Главная Контакты В избранное
Подписаться на рассылку "Миры Эльдара Ахадова. Стихи и проза"
Лента новостей: Чтение RSS
  • Читать стихи и рассказы бесплатно

    «    Октябрь 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 
    Октябрь 2018 (2)
    Сентябрь 2018 (3)
    Август 2018 (4)
    Июль 2018 (6)
    Июнь 2018 (5)
    Май 2018 (4)

    Новости партнеров

    Роскосмосу предложат три сценария продолжения программы МКС
    В Ракетно-космической корпорации «Энергия» и Центре управления полетами подготовили три сценария продолжения программы Международной космической станции на ближайшие месяцы.В МЧС назвали обстоятельства гибели пожарного во Владикавказе
    Командир отделения пожарно-спасательной части погиб на тушении пожара на заводе «Электроцинк» во Владикавказе при осуществлении разведки, сообщает пресс-служба МЧС России.Из-за взрывов на складах Украина потеряла 40% всех своих боеприпасов
    За последние полтора года в результатет взрывов на военных складах Украина потеряла порядка 40% всего своего арсенала боеприпасов.

    Реклама

  • Если быть предельно точным, то дуэльный вызов Пушкину сделал даже и не сам Дантес, а Луи Геккерн! Через секретаря французского посольства виконта д’Аршиака он письменно объявил Пушкину, что Дантес от его имени делает ему вызов. То есть, Дантес стрелялся не за себя, а за голландского посла Геккерна! При этом Дантес практически ничем не рисковал, поскольку, как сообщает литературовед Г.Фридман, его тело под мундиром было защищено доспехами – непробиваемой металлической кирасой, специально заказанной в Англии после того, как была отсрочена первая дуэль с Пушкиным, которая должна была состояться ещё осенью 1836 года. Фактически Дантес был защищен бронежилетом, при этом пистолеты были заряжены минимальным количеством пороха, чтобы кинетической энергии пули оказалось недостаточно для пробития кирасы. Секундант Дантеса, виконт д’Аршиак, знал своё дело… а вот Данзас, секундант Пушкина, скорее всего, был не в курсе подобных тонкостей дипломатического убийства.
    Можно ли представить себе, чтобы смерть иностранного литератора, всю жизнь безвыездно прожившего в своей стране, пусть даже и хорошо известного у себя на родине, вдруг вызвала небывалый международный общественный резонанс за многие тысячи вёрст от места событий – вплоть до Атлантики? Только ли литературные заслуги автора были тому причиной или нечто ещё? По сообщению литературоведа Михаила Сафонова: «28 февраля 1837 года парижская газета "Журналь де Деба" опубликовала сенсационное сообщение из Петербурга: знаменитый русский поэт Пушкин убит. В этот же день такое же сообщение опубликовал "Курьер Франсе". 1 марта сообщение было перепечатано в "Газет де Франс" и "Курьер де Театр". В то время парижский "Журнал де Деба" играл на европейском континенте ту же роль, что сегодня играет "Нью-Йорк Таймс" во всем мире. 5 марта о гибели Пушкина сообщила своим читателям немецкая "Альгемайне Цайтунг"». Ни одному классику европейской литературы до Пушкина не удавалось возбудить подобный интерес к факту гибели своей персоны! За исключением, может быть, лорда Байрона!
    В школьные годы нам постоянно внушалась мысль о том, что между поэтом и властью всегда пролегала пропасть, что царизм жестоко угнетал свободолюбивого поэта, исполняя функции жандарма и цензора. Однако, если отношения между Александром I и Пушкиным действительно трудно назвать приязненными (всем известны иронические стихи поэта об императоре), то, на мой взгляд, с Николаем Павловичем у Александра Сергеевича было о чём поговорить тет-а-тет. Как известно, Н.Ф.Арендт — лейб-медик императора Николая I, врач Пушкина, стал посредником между умирающим поэтом и царём: он передал императору просьбу поэта о помиловании секунданта Данзаса. Также поэт просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли: "…жду царского слова, чтобы умереть спокойно…" Николай I ответил ему: "Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки". Разве это разговор врагов, а не близких по духу людей, за плечами которых много общего, в том числе и любовь к Родине, и забота о близких?
