Главная Контакты В избранное
Подписаться на рассылку "Миры Эльдара Ахадова. Стихи и проза"
Лента новостей: Чтение RSS
  • Читать стихи и рассказы бесплатно

    «    Март 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Январь 2024 (1)
    Сентябрь 2023 (2)
    Июнь 2023 (3)
    Май 2023 (3)
    Апрель 2023 (1)
    Февраль 2023 (1)

    Популярное

    Новости партнеров

    Реклама

  • САМАЯ КОРОТКАЯ НОЧЬ

     Опубликовано: 22-06-2020, 00:00  Комментариев: (0)
    Ещё вчера утром я полагал, что давно уже сказал на эту тему всё, что мог и на что имел право... Но тема захотела вернуться ко мне сама... И вернулась, хотя и с совершенно другого ракурса.
    В поездке на дачу в эти выходные не было ничего особенного. И те же шашлыки стояли «в программе дня». И та же баня. Всё, как обычно. Кроме одной детали: жена пригласила к нам гостей – семью из соседнего подъезда: маму с двумя дочками. Наш Тимур и их Соня вместе ездили в бассейн на тренировки, когда они ещё были. И, то Тимурина мама Люба, то Сонина - мама Ирина, поочерёдно подменяли друг друга, довозя детей до бассейна и забирая их оттуда после тренировки. Совместные проблемы сближают.
    Наше садовое общество называется “Берёзовая роща”. Несмотря на название, рядом с нами замечательный сосновый бор - и слева, и справа и ниже дач до самого Енисея. Красивое место. Но не берёзовое, а сосновое.
    Гости подъехали на час позже нас. Люба встретила их возле сворота с автотрассы, не зная о котором или не представляя себе, как он выглядит, его можно легко проскочить. Но в этот раз обошлось без приключений. Шашлыков нажарили. Отведали. Гостей попотчевали. Баньку затопили. И, хотя уже вечер, но время ещё светлое. А баньке нужно время прогреться. Чем гостей занять?
    Кто-то, похоже, что Люба, предложил сходить на сельское кладбище села Овсянка, там похоронен сибирский писатель Астафьев Виктор Петрович. От нашей дачи - ходьбы минут 10 спокойным шагом, а бегом по тропке - вообще 5 минут. Гости согласились. Мы оставили Тимуриного и Ланиного деда на банном хозяйстве, а сами отправились на кладбище: дети Ирины – Соня и Катя, наши дети - Тимур и Лана, подруги - Люба и Ира, ну, и я с ними – Тимурин и Ланин папа, Любин супруг. Итого семеро.
    Тропинка узкая – между заборами крайних дач и лесом. Затем неглубокий овражек. И на другом краю овражка – кладбищенские задворки. Светло. Тихо. Никого кроме нас. Географически кладбище села Овсянка находится возле трассы «Енисей» справа от неё в лесном массиве, в сторону реки Енисей, если ехать из Красноярска, между сёлами Овсянка и Усть-Мана. А от нашей дачи – несколько сотен метров по пересечённой местности, на которой мои городские туфли несколько раз предательски скользили, поскольку и трава, и грунт после недавних дождей были весьма мокрыми.
    Край кладбища села Овсянка представляет из себя заброшенную мусорную кучу из ветхих от старости, сгнивших и полусгнивших останков развалившихся искусственных венков, цветов, траурных лент… Всё перечисленное - в стадии крайнего разложения, не сразу можно понять, чем это всё когда-то было… Мне довелось побывать в центре Бунос-Айреса. Знаете, что находится в самом сердце аргентинской столицы? Кладбище. Чтобы попасть в него, нужно купить билеты в кассе. Потому что кладбище Реколета – национальная гордость страны! За ним уход – как за Большим театром в Москве! Знаете, куда привозят туристов со всего мира в Гаване? На кладбище Колона (так зовут Колумба в Латинской Америке). Почему? Потому что там покоятся лучшие люди той страны, которая продолжает ими гордиться, несмотря на любые времена и политические перемены.
    Мы слышим и читаем постоянно о том, как красноярцы и россияне гордятся писателем Астафьевым, как они его любят. Я был на кладбище, где помимо могил семьи Астафьевых, совсем рядом в нескольких десятках метров находится мусорная куча, олицетворение реального уважения и любви к русской литературе. Там покоятся соседи, друзья, родственники великого русского писателя. Кладбище не большое, сельское, здесь все – свои, все близкие, чужих нет … Чтобы прибраться, достаточно нескольких дней работы волонтёров. Но никого из них там не было никогда. Я верю только своим глазам.
    Уважение – это там, где ухожено ВСЁ кладбище, а не одна – две могилы, а рядом – хоть трава не расти! Уважение – в Буэнос-Айресе. Уважение - в кубинской Гаване. Но не здесь. Увы.
    На кладбище много семейных участков, где рядом похоронены муж и жена, иногда и их дитя, как у астафьевского комплекса из трёх могил: дочери Ирины, Виктора Петровича и его супруги - Марии Семёновны. Три надгробных камня. На первом – только имя – «Ирина». На втором – только подпись писателя и даты жизни: «1924 – 2001». На третьем скромно: «Мария Семёновна». Она скончалась в 2011, пережив великого мужа на 10 лет. На участке, в периметре ограды, напротив могил – округлая скамья. В дальнем углу – поминальный столик на несколько человек.
