? Или ничего? Или всё-таки – хоть что-то да вспомнят и расскажут?

    Харам

     Опубликовано: 19-03-2018, 19:26  Комментариев: (0)
    Однажды мои стихи спасли меня от рабства, а, может быть, и сохранили жизнь… Это было очень давно, в предгорьях Памира, в Таджикистане, где только что отгремела гражданская война. Я случайно оказался в руках вооружённых моджахедов, собиравшихся перейти реку Пяндж и доставить контрабандные товары в Афганистан.Они чрезвычайно обрадовались своей удаче в моём лице.
    Их переводчик объяснил мне, что меня собираются завернуть в ковёр и перевезти через Московскую погранзаставу на реке Пяндж, чтобы выгодно продать в рабство в Кандагаре. Что я мог? Ничего. От безысходности и отчаяния я начал читать свои стихи. На русском, разумеется. Конечно, они, кроме переводчика, не понимали ни слова. Но догадались, что это не обычная речь. Переводчик спросилменя чьи это стихи, и я ответил, что мои. Следом всё вдруг изменилось в их поведении. Меня в итоге отпустили, да не просто отпустили, а прежде того расстелили передо мной дастархан (подобие скатерти-самобранки, расстилаемой на полу) с пловом, чаем и восточными яствами. И проводили, как уважаемого человека, до того дома, где я перед этим находился…
    Долгое, очень долгое время я не мог ни понять, ни объяснить себе столь странного изменения в поведении моих «тюремщиков». Пока не обнаружил аналогичного случая, изучая историю жизни Лермонтова на Кавказе. Говорят, на Востоке, в горах, легенды живут долго. Гораздо дольше людей. Всем известно, что Лермонтова сослали на Кавказ за правдивые, обжигающие душу строки стихов о смерти Пушкина. Его отправили на войну с горцами, надеясь, что живым с войны он уже не вернётся. И Лермонтов тоже понимал, для чего его отправляют. Но он был не из тех, кто кланяется пулям в бою или прячется за спины солдат, он и в сражении оставался самим собой, втайне полагая, что однажды его действительно убьёт меткий противник. Может быть, поэтому у него - столько печальных стихов о неизбежной смерти в бою. Лермонтов был фаталистом.
    Перед боем он надевал красную рубашку и, как фаталист, искал смерти. Но каким-то образом горцам заранее стало известно, кто перед ними. Врага на Востоке ненавидят, но поэтов чтят за их живое слово, за голос народа, звучащий в их голосах, чтят в особенности тех, кто пострадал за правду. Лермонтов бросался в самую гущу боя и, конечно, не подозревал, что в это самое время командиры горских отрядов кричали своим стрелкам: «Видите вон того русского офицера в ярко-красной рубахе? Того, кто впереди, на виду? Не стреляйте в него. Это – поэт!» «Харам!» кричали они своим бойцам и те намеренно стреляли мимо Лермонтова. «Харам» - означает «табу», запрет, смертный грех перед Богом. В представлении горцев Лермонтов был ашугом, так называли на Кавказе странствующих поэтов и менестрелей. Ни одна пуля так и не задела Михаила Юрьевича ни в одном сражении, ни в одной стычке. Поэтов на Востоке не убивают, даже во время войны. Этот мудрый восточный обычай, вероятно, сохранился до нашего времени у некоторых афганских племён: ни при каких обстоятельствах нельзя трогать дервишей и поэтов, ибо Аллах накажет. Именно это правило и спасло меня при встрече с отрядом моджахедов. Поэтов трогать нельзя. Харам!
    Кстати, именно это слово повторял своим мучителям перед смертью Муаммар Каддафи. Но это не возымело на них никакого действия. Толи в Ливии было уже иное время, и прежние обычаи порядком забылись, толи Каддафи не признали поэтом…