Главная Контакты В избранное
Подписаться на рассылку "Миры Эльдара Ахадова. Стихи и проза"
Лента новостей: Чтение RSS
  • Читать стихи и рассказы бесплатно

    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Январь 2024 (1)
    Сентябрь 2023 (2)
    Июнь 2023 (3)
    Май 2023 (3)
    Апрель 2023 (1)
    Февраль 2023 (1)

    Популярное

    Новости партнеров

    Реклама

  • “ВСЁ СУЩЕЕ ИМЕЕТ СЛЕД “

    АвторЗагрузил: Эльдар Ахадов  Опубликовано: 24-04-2013, 21:33  Комментариев: (6)

    ИГОРЬ ЮРЬЕВИЧ КОПЕЙКО

    1960 - 1997

     “ВСЁ СУЩЕЕ ИМЕЕТ СЛЕД “

    Родился в сентябре  1960 года. Жил в Белорусии (Солигорск). Художник, скульптор, поэт, философ, дизайнер, фотохудожник, издатель, узник Бутырской тюрьмы, просто человек, просто мой однокурсник и друг. Погиб в июне 1997 года в Москве. У меня, к великому сожалению, мало что сохранилось из того, что было сотворено им… Публикую всё, что осталось.

     

    “Всё сущее имеет след” написал мне однажды Игорь  в одном из писем. Наша дружба и само существование Игоря в этом мире в то время коренным образом повлияли на моё творчество. Без него я бы не стал тем, кем стал. Хотя тогда мы были ровесниками. Сейчас я почти на 16 лет старше его. Но ты прав, Игорь. Всё сущее имеет след…  И без тебя этот мир был бы другим. Пусть даже только для одного человека, но всё-таки…

     

    Фрагменты писем Игоря .Копейко Эльдару Ахадову.

     

    “Письмо – это всегда незаконченная рукопись пьесы, которую играешь каждый день”.

     

    “В 26 лет наивно и глупо утешать своё самолюбие мыслью о том, кем ты мог стать. В 26 пора скорее подводить итоги, потому что старт далеко позади. Глина, из которой мы слеплены, уже  затвердела, и мы не станем уже никем, кем не стали до сих пор.

    Я сижу на кухне, пью красное вино из жёлтой чашки и знаю, что не стану художником, потому что не стал им до сих пор, потому что художник – прежде всего тот, кто способен открывать и восхищаться, кто умеет любить до забвения и не боится быть ребёнком. Ремесло – дело второе. Но глина высохла, и нет ни горечи, ни боли…”

     

    “Был сегодня в студии, рисовал древнегреческие амфоры. Это прекрасно. Прекрасны их чистые строгие линии, полные гармонии и изящества, прекрасна дьявольская усталость, когда виснут руки и отрешается мозг… пытаюсь найти то откровение, парадоксальное состояние, когда до предела ослабевает рациональная структура сознания, стираются различия между предметами и становятся возможными их взаимные переходы… именно здес рождается поэтическая метафора, и открывается путь к метаморфозам. Порой мне это удавалось, и сама женственность, святая и безгрешная красота светилась из паутины тонких линий, и было уже всё равно, что имено я рисую, потому что ОНО уже оживало во мне. Это причастие, неизъяснимое чудо узнавать и открывать себя в себе. Право, грех жаловаться на бездомность, когда весь мир – твой”.

     

    “ВСЁ СУЩЕЕ ИМЕЕТ СЛЕД ““Самый вид чистой бумаги повергает меня в смятение. Потому что я не знаю, кто же я теперь. Потому что отвернулись, оскорблённые сомненьем, мои боги, которым я молился с жаром в ранней юности, в заброшенном доме «на краю одиночества». Сжатый до хруста, до боли в тисках скепсиса и неверия, я перестал верить себе, и, как высочайшее благо, вспоминаю те дни, когда я был одинок, свободен и честен с собой. Было ли это? Да, было. Я хочу, чтобы это было, и никто не отнимет у меня этой веры, этой дорогой мне тоски по дому, в котором я, наверное, и не жил никогда”

     

    “Странная штука – жизнь. Всё в ней есть и всего мало. Здесь грязь и бисер, и боль, и радость… и с судорожным наслаждением ты глотаешь этот немыслимый коктейль, имя которому – обыденность, и никогда не насыщаешься им, как невозможно насытиться туманными сумерками. За окном туман, и на душе хорошо и спокойно. Я сижу в своей комнате, у подоконника, где когда-то стояла наша роза, и понемногу возвращаюсь в себя. Так пугливый моллюск авозвращается в покинутую им раковину”.

     

    “ За окном жуткий ветер. И жутко рыдают кошки. Удивительные существа! Они кричат под окном самыми что ни на есть человеческими голосами, и именно тогда, когда мне более всчего не достаёт человеческого голоса”.

     

    “…Сегодня я чувствую себя совершенно счастливым. И совершенно одиноким. И свободным, потому что только таким и может быть подлинное счастье, другого я не знаю… Единственное, что я имею, это работа – на полных оборотах, вразнос, взахлёб, потому что остановка – это гибель”.

     

    “Моя жизнь нелепа и абсурдна и катится неизвестно куда, что меня чрезвычайно радует, как бунтаря против всякого рода законченности.. Жизнь предлагает нам уйму вариантов её продолжения, и мне хотелось бы перебрать все возможные, пока не наткнусь на тот, что можно будет назвать необходимым”.

     

    “Несколько строчек Пикассо… я бы назвал их акварельными. Я был по-мальчишески заворожён и очарован этими стихами. Раскованность мысли, забытое чувство полёта”.

     

    “Я убеждён: всё сущее имеет след”.

     

    “Меня всегда восхищала самоотверженность людей, которые с воодушевлением воздвигают перед собой барьеры и затем с тем же самоотвержением штурмуют их”.

     

    “…Один японский художник-авангардист в приступе вдохновения бросился с небоскрёба на разостланное на земле полотно, создав тем самым посмертную картину. Он нашёл самый непосредственный способ самовыражения…

    Но что должен ощущать человек, сознательно уничтожающий своё не только физическое, но и духовное, не оставляющий после себя ничего кроме пепла? До какой степени отчаяния должен подняться этот сумасшедший полубог? Хотел бы я видеть его глаза в эти минуты”.

     

    “После полутора лет воздержания я позволил одному приятелю отвезти себя на рыбалку и с тех пор немного не в своём уме.. со всей энергией и страстью отдался я этому занятию, которое прежде вызывало у меня нечто  вроде презрительной усмешки чёрт возьми,  словно впервые я узнал, как стелется ночной туман, и как по-разному восходит солнце, как славно встретить мерзким холодным утром такого же одержимого и толковать с ним о червях, крючках и прочем – о самом насущном и главном.

    И сон теперь один: река, камыш и поплавок тревожный”.

     

    “Я остался один и слушал шелест догорающего камина, и никто, и ничто на свете меня уже не волновало, и сидеть бы так всю ночь и всю жизнь… до утра”.

     

    “Сегодня меня занесло в церковь. Как там поют! Просидел до самого вечера и выложил все деньги, что имел с собой: церковь старая и плохонькая. И тем разительнее мощь чистой, звонкой скорби седых голосов. Реквием по Человеку. Мир чист и ясен.. Это весна,  просто весна выворачивает меня наизнанку!”

     

    “… читал