    Рядом, на семейных участках нескольких сельчан, видимо, наиболее известных и уважаемых в кругу земляков, всё значительно скромнее, но примерно в том же духе. В одном месте, ограниченном оградой на несколько могил, заметил поминальные стаканы. В другом – специальную баночку от ветра для свечи, чтоб не сразу сбивалось пламя. Заметил, что у некоторых могил нет могильных плит, зато внутри периметра, выложенного бордюрным прямоугольником, высажены в землю живые цветы. Значит, родные помнят человека… Постояли. Помолчали. И пошли обратно. Обратный путь, кстати, показался вдвое короче. Начало смеркаться.
    Гости и хозяева поочерёдно парились в баньке, младшие – Сонечка и Тимур – несколько раз выскакивали разгорячённые из парной и с энтузиазмом и визгом ныряли в детский надувной бассейн с водой, прогревшейся за день до температуры окружающего воздуха.
    Ребятня потом долго ещё не могла угомониться. То у них чаепитие, то выпрашивают сладкое, то хихикают под одеялом. Женщины с детьми улеглись на втором этаже. Мы с дедом – внизу. Дед хорошо протопил печку. В домике всю ночь было достаточно тепло. Даже душновато.
    Проснулся я среди ночи в душной темноте от ровного громкого неумолчного шума дождя. Не помню в каком часу. Громыхнуло вдали. Вскоре – ближе. Затем – совсем рядом, где-то почти над дачным домиком. Добавил в чайник воды и включил его. Вышел проветриться на открытую веранду, где воздух свежий, но над головой крыша, поэтому сухо...
    Все спят. Полная темнота. Ливень усиливается. То и дело грохочет гром и сверкают молнии. Вдали, через дачную улицу за чьей-то соседской оградой мигают огоньки сигнализации, вероятно, на автомобиле. Вернулся в кухоньку, вода закипела. Налил в кружку при свете молний. Свет не стал включать, дабы ненароком не разбудить остальных. Заварил в кружке пакетик чая и вернулся на веранду, устроился в деревянном кресле-качалке, подаренном женой на один из прошлых юбилеев. Кружку с чаем поставил перед собой на стол.
    Через мгновение мне почудилось, что за мной кто-то следит. Но вокруг только шум невидимого дождя, да слабенькое отдалённое мигание чьей-т соседской автосигнализации. Больше ничего нет. Однако, ощущение чужого присутствия не исчезает, а усиливается. Закрываю глаза и вдруг вижу перед собой одно из помещений красноярского литературного музея. Большое печальное застолье. Поминки по Астафьеву. И такой широкий печальный по-детски беззащитный голос Сергея Даниловича Кузнечихина, уже принявшего рюмку или две: «Залюбили мужика до смерти». А за порогом – вьюга плачет, завывает. Похожая на бесконечную очередь прощающихся с великим русским писателем в зале красноярского краевого краеведческого музея.
    При чём тут всё это? К чему вспомнилось вдруг?.. Повеяло нездешним холодом. Раскрываю глаза и вижу на расстоянии, но не так чтобы далеко – возле дальнего угла нашей теплицы три бледных свечения и вдруг понимаю – это они! Ближнее пятно - Мария Семёновна, юркая, глуховатая, неугомонная. Та, какой я её помню по жизни. За нею, как бы ею прикрываемый, Виктор Петрович Астафьев, тоже в точности такой, каким я его после концерта запомнил на Пушкинском празднике: седенький, в парадном костюме и валенках. Потому что шибко у него в ту пору мёрзли ноги, несмотря на летнюю погоду.
    Ирину я не помнил, третье световое пятно находилось поодаль от двух первых. В говорении слов не было никакой нужды. Мы понимали друг друга как бы из сознания в сознание, когда смысл ясен, хотя вслух ничего не произносится.
    - Мария Семёновна, помните меня?
    - Нет, не помню, а ты кто?
    - А я с книжкой своей к Вам на этаж в Академгородке поднимался. “Вся жизнь” называлась. Вы обещали супругу передать от меня на память.
    - Ой, да, где уж мне всех дарителей-то упомнить? Не взыщи, не помню тебя, сынок. А за книжку спасибо.
    - Вам спасибо, Мария Семёновна, я видел её потом в мемориальной овсянковской библиотеке-музее. В кабинете Астафьева...
    - Виктор Петрович, как мне теперь Вас звать-величать? Как обращаться?
    - А как раньше звал?
    - Петровичем.
    (Серчает)
    - Ну, так и зови, как раньше звал. Разве для нас что-то изменилось?..
    - Петрович, а Вы там встретили того, на чей почерк хотели взглянуть однажды в Москве?
    - Николая Васильевича? Встретил. Со всеми, с кем хотел, свиделся.
    - И что, он? Впрямь, без знаков препинания писал?
    - Правда (Улыбается, довольный).

    Дождь усиливается, вспышки молний и громовые раскаты, наоборот, начинают удаляться. Свечения, и без того, не яркие, бледнеют
    Пытаюсь напомнить Петровичу о случае, когда я явился к нему во сне.