    О взглядах и политике Николая I можно сказать следующее: Николай I прежде всего считал себя защитником национальных интересов страны, хотя не отказывался от участия в делах Западной Европы. Он отстаивал принципы абсолютной монархии, отвергал конституционализм и свободу личности, настороженно относился к либеральным идеям, стоял за незыблемость территориальных границ в Европе, утвержденных решениями Венского конгресса, более всего заботясь о спокойствии собственного государства.
    Россия в то время становилась объектом страха, ненависти и насмешек в глазах либеральной части европейского общественного мнения, а сам Николай I приобретал репутацию «жандарма Европы». Однако при этом западные историки почему-то забывают, что в своей внешней политике император Николай Павлович выполнял договоры, подписанные во время предыдущего царствования, а Россия пунктуально придерживалась политики Священного союза. Но в этом-то и состоял весь трагизм: лишь Россия сделала Священный союз целью своей политики, делала все для блага Союза. Другие же страны использовали его как средство достижения собственных целей.
    Усиленная дипломатическая борьба против России во время восточного кризиса 20-х годов XIX века фактически была проиграна. Преобладание России в турецких делах произвело тревогу среди европейских правительств и придало острый характер «восточному вопросу». Под «восточным вопросом» тогда понимали все вопросы в связи с распадением Турции и с преобладанием России на Балканском полуострове. Европейские державы не могли быть довольны политикой императора Николая, который считал себя покровителем балканских славян и греков. Добрым отношениям России с Турцией стремились помешать Англия, Австрия и Франция, которые соперничали с Россией на Ближнем и Среднем Востоке. Особенно недоброжелательной была Англия. Существует версия о том, что именно англичане подстрекали персидских мусульман к нападению на русское посольство в Тегеране, в результате которого погиб посланник русского императорского двора поэт Александр Сергеевич Грибоедов. Обратите внимание: государь доверил российское посольство поэту, написавшему «Горе от ума», произведение, вроде бы направленное против государственного устройства того времени! Но царь не бросил талантливого человека в тюрьму, не отправил в ссылку, а доверил ответственнейшую миссию – быть послом России в иностранной державе!
    Было ли нечто общее в воззрениях поэта Пушкина и императора Николая Павловича? Несомненно! Император Николай I был убежденным противником крепостного права. В годы его царствования существовало 9 секретных комитетов, занимавшихся разработкой проектов отмены крепостного права и предоставления помещичьим крестьянам более широких прав. Доверив руководство крестьянским делом твердому приверженцу освобождения крестьян П.Д. Киселеву, царь сказал ему: "Ты будешь мой начальник штаба по крестьянской части". Он одобрил начало реформы государственной деревни, подготовленной Киселевым, и в 1840-е гг. издал ряд указов, расширявших личные и имущественные права крепостных крестьян. Но так и не решился осуществить полную крестьянскую реформу, считая, что Россия, в условиях враждебного окружения и популярности революционных идей, еще не готова к этому.
    Часть первая