    - Помните: ко мне подъехала золотая карета. В ней открылась дверца и меня поманила чья-то старческая рука в перстнях. Не Ваша. Я вошёл в карету и в тот же миг оказался сидящим на скамейке напротив Вас в старинной венецианской гондоле, управляемой мрачноватым мужчиной в чёрном при пылающем факеле. Такие же факелы мерцали возле собора Святого Марка. Мы молча плыли по каналу… Что это было?
    Однако, пока я пересказывал ему эту историю из моего давнего сна, случившегося уже после его кончины, три свечения окончательно растворились в предрассветном воздухе.
    Так я и не узнал его ответа… Интернета на даче не было. Мы вернулись в город около трёх часов дня. Наконец, добравшись до ноутбука, включаю его, вхожу в фейсбук и вижу приглашение на передачу Константина Александровича Кедрова, с которым мы в октябре прошлого года вместе с Костей Свиридовым и Сашей Карпенко устроили “побег” к дикому берегу Каспийского моря. Константин Александрович повествовал о Твардовском и… вдруг перешёл на Астафьева, вспомнив о том, как на церемонии награждения Пушкинской премией Виктор Петрович рассказывал ему о том, как односельчане (Константин Александрович так и не сумел вспомнить название “Овсянка”, но это в данном случае не так уж и важно) допытывались у него, как прежде у Твардовского его земляки: “А ты пишешь из того, что в памяти или… так?” “Или так” - отвечали и Твардовский, и Петрович. Я сразу представил себе выражение лица Петровича: с его всегдашней вроде простоватой, но оооочень мудрой хитринкой и лучиками улыбки в уголочках глаз.
    Вот такая выдалась у меня сегодня ночь воспоминаний. Самая короткая в году, между прочим.

    СЕМЬ РОЗ

     Опубликовано: 14-02-2019, 09:59  Комментариев: (0)
    Однажды на Крайнем Севере, в середине лета, а точнее, в день моего рождения, друзья подарили мне семь высоких голландских роз, как обычно, напичканных химией, для того, чтобы им простоять до следующего после продажи дня и умереть, как говорится, "с чувством исполненного долга". Розы были столь прекрасны, что, хотя я и понимал, какая участь ожидает их в ближайшее время, но мысленно все же взмолился, обращаясь к Тому, Кто Может все, с просьбой продлить жизнь хотя бы на сколько-нибудь семи моим красавицам. И чудо случилось: розы не завяли, а засохли - примерно через неделю, но рядом с засохшими веточками появились новые, более мелкие с изящными молоденькими листочками. А через месяц все семь роз расцвели снова. На этот раз распустились не семь, а несколько десятков небольших пылающих бутончиков. Наступила осень. Грянула зима. Но розы продолжали цвести. Одни бутоны сменялись другими.
    Наступило время моего отпуска. Время, которое я посвящаю родным и семье. Мне нужно было ехать на юг, чтобы навестить маму. Уезжая, я попросил коллег по работе присматривать за моими розами. Они старались. Но напрасно. Когда я вернулся, то увидел, что из всех семи роз живой осталась только одна веточка с единственным ярким бутончиком, а все прочие - умерли... Десять дней и ночей я отчаянно боролся за жизнь своего последнего цветка. Но все было напрасно. Одинокая розочка умерла, так и не пожелав оставить своих подруг.
    Прошло несколько лет, но каждый раз в день своего рождения, едва проснувшись, я невольно бросаю взгляд в сторону пустого подоконника, словно все еще надеюсь на чудо...
    ОБЛАКО ВОСПОМИНАНИЙ
    Облако воспоминаний приходит ночью, возникает из безмолвного небытия, прячется мелкой росой в траве забвения, окутывает сердца метелью снов, змеиной позёмкой скользит по артериям и венам, бередя сонную душу запахом тлеющего времени, подступая к горлу комом несбывшихся судорожных ожиданий.
    Возникают из былого и безмолвно рушатся вдали древние горы, напоминая бушующие волны неспокойного океана. Блуждающие огни незримых городов проносятся сквозь изумлённое тело. И давнее горластое счастье снова зовёт тебя в еле слышное детство…
    И нет тебя здесь. Ты — там, пока не покинуло твой дом облако воспоминаний, оставив лишь несколько серебряных дождливых росчерков на предутреннем оконном стекле.
    Стоит посреди и одновременно на самой окраине города Баку одно из чудес света античного мира, о рождении которого ничего не известно до сих пор: Девичья башня. Посреди - потому что с этого места начинался город Баку. На окраине - потому что дальше - только море. Когда-то я назвал эту башню «Свирелью для ветра». Изначально она была полой внутри, все этажи и перекрытия были установлены в ней гораздо позднее её постройки - фактически в современное время. 28-метровая полая изнутри башня с 9 окнами, выходящими на одну сторону и никуда больше - явно не для обороны. И вообще - никакого военного смысла в башне нет и никогда не было. Все имеющиеся сейчас окна направлены не просто в одну сторону, а вверх - в небо. То есть, небо в них увидеть легко, а вот чтобы увидеть землю, надо так скрючиться и изогнуться, что ни о какой стрельбе из лука в осаждающих и речи быть не может. Ни с каких иных сторон окон в башне нет. И не было. Это видно по цвету камня стен. Он однородно тёмный. Свирель для ветра - это, конечно, поэтический образ. Баку - город ветров, 256 дней в году море штормит. Поэтому ветру легко было гулять по окнам-отверстиям полой башни (крыши она изначально тоже не имела), извлекая из неё удивительные ветряные мелодии.
    Кстати, по поводу имени города. Долгое время считалось, что Баку - город ветров в стране огней. Здесь из-под земли, хранящей залежи качественной нефти (в том числе - «белой нефти», фактически природного конденсата с большим содержанием бензина) выходили на поверхность природные газы. Они самовозгорались и пылали тысячелетиями. Поэтому и «страна огней».
    Византийский автор первой половины V столетия Приск Панийский описывая путь, ведущий из Скифии в Мидию сообщает о «пышущем из морского камня пламени». Армянский автор VIII века Гевонд, описывая события в Кавказской Албании в связи с нашествием хазар в 730 году, упоминает разрушенную ими область Атши-Багуан. Cлово «Атш», искажённое древнеперсидское «Атеш», означает огонь. Следовательно, «Атши-Багуан» — «огни Багуана». Любимое название для ресторанов, открываемых бывшими бакинцами во всех частях света - «Огни Баку». Этимология слова «Багуан» связывается с индоевропейским корнем «бага» или «бхага» - «Бог» или «Бхагаван» - «Божественный». Таким образом, Баку - город Бога.
    В октябре 2007 года, при рытье котлована на месте известного бакинцам «дома Губернатора» были обнаружены остатки фундамента бывшей крепостной стены, фрагменты колонны, каменные стелы. На глубине 6-8 метров найдено большое количество керамики, которая по заключениям археологов датируется античным периодом (IV-I век до нашей эры). Интересно, что большинство находок были обнаружены под слоем синей глины.
    Образование этого слоя связано скорее всего с периодическими изменениями уровня Каспийского моря. Можно предположить, что наиболее древняя часть города находилась на побережье или даже в Бакинской бухте и разгадку античной истории одного из самых загадочных городов мира нужно искать… на дне моря.
    Однако, вернёмся к башне. По одной из наиболее популярных версий последнего времени её предназначение было культовым: здесь поклонялись Солнцу. Возможно, так оно и есть, поскольку, например, расположение окон таково, что солнечный свет в них попадает только в определённое время, и по нему можно довольно точно установить момент зимнего солнцестояния. Согласен. И всё же есть сомнения…
    Первое, чтобы вообще чему-то поклоняться, нужно в первую очередь иметь для этого жизненную возможность. Что нужно человеку для того, чтобы жить на Земле? Воздух, свет и пресная вода, чтобы пить её и выращивать растения для еды, возделывать землю… Баку со своей башней находится на Апшеронском полуострове. Климат здесь полупустынный. Пресной воды мало. Характерны холодная зима, мягкая весна, жаркое засушливое лето и ясная солнечная осень. Часты сильные ветры (бакинский норд, гилавар, хазри). Летом бывает очень жарко. И главная проблема всех времён - очень мало природной пресной воды. А если её не достаточно, то никто ничего ни для чего строить не будет. Потому что без воды жить невозможно. Но если башня - храм, значит, у молившихся Солнцу была вода. Откуда?
    Второе. Если приглядеться, то даже на фотографиях ясно видно, что камень в тех места, где находятся окна башни, более светлый, чем в остальных местах. То есть, более «молодой», чем сама башня. А это значит, что окна в башне появились значительно позже её сооружения. Из чего следует, что если башня и имела культовое значение, то не со времени своего основания, а гораздо позднее, возможно, на несколько веков
    Обратив внимание на карту с местоположением башни, можно отметить, что находится она на самом краю Бакинской бухты, причём, в её крайней северной точке, на изгибе. На надпись на карте сообщающую, что башня построена в XII веке, можно не обращать внимания. Это банальная ошибка археологов: возраст башни они определяли по надписи на арабском языке, вмонтированной в её стену, не заметив, что камень с надписью - пришлый, и был вставлен в стену арабскими завоевателями. Цементный раствор, которым они это делали, по составу совершенно другой, чем у остальной кладки. Завоеватели не строили этой башен. Скорее наоборот. Сломать у них не получилось, стены слишком толстые, возни много, тогда они установили на башне свою «наклейку». Вставить камень - это же не саму башню строить. А уважаемые учёные об этом как-то не догадались.
    Как было сказано выше, само поселение в древние времена наверняка находилось там, где сейчас плещутся волны Бакинской бухты. Уровень Каспийского моря был значительно ниже, и броситься с башни в море, как о том гласит популярная легенда, было никак невозможно. О том, что уровень моря был много ниже, говорит хотя бы такой исторический факт: туркменские племена, переселившиеся в Азербайджан и Малую Азию, перекочевали туда из Туркмении посуху - по песчаной косе, тянувшейся от Туркмении до Апшеронского полуострова через всё Каспийское море. Они не были мореплавателями, они перешли море с востока на запад, не замочив ног. Почему? Потому что существовал проход с востока на запад. Море находилось гораздо ниже. И не было Бакинской бухты. А была плодородная земля. Если её орошать, конечно.
    Чем орошать? Водой из башни. Если в башне нет окон. Если она полая внутри от основания до самого верха. Если у неё нет никакой крыши. То это что? Это - водонапорная башня! Ёмкость для воды - самый жизненно важный объект во все времена!