    Всем нам со школьных лет известно, что Пушкин погиб на дуэли с Дантесом, защищая честь жены. Эта аксиома. История трагическая, овеянная романтическим флёром любви и ревности, множество раз описанная в убедительных красочных деталях. Пушкин действительно любил свою жену и дорожил честью семьи. Однако, есть нечто вроде детского наивного вопроса в этом скорбном и понятном сюжете, на который мне так и не удалось найти никакого вразумительного ответа со времён своей юности. Всем известно о том, с какой бешеной яростью Александр Сергеевич ненавидел Жоржа Дантеса. Но если причиной такой ненависти действительно является ревность, возбужденная слухами о супружеской измене, то пусть не вся ярос ть, но хотя бы тень раздражения по любой логике должна была бы коснуться не одного лишь «любовника» , но и его «любовницы» - госпожи Натальи Николаевны. Ну, хотя бы по причине того, что она в такой ситуации являлась поводом возникновения конфликта. Однако, ничего подобного со стороны поэта к своей жене не наблюдалось. Ни одного упрека. И с её стороны – никаких заявлений и утверждений. Как можно бешено ревнуя, преследовать только одного из двоих, совершенно не замечая «заслуг» своей супружеской половины? Это возможно только в одном случае: полной абсолютной уверенности в том, что никаких измен и никакого флирта не было и в помине. Но что это за ревность? Ревность имеет место быть там, где есть любовь, страдающая от сомнений и недоверия к предмету любви. А если недоверия к предмету любви и сомнений в его чистоте нет, то не может быть и ревности к нему. Получается, что Пушкин не ревновал свою любимую жену ни к кому, поскольку полностью ей доверял! Вероятно, так оно и есть, поскольку это соотносится с его поведением и после дуэли: он заботился о супруге и детях до последнего мгновения жизни, так и не упрекнув её ни в чем.
    Однако, ни у кого из пушкинских современников ни на йоту не возникало и тени сомнения в искренней ненависти поэта к голландскому послу Геккерну и его приемному сыну Дантесу. Причем, к послу – в не меньшей степени, чем к его взрослому «приёмышу». Не кажется ли вам всё это странным? Пушкину вручили «диплом рогоносца», однако, авторство «диплома» так и этот не было установлено. Для чего же нужен был этот странный «диплом». Не для убеждения ли публики в том, что причина конфликта между Пушкиным, голландским послом и его пасынком – сугубо личная, не имеющая никаких иных причин, кроме классического любовного треугольника?
    А что если существовали такие серьёзные и тайные причины, которые необходимо было завуалировать под «любовную драму»? Возможно ли это? Известно, что за дуэль в России полагалось наказание всем ее участникам: и секундантам, и даже жертвам дуэли, даже мёртвым! А как поступил император? Он наградил поэта (в лице его семьи) посмертно так, как награждают героев России за подвиг во имя Родины, а не за семейные разборки!
    Вдове Пушкина сроком до её повторного замужества была учреждена пенсия в размере 10000 рублей. За счет казны была погашена ссуда А. Пушкина в размере 45000 рублей. Для того, чтобы напечатать сочинения поэта, его вдове было выдано единовременное пособие в размере 50000 рублей, с условием направления прибыли от продажи на учреждение капитала покойного. Два сына А. Пушкина были зачислены в самое привилегированное училище России – Пажеский корпус. И каждому сыну была начислена пенсия в размере 1200 рублей в год. Все долги Пушкина были погашены государственной казной. За что?! Из любви императора к русской литературе??? Это детский лепет, а не реальный ответ на вопрос.
    Наш современник, Анатолий Клепов, в своей работе «Смерть А.С. Пушкина. Мифы и реальность» так комментирует эту ситуацию: «…государственная служба А. Пушкина составляла меньше 10 лет. И ему не полагалась вообще пенсия. Это могло произойти только в одном случае. Если государственный чиновник погиб на служебном посту, выполняя особое задание самого императора! Тогда полагалось, в независимости от срока прохождения государственной службы, начисление пенсии в размере последнего оклада погибшего чиновника, а также денежная компенсация вдове и ближайшим родственникам погибшего. В принципе, и в настоящее время происходят аналогичные выплаты в случае внезапной гибели государственного служащего.
    И в настоящее время, если государственный чиновник, занимающий крупные государственные должности погибает во время выполнения своих служебных обязанностей, то его семье государство выплачивает крупные единовременные пособия в зависимости от его оклада.
    Могла ли быть выдана такая высокая пенсия государственному служащему, который осмелился нарушить законы российского государства путем участия в запрещенной законом дуэли? А потом, после дуэли, фактически был осужден судом! Конечно, нет. Строгие законы российской империи полностью исключали это. И только вмешательство Николая I, который знал об истинных целях дуэли А. Пушкина, которая была крайне необходима для России, позволило законодательно приравнять гибель А. Пушкина на дуэли к гибели государственного служащего, выполняющего особые поручения императора».
    Вслед за Михаилом Юрьевичем Лермонтовым (стихотворение «Смерть поэта») обратим наше внимание на то, что поэта убил не подданный Российской империи, а иностранец:
    «…Смеясь, он дерзко презирал
    Земли чужой язык и нравы;
    Не мог щадить он нашей славы;
    Не мог понять в сей миг кровавый,
    На что́ он руку поднимал!..»