    Но откуда в башню могла поступать вода?
    Источник первый - атмосферный. Поскольку башня изначально была сквозной до земли, то во время дождей вода легко проникала в башню и стекала по стенам в желоба на ярусах вдоль стен. Далее по керамической трубе вода поступала на первый этаж и накапливалась в каменном колодце. Существовал и второй источник влаги - вода, конденсируемая из воздуха. Башня расположена на берегу моря, где влажность всегда повышенная, а в утренние часы - конденсируется на земной поверхности в виде росы. Толстые стены и высота башни создают большую разницу температур между воздухом снаружи и внутри башни, что также усиливает конденсацию влаги (Толщина стен в основании - 5 метров, вверху - 4 метра). Выступы на ярусах верхних этажей шире, чем внизу. Внешняя сторона башни имеет широкую поверхность для водосбора. Крыши у башни не было. Вода с наружной стороны башенной стены затекала в щели между камнями и проникала во внутреннее пространство. Если обратить внимание на ребристую верхнюю часть внешней поверхности башни, то камни на ребристой части не так плотно подогнаны друг к другу, как в нижней части башни, между ними, вероятно сознательно, строителями каменного сооружения оставлены щели. К тому же, и сама ребристая часть выступа башни также увеличивала поверхность водосбора. На старых схемах можно также заметить следующую деталь: внутри башни выступы ярусов значительно шире именно на верхних ярусах, т.е. там, где за счет ребристой поверхности площадь водосбора увеличивалась, а, следовательно, и возможности для сбора влаги, было больше.
    Источник второй - кяриз. Почти 3 000 лет назад, еще за 300 лет до войны персов с греками, в персидском городе Гонабад была сооружена действующая до сих пор система кяризов. Не случайно античный историк Полибий сообщал о кяризах Южной Парфии, отмечая, что тому, кто проведет «ключевую воду в местность, до той поры не орошенную», предоставлялась в пользование сроком на пять поколений вся область. Что такое кяриз? Кяриз считается одним из величайших изобретений человечества! Эта водопроводная система способная собирать воду из подземных горизонтов и транспортировать ее в города и ирригационные каналы. Благодаря этому изобретению Персия смогла существовать и развиваться в условиях засушливого климата.
    Гидротехническая система кяризов включает в себя основной колодец, который получает воду из подземного горизонта, систему туннелей, по которой вода транспортируется в определенное место, и вертикальные скважины для вентиляции вдоль всего маршрута, что также позволяет конденсировать влагу. Ко всему прочему, подземный водовод значительно снижает испарение драгоценной влаги. Строительство кяризов, глубина которых доходила до нескольких сотен метров, а длина галерей — десятков километров, являлось чрезвычайно трудоемким делом. Причем, мастера рыли колодцы снизу вверх, что было очень опасным занятием. Кяризы - уникальные сооружения, позволяющие добывать воду с большой глубины сложными цепочками подземных галерей и вертикальных смотровых колодцев, самотеком выводя воду в нужное место! Например - к Девичьей башне, под которой нет ни одного водонасыщенного пласта.
    Правитель Хорасана Абдуллах ибн Тахир (830-840 гг.) даже поручил знатокам религиозного права (факихам) составить специальное руководство по кяризам. Автор XI в. Гардизи пишет, что составленная книга «Китаб ал-Куний» («Книга о колодцах») продолжала служить и в его время, то есть, спустя 200 лет после ее написания. Знаменитая гонабадская система кяризов, включённая ЮНЕСКО в список всемирного наследия, действует до сих пор, несмотря на то, что была построена 2700 лет назад. В наши дни она обеспечивает водой примерно 40 000 человек. Длина гонабадских кяризов составляет 33 113 метров, они содержат 427 углублений для воды. Сооружения построены с использованием знаний законов физики, геологии и гидравлики.
    Как я уже отметил, в недрах под Девичьей Башней воды нет, но выше, на склонах Бакинского холма, там, где находится дворец ширваншахов, подземная вода имеется. Даже родники есть. Расстояние от этого места до Девичьей башни - мизерное по сравнению длиной гонабадских кяризов: несколько сотен метров. Известно, что на территории дворца ширваншахов имеется кяриз XV века. Почему бы не поискать более древний кяриз? И тогда тайна Девичьей башни, наконец, откроется. Более того, обнаружение такого кяриза поставит жирную точку в определении возраста города Бога - Баку. Ибо точно известно, когда именно человечество начало использовать кяризы - 3000 лет назад.

    ЧИСТАЯ ДУША

     Опубликовано: 18-07-2018, 20:33  Комментариев: (1)
    Маялась душа грешными делами. Самой покоя не было и другим от неё доставалось. Послали её к чёртовой матери. Пошла. Та зыркнула волчьим взглядом, вывернула душу, вынула из неё грешные дела ребятишкам своим на забаву и отпустила. Идёт пустая душа, колышется на ветру. Дунул он посильнее. Надулась душа ветром, затрепетала и полетела куда глаза глядят. А глаза у неё огромные - в полнеба, туманные, с дождями, голубые в просветах. Что там, вдали, шумит? Неужто море? Что там, вдали, светится? Неужто, ночной костёр? Эй, душа! Лети сюда. Не бойся. Никто не обидит. Ночью у костра возле моря все песни - твои, все звёзды - твои, все слова - для тебя, чистая душа… доверчивая… безгрешная…
    У любого народа - сказки - квинтэссенция народной мудрости и народного характера. Тысячи лет жизненного опыта. Историческая правда. И даже пророчество о его будущем. Это несомненно для любой народной сказки. В том числе, как я искренне верю, и для сказки про курочку Рябу.
    Таинственная сказка! Как только маленький человечек начинает различать смысл произносимой взрослыми речи, первое, что делают взрослые: рассказывают ему эту потрясающую сказку с таким глубоким древним смыслом, разгадать который обычному современному взрослому человеку никак невозможно. Перечислю героев сказки: курица, дед, баба, мышь и, конечно, яйцо. Одомашненная птица, два взрослых пожилых человека, дикий зверь и нечто.
    Начнём с курицы. Что мы о ней знаем? Мы знаем, что её зовут Ряба. То есть, речь идёт не о белой или чёрной, или одноцветной курице, а именно о пёстрой (или, как говорят в просторечии, о рябой). Почему? Почему курица непременно пёстрая? В чём дело? Нет ответа.
    Чем занимаются люди? Они пытаются разбить золотое яйцо. Причём, делают это очень упорно, изо всех сил. Золото - это металл. Разбить металл невозможно. Можно согнуть, расплющить, что угодно, но не разбить. Двое взрослых людей с неистовым упорством стремятся разбить то, что в принципе разбить нельзя. Почему они, как сумасшедшие, пытаются совершить то, что невозможно в принципе? Чего они добиваются? Нет ответа.
    Мышь. Почему именно мышь? Не медведь, который гораздо сильнее. Не муха. Не комар. А конкретно - мышь. Олицетворением чего в данном случае является это животное? Почему мыши, именно мыши, удаётся невозможное: разбить то, чего в принципе разбить нельзя? Причём, обратите внимание - чем она его разбивает? Мышиным хвостиком. Не топором. Не кувалдой. Обыкновенным тоненьким хвостиком. Пробовал кто-нибудь разбивать яйца мышиными хвостиками? И каков результат? Конечно, никакого. А почему её хвостик - разбил металлическое яйцо? Нет ответа.
    Итак, яйцо, которое так упорно пытались разбить люди, наконец-то разбито. Не людьми, но разбито. Но люди не радуются этому, а плачут. Потрясающая сказка. О чём плакать, если вы сами того хотели? Опять нет ответа.
    Ещё вопрос: зачем мышка пришла? Разве её звали? Нет. В сказке про репку мышку позвала кошка. А здесь? Никто. Может быть, яйца - её основная пища? Нет. Мыши по большей части питаются растительной пищей, зерном, например. Но не яйцами. Мыши не плотоядны. Зачем ей было приходить и заниматься не своей проблемой? Нет ответа.
    Что успокаивает людей? Обещание пёстрой курицы впредь дарить людям только обычные куриные яйца. То есть, пёстрая курица способна одинаково успешно создавать яйцеподобные предметы, как из металла, так и биологического происхождения. Очень необычная пёстрая курица. Ей в принципе всё равно какие яйца производить. Почему у неё такое странное свойство? Нет ответа.
    Итак. Люди ведут себя, как совершенные идиоты. Пытаются разбить небьющееся, добиваясь непонятно какой цели, а потом рыдают, когда это удаётся. Мышь успешно занимается тем, что ей несвойственно и о чём её никто не просил. Курица (исключительно пёстрого цвета!) создаёт предметы из абсолютно разного вещества, назначение которых ей в принципе безразлично.
    Так о чём эта гениальная сказка? Какой смысл хотят вложить в неё взрослые, рассказывая обо всём этом ребёночку? Нет ответа.
    Я уверен, что объяснение всему этому есть, и, может быть, кто-то о нём уже догадывается. Но широкому кругу читателей пока, увы, не известно ничего.
    Теория неопределённости
    Хотите увидеть Вечность? Нет ничего проще. Нарисуйте на листе бумаги замкнутую линию. А теперь начните в любом её месте взглядом или пальцем, чем угодно, движение. Где его начало? Не важно. Где конец? Его вообще нет, потому что линия - замкнутая. Сколько бы вы не двигали взглядом по замкнутой линии, вы никогда не доберётесь до её конца. Если уменьшить размеры линии или увеличить их, не изменится ничего. Линия может быть величиной с диаметр Земли или величиной с диаметр атома: бесконечность движения по ней от этого не изменится ни на сколько.
    Будущее - прошлое, которого ещё нет. Прошлое - будущее, которого уже нет. Настоящее - воображаемое место перехода будущего в прошлое. Отдельно от них настоящего не существует.
    Любой отрезок времени имеет неопределённую длину. Каким бы кратким ни был этот отрезок, его всегда можно разделить надвое. И не только надвое, но на любое число раз. При этом одна его часть станет прошлым, другая - будущим, а неопределённость между ними - и есть то самое, что именуется «настоящим». Не существует ни бесконечно длинного, ни бесконечно короткого отрезка времени.
    Любая конкретная точка является облачком неопределённостей её местоположения, внутри которого точка по-прежнему имеет погрешность определения. Следовательно, не существует точки пространства с абсолютно точными (до какой-либо конечной цифры) конкретными координатами.