    Полагаю, однако, что Дантес как раз таки прекрасно понимал, на кого он поднимал руку. Более того: появление этого киллера (Да! Да! Именно – наёмного убийцы!) в России было искусно срежиссировано иностранными разведками. Помимо умения навиться женщинам благодаря смазливой внешности у Дантеса было ещё одно умение – меткого стрелка, снайпера, говоря современным нам языком. Ко времени появления в России за его плечами уже была учеба в знаменитом военном училище Сен Сир, где всего за год он успел завоевать звание чемпиона в стрельбе. Выстрелить на ходу, не останавливаясь, навскидку и точно попасть в нужное место - Дантесу, человеку, стрелявшему без промаха влёт по голубям, не составляло никакого труда…
    Кстати, вовсе не Пушкин вызвал Дантеса на ту смертельную дуэль, как все мы почему-то автоматически думаем, а… Дантес Пушкина. И именно с целью запланированного убийства. И Наталья Николаевна, и показные «африканские» страсти правнука Ганнибала тут действительно… совершенно ни при чём.

    Продолжение следует
    Цените и берегите то, что имеете, то, что у вас есть сейчас. Не прельщайтесь тем, что кажется вам больше, лучше и интереснее. Не стремитесь обменять то, что имеете, на то, что кажется лучшим. Достанется ли оно вам и действительно ли оно таково, каким кажется, - заранее не может быть известно никому. Но погнавшись за ним, вы непременно утратите то, что у вас было. И вернуть его будет невозможно так же, как невозможно дважды войти в одну и ту же реку, ибо каждый раз в ней иная вода. Помните: лучшего достоин лишь тот, кто дорожит тем, что имеет.
    Инструкция
    по охране труда работников, часто присутствующих на совещаниях

    1. Работники, не прошедшие инструктаж по охране труда, на совещание не допускаются.
    2. Если на предстоящем совещании имеется вероятность возникновения потребности в применении средств индивидуальной защиты, то необходимо заранее лично убедиться в их наличии, комплектности и исправности.
    3. Участник совещания не должен доверять заверениям сторонних лиц, даже инструктора по охране труда. До начала совещания ему следует лично убедиться в исправности той офисной мебели (стол, стул или кресло), которую он планирует эксплуатировать во время совещания.
    4. Участник совещания, находящийся в болезненном, взвинченном или переутомленном состоянии, а также под воздействием лекарств, алкоголя или наркотических веществ, не обязан присутствовать на совещании, и имеет право его покинуть.
    5. Участник, покинувший зал совещания, должен быть внимательным и не отвлекаться от избранного маршрута движения.
    6. Если на пути следования имеются какие-либо препятствия, то следует их обходить, а ни в коем случае не пытаться преодолеть напрямую.
    7. Во избежание получения травм головы участнику, покинувшему совещание, необходимо уклоняться от встречных конструктивных элементов зданий и сооружений.
    8. Для снятия зрительного и общего напряжения участнику, покинувшему совещание, по пути следования необходимо устраивать микропаузы продолжительностью 1 – 3 минуты.
    9. При поражении участника, покинувшего совещание, электрическим током, необходимо выполнить следующее:
    - освободить пострадавшего от вредоносного воздействия электричества, отсоединив его от источника тока,
    - уложить пострадавшего удобно, расстегнуть на нем одежду, обеспечивая приток свежего воздуха,
    - привести участника, покинувшего совещание, в чувство, растирая и согревая его тело.
    10. При движении по лестничным маршам участнику, покинувшему совещание, следует обратить внимание на источники освещения. Расположенные под неправильным углом электрические лампочки могут стать источником ослепляющих бликов и причиной нового происшествия.
    11. На лестнице не должно быть посторонних предметов, о которые можно споткнуться. При их обнаружении участнику, покинувшему совещание, следует остановиться, передохнуть и издать голосовые сигналы о необходимости срочной помощи.
    12. При выходе из здания участнику, покинувшему совещание в зимнее время, необходимо обратить внимание на наличие сосулек и кромок льда над местом выхода: оградить опасные участки и предупредить ответственного руководителя совещания о недопустимости сосулек в опасной близости к месту проведения совещания.

    НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ БОГ?

     Опубликовано: 12-06-2014, 21:18  Комментариев: (2)
    Как их только не оскорбляют, в каких только «грехах» не обвиняют те, кто считает себя… кем? Судьями? «Белой костью»? Цивилизованными людьми? Изо дня в день на просторах интернета многократно на русском языке да ещё с матами произносятся проклятья в их адрес. В чём их вина? В «понаехали тут»? В том, что «низкопробные азиаты» выполняют за местных самую грязную работу: подметают дворы, моют посуду, вывозят мусор? За те копейки, за которые «белая косточка» и пальчиком не шевельнёт? В том, что привозят горожанам фрукты и овощи? Тем, что держатся вместе - зачастую поневоле (а за кого им держаться там, где их всех скопом ненавидят и клянут?)? «Чурки, чурбаны, дикари из аулов» и даже «выкидыши из окраинных недокультур» - так «изысканно» отзываются о них блюстители чистоты «белой расы». «Россия для русских» это – примерно, то же самое, что «Германия только для немцев» или «вход только для белых». Если ты – «лицо кавказской национальности», значит ты - непременно террорист-убийца, если ты приехал из Средней Азии, значит ты – стопроцентно наркоторговец. Иного не дано. Неужели? Неужели всё ещё возможны те времена, когда врывались в дома к людям и убивали их только за то, что у них не такие имена, отчества и фамилии, как у «правильной» нации?
    Жителю Азербайджана, Саламаддину Нагиеву, был 21 год, когда он прилетел в Москву навестить отца. 10 июля прошлого года Салам (так его звали близкие) переходил по мосту подмосковную реку Пехорку на границе Люберецкого и Раменского районов. Внезапно он услышал, как внизу, в речке кричат дети – три девочки. Их затягивало в речную воронку. Салам не знал русского языка, но понял главное, что тонут дети и помощь нужна немедленно. Он бросился к ним и спас всех троих, но сил выплыть самому уже не хватило. И река забрала его.
    Родители обратились к местным властям за помощью в поисках тела их сына, но никто не помог: все местные начальники отфутболивали их: каждый считал, что трагедия случилась не в его районе. И родителям пришлось за свои деньги (4 тысячи рублей за один час поисков) нанимать частников. Тело спасителя троих детей частники нашли - на пятые сутки. Саламаддин был очень молод, он не думал о том, что совершает подвиг, отдавая свою жизнь ради спасения незнакомых детей, говорящих на незнакомом ему языке, том самом, где есть такие обидные слова, как «чурка» и «чурбан из кишлака». Он не знал об этом. И, слава Богу, никогда уже не узнает.
    Этой весной 22 мая около 10:40 по местному времени в Свердловском районе Красноярска прямо посреди проезжей части улицы Вавилова произошёл порыв трубы горячего водоснабжения. Как выяснилось позже: на местной ТЭЦ проводили гидроиспытания, и случившееся было их результатом. Из-под земли рванул столб кипящей воды высотой около 25 метров. В это время по улице ехал пассажирский автобус – ПАЗ, в котором находилось 15 человек, в том числе пожилые женщины и дети. Водитель затормозил прямо возле эпицентра аварии, выскочил из автобуса и убежал. А двери для пассажиров остались запертыми. Горячий пар и хлынувшая вода грозили сварить заживо всех, кто оставался внутри.
    Собралась большая толпа зевак, многие из которых усердно снимали происходящее на мобильники, вероятно, предвкушая получение целой кучи «лайков» в интернете за такое остросюжетное видео с реальными криками о помощи и умиранием людей. Созерцающих было много, однако, никто из них не спешил рисковать своим здоровьем и приближаться к автобусу, где в этот момент умирали люди.
    И тут трое обыкновенных «торгашей», «чурок», «низкопробных азиатов» - братья Сабухи и Турал Рагимовы и их знакомый Хаям Ширинов бросились в кипящую воду, стали ломать двери и выбивать стекла автобуса, а потом – вытаскивать на себе людей. «Водитель сбежал, оставив нас в беде», – с ужасом вспоминала одна из пассажирок того автобуса, пенсионерка Людмила Колемасова, – « В глаза бросалось то, что люди стояли и снимали, как мы барахтаемся в кипятке. Я увидела только троих нерусских ребят, которые, все в крови, вытаскивали нас».
    Четырнадцать человек получили термические ожоги 1, 2 и 3 степени. Двое в тяжёлом состоянии попали в реанимацию. Но главное – всё-таки выжили все. «Мы звали: "Помогите, помогите!", но все стояли. Потом скорая, МЧС приехали, помогли, увезли людей в краевую больницу», — вспоминал позже Сабухи Рагимов. А на вопрос «Зачем вы так рисковали собой?» он ответил просто: «Родители так учили: когда-то что-то у кого-то случилось – помогай, и Бог тебе поможет».