    Следовательно, попытки определения конкретных (не приблизительных) величин времени и пространства бессмысленны, ибо их нет. Пространство в каждой своей точке и время в каждом своём отрезке – волны. Время сжимается и растягивается, проявляя таким образом свойства волны. Облачко точки тоже сжимается и растягивается, проявляя свойства волны. Возможно, поэтому определить единицу времени или точку пространства с абсолютной точностью невозможно. Единица времени и точка не являются дискретными (конечными) величинами. Поэтому умножая волну на волну нельзя говорить о стабильной дискретной величине полученного результата. Время и пространство стабильны в своей неопределённости. И их результат – тоже.
    Как бы тщательно мы ни производили свои измерения, в любом случае погрешность определения точки, как и погрешность определения единицы времени, никогда не будут равны нулю. Они останутся. Пространство времени сжимаемо и растягиваемо, как волна или вибрация. Таким образом, с изрядной долей уверенности можно констатировать факт: наш мир зыбок, он существует в вибрациях. Он сжимаем и растягиваем. Следовательно, говорить о какой-либо определённой и незыблемой скорости света – тоже бессмысленно. Любая скорость зависит от времени и расстояния. Но если и время, и расстояния являются не дискретными, а волновыми (вибрационными) явлениями, то не может существовать в стабильном виде и их производная – скорость чего-либо относительно чего-либо иного... Возможно, вечность – это отсутствие времени или его присутствие, но в иных вибрациях, иных изменяемых волновых структурах.
    Время является непрерывно изменяющимся измерением пространства. Оно - течение пространства, изменение его вибрационной (излучаемой) энергии. Изменения эти непрерывны и необратимы. Вернувшись в то же местоположение Х, У и Z, на самом деле мы возвращаемся в другое место, потому что координата Т (время) изменилась. Вибрация точки стала другой. Произошёл сдвиг: будущее стало прошлым. Координата Т меняется непрерывно и необратимо. Не существует одного и того же места. Оно постоянно меняется: «стареет на глазах», как мы могли бы сказать. Нам известно о том, что Вселенная постоянно расширяется, причём - с ускорением. Это означает, что местоположение каждого объекта во Вселенной в связи с её ускоряющимся расширением в любой момент времени занимает иное положение в пространстве. С учётом того, что и само время изменяется, можно сказать, что любая точка пространства в любой момент времени имеет новое местоположение по всем четырём измерениям: Х, У, Z и Т. Именно в этом отношении я применяю термин «текущее пространство».
    Мы часто упускаем из вида: то, что для нас равно десяткам миллиардов лет... где-то может составлять лишь доли секунды.
    Ни у одной точки в мире нет точных координат. Всегда только приблизительные с заданной степенью точности. Как бы точно ни производились измерения, они никогда не будут абсолютно верными. Потому что никаких абсолютно точных координат вообще не существует. Любая точка в действительности - облако точек, определяющих её приблизительное местоположение. Пусть бесконечно малое по размеру, но облако, а не конкретная точка. Ибо точка - вибрация пространства. А у вибрации нет строго определённого места. У вибрации нет и не может существовать определенного местоположения. Вибрация, находящаяся в определённом местоположении невозможна по определению. Вибрирование энергии, неопределённость местоположения – главное условие существования пространства, главное условие существования времени, а значит, и главное условие существования всего.
    Всё конкретное и строго определённое существует только в воображении человека. Природа же всегда приблизительна. Всё сущее имеет право на некоторую неопределённость существования. Пространство есть вибрация энергии. Слово, как выражение мысли, тоже – вибрация энергии.
    Существует обратная сторона пространства. Фактически - то же самое пространство, но как бы вывернутое наизнанку, с противоположной стороны. Почему "как бы" ? Потому что реально это то же самое пространство и есть, но благодаря тому, что оно огромно, мы не замечаем того, что оно обладает свойством ленты Мебиуса.
    Не существует точно вычисляемой точки пространства. Не существует мгновения с точными параметрами. Все приблизительно. Мир существует за счет вибраций. За счет приблизительности. Нигде и ни у чего не существует абсолютно точных координат. Абсолютно точное, безукоризненное - идеал. Идеал - исчезновение всего приблизительного. Идеала не существует. Время приблизительно. Настоящее время есть сингулярный бесконечно малый момент неопределённости между прошлым и будущим. Поэтому все реальное находится одновременно и отчасти в прошлом (чуть назад) и в будущем (чуть вперед). Настоящее время - отсутствующий идеал, к которому стремятся оба вектора времени: прошлое - к бесконечно большой величине, равной нулю. Будущее - к бесконечно малой величине, тоже равной нулю. Ноль - единственная идеальная точка настоящего времени. Однако, фактически она недостижима. Потому что ее нет, она виртуальна, как виртуальны частицы в вакууме, мгновенно аннигилирующие с реальными частицами.
    Жизнь неопределённа. Её существование возможно только в состоянии неопределённости, которое я именую вибрациями. Нет определённого времени, ибо никакое мгновение жизни нельзя определить конкретно: у мгновения всегда есть только прошлое и только будущее время, а настоящее время – точка моментального превращения будущего времени в прошлое. При этом сама точка отсутствует. Сколько ни дели любой крохотный отрезок времени на прошлое и будущее, он всегда разделится без остатка на настоящее. Нет определённого местоположения ни у какой точки пространства, потому что пространство вибрирует. В любой конкретный момент (отрезок) времени любая точка пространства находится сразу минимум в двух (и более) местах – в прошлом (чуть-чуть назад) и в будущем (чуть-чуть вперёд), а в настоящем никакой точки пространства нет. Потому что настоящее отсутствует. У стрелы времени есть только вектор направления, но никаких конкретных точек времени нет. Отсутствие вибрации пространства возможно только одно: отсутствие самого пространства. Абсолютно точное измерение местоположения точки пространства невозможно именно поэтому. Как бы ни была мала погрешность измерения местоположения точки, она обязательно будет, потому что ни у какой точки нет, не было, и никогда не будет определённого местоположения. Так же как любой момент времени по сути - лишь переход из будущего в прошлое, отсутствуя в настоящем, любая точка пространства является приблизительностью, неопределённостью. И пока есть эта неопределённость, существует это мироздание. Как только неопределённость конкретизируется, мироздание в том виде, в каком оно существует – исчезнет или станет чем-то иным...

    ИСПОЛНЕННЫЙ ОЧЕЙ

     Опубликовано: 17-06-2018, 23:05  Комментариев: (0)
    Помните песню, исполнявшуюся группой «Аквариум» - «Под небом голубым есть город золотой»? Первый раз я услышал её в кинофильме «Асса». Были там странные слова, обратившие на себя моё внимание с первого раза: «исполненный очей». Как это? Что такое?
    Поначалу я счёл, что «вол, исполненный очей» -такая поэтическая метафора. Все знают «воловьи глаза» - как бы большие глубокие глаза с поволокой. Я ошибочно решил, что именно этот смысл имел в виду автор текста песни. Но. Это заблуждение. Всё не так. Не так просто.
    В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис), дошедшем до нас на древнегреческом языке сказано:
    «И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
    И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
    И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Глава4; стих 6-9.
    Не вол, а все четверо животных исполнены очей спереди и сзади, то есть, по всему телу. Или, как минимум, по всей голове. У каждого из этих существ имеются крылья. Количество крыльев – шесть. Как такое может быть, если такое возможно? А если невозможно, то есть ли у человеческого воображения какие-то реальные основания?
    Шестикрылые существа упоминаются и в Ветхом Завете. В Книге Пророка Исайи они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шесть крыльев: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
    И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» Глава 6; стих 2-3.
    О глазах ничего не говорится, но шесть крыльев присутствуют. У Иоанна – животные, у Исайи – серафимы. Существует версия о том, что образ серафимов уходит корнями в облик существовавших ранее духовных существ сирийских мифов, датировавшихся первым тысячелетием до н. э., или в иконографию Вавилона и Ассирии, откуда во всем своем правдоподобии первых представлений об ангелах был заимствован в иудейский и христианский миры.
    Итак, некие существа вокруг престола Создателя числом 4 имеют каждый по шесть крыльев и головы их (или тела) покрыты бесчисленными глазами. Фантастически невообразимая картина. Не правда ли?
    Сначала человеческая речь была устной. Человек жил, произносил речи, умирал, и речь его исчезала вместе с ним. С возникновением письменности речь человека перестала исчезать вместе с его смертью. Человека уже нет, а его мысли остались. Их можно прочитать с помощью особых знаков, именуемых, например, рунами. Естественно, что такое явление могло расцениваться в древности, как некое волшебство. Письменность, как явление, – вероятно, могло восприниматься, как нечто потустороннее, как речь мёртвых. Человек умер. Его давно уже нет, а письменное слово, оставленное им, живо и продолжает «говорить» с живыми. В скандинавской и древнегерманской мифологии существует по поводу появления письменности легенда об Одине, имеющая множество вариаций, сходных в том, что бог Один, якобы ради получения знаний о рунах пронзил себя копьём, чтобы пригвоздить себя к волшебному мировому дереву Иггдрасиль, провисел на нём 9 дней (ночей), обрёл знания о рунах (о письменности) и отягощённый знаниями (рунами) упал на землю. Повторяю: вариаций этого сюжета – бесчисленное множество, но суть их одна: обретение письменности (мудрости) с помощью висения на дереве. Не правда ли: странноватый способ обретения знаний? У меня нет ни малейшего сомнения в том, что с одной стороны, за этой легендой кроется нечто реальное, а с другой стороны, я пребываю в полном убеждении, что люди, находившиеся у истоков легенды сумасшедшими не были, никто себя никакими копьями никогда не протыкал. Но если легенда стойко подчёркивает некоторые моменты, значит, мы попросту не понимаем её реального наполнения, воспринимая, имеющие для древних людей совершенно иной смысл действия, как некую горячечную ахинею, которой, конечно же, не было никогда.
    Сам термин «руны» имеет связь с древнегерманским корнем слова run («тайна»). Всего в мире известно около 5000 рунических надписей, большая часть из которых была найдена в Швеции. Богу Одину было известно, что есть священные знаки — руны, которыми можно записать слова. Но чтобы познать их, нужно было принести самого себя в жертву. Почему? Давайте разберёмся.