    Ну, что тут можно сказать? Всё уже давно сказано. Не важно - какой ты нации, важно – какой ты сам, чему тебя научили родители. А Бог? Он всегда будет на твоей стороне, если ты спасаешь людей. Ему – всё равно – какой ты нации.

    ДОБРЫЕ ЧУВСТВА

     Опубликовано: 7-05-2014, 08:51  Комментариев: (1)
    «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал…» - писал когда-то наш великий поэт. И слова его абсолютно правы. Любезно сердцу народному то, что пробуждает добрые чувства – любви, сострадания и со-радости. Многие пишущие стремятся быть любезными народу, да не у всякого это получается. Даже при наличии способностей. Мало одной лишь прикладной стороны таланта для того, чтобы люди тянулись к твоему слову. Если оно, пусть и трижды искреннее, но полнится одной лишь ненавистью… не потянется к нему народ. Ни инстинктивно, ни сознательно. На злобе мира не построишь, с ненавистью долго не проживёшь, обидой любви не добьёшься. Иной раз читаешь или слышишь чью-то речь: вроде и слова справедливые, и бьют они хлёстко, наотмашь, да и сочувствующих, как бы хватает. Однако, сочувствующие повозмущаются, постоят на месте, потопчутся и разойдутся по своим житейским делам. За добрыми словами они бы непременно вернулись, а вот за злыми – сомнительно… Пишите тёплые слова, говорите из любви, делайте доброе и всё это непременно отзовётся, вернется к вам, продлит и вашу жизнь, а после - оставит память о ней надолго...

    ОДЕССКОЕ СОЖЖЕНИЕ

     Опубликовано: 6-05-2014, 11:51  Комментариев: (1)
    Чтобы вырастить хотя бы одного молодого человека, мало только зачать его, выносить и родить. Необходимо пройти вместе с ним долгую дорогу терпения и любви, терпения и любви, терпения и любви… Посвятить этому лучшие годы своей жизни: пятнадцать, двадцать, а иногда и больше лет… А чтобы убить его – достаточно всего одного мгновения. И если у кого-то поднялась рука на такое, то пусть он знает, что в этот миг он отнял жизнь не только у молодого человека, но и у его матери, у его отца, у его не родившихся детей, внуков и правнуков…

    ЕСТЬ ЛЮДИ…

     Опубликовано: 2-05-2014, 21:26  Комментариев: (1)
    Есть люди, которые никогда не будут жить в достатке, сколько бы они ни зарабатывали.
    А есть люди, у которых в конце концов обязательно будет достаток, как бы их ни грабили.
    От количества денег тут ничего не зависит, только от отношения к ним. Профукать можно всё. Есть люди, которые все равно не сделают порученной им работы, сколько бы им ни заплатили. А есть люди, которые всё равно выполнят свою работу, даже если им совсем не заплатят. И опять дело не в деньгах, а в отношении к труду. Чтобы ничего не сделать, отговорку можно придумать всегда. Есть люди, которые всю жизнь ноют о том, что они плохо живут. И они, действительно, живут плохо даже тогда, когда у них есть всё для хорошей жизни. А есть люди, которые всегда живут хорошо, даже тогда, когда у них нет ничего. И материальное здесь ни при чём, как бы вы мне ни возражали.

    ДОРОГА

     Опубликовано: 1-04-2014, 06:26  Комментариев: (3)
    Мы переехали в новое помещение несколько дней назад. Как обычно в таких случаях, стены после строителей и маляров совершенно пусты. Ребята подумали и решили заполнить пустое пространство картой, тем, что привычно и понятно каждому из нас. Нашли в электронном виде карту Ямала, распечатали её на плоттере и повесили на стену.
    Ну, висит и висит. Но неймётся маркшейдерам и геодезистам. То один подойдёт, посмотрит, то другой начнёт разглядывать, изучать по карте северные места обитания нашего... через некоторое время и я не выдержал, подошёл. Как же – это ведь карта! Где-то там, на ней, находимся сейчас и мы сами. Стал разглядывать, читать, и взгляд сам невольно потянулся туда, где когда-то бывал. Вдруг замечаю на карте легкий пунктир – зимнюю дорогу от одного месторождения до другого, от одного поселка к другому, от одной скважины к другой…
    Так, это же моя дорога! Это же я её проложил, отвел под нее когда-то землю, узаконил в местных органах власти и прошел первым от начала до конца весь путь! Тонкая пунктирная линия, словно венка у виска забилась, запульсировала внезапно. Забилось чаще сердце моё, запело, вспомнило. Вот она, пурга: метет – ни зги не видать. Мы идём в эту пелену снега и сумасшедшего ветра, зная, что впереди - ни следа. Страшно идти первым? Конечно, страшно. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Только некогда об этом задумываться, надо смотреть вперёд, сверяясь с картой и тусклым экраном навигатора, надо руководить движениями вездеходчика, надо быть спокойным в любой ситуации, вселяя в своих товарищей уверенность, даже тогда, когда её не хватает самому.
    А люди! Какие люди рядом! Простые, открытые, обыкновенные и в то же время – потрясающе красивой души люди. Хозяйственный обстоятельный азербайджанец Гамза и Денис-молдаван – вечно чумазый танкист-вездеходчик, отчаянный любитель одесских анекдотов цыган Ванька Куцуров – дорожник-строитель и мешковатый русский увалень бульдозерист Серёга Борщов, спасший мне жизнь… И другие были. И немало их было. И каждому из них – низкий поклон.
    Я писал о них и ещё напишу, потому что они достойны того, чтобы о них знали и помнили. Тонкий пунктир на карте – дорога, это и их след на земле…
    Маразму, как и любви, все возрасты покорны, однако в любые времена более других маразмов внимание публики занимал маразм старческий. Почему именно ему была уготована такая особенная судьба? Вероятно, оттого что стариться с годами – удел каждого живого и неживого существа: что человек, что патефон или принтер не могут вечно купаться в роскоши своей молодости. И потому, мой дорогой ровесник, на правах твоего старого друга-маразматика, точно знающего о том, что ты скоро умрёшь (впрочем, как и я сам), хотелось бы узнать, наконец: зачем ты всё ещё живёшь?
    Ты уже всё видел, всем надоел, всё перепробовал и перепакостил достаточно для того, чтобы вполне этим удовлетвориться. Ты наделал столько ошибок в жизни, что их не исправить и за десять новых. Да, да, ты жил на всю катушку! И потому, наверное, у тебя давно уже болит всё, что только может болеть, и даже более того: болит то, что и представить себе трудно, чтобы оно болело, а кое-что уже и не болит, потому что этого больше нет. Ты разваливаешься на ходу, из тебя песок сыпется. Ну, зачем ты всё ещё живёшь да мучаешься? Не проще ли околеть?
    Ещё пара лет и мы с тобой оба окончательно перестанем понимать окружающую действительность и окажемся ни там и ни здесь, а просто в торжествующе полном вакууме одиночества и забвения. В конце концов, мы перестанем узнавать не только друг друга или наших родных, но и самих себя! Тебе это надо? Я знаю, что не надо. И мне этого не надо. Если исчезнет осознание самого себя, то уже всё равно – жизнь это или смерть…
    Ты живёшь, пока в тебе теплится любопытство к жизни, к будущему, пока мерцает огонёк вопроса: «А что же будет потом?». А ещё – живёшь, потому что тебя любят и помнят: каким ты был. Если всего этого нет, то нет ничего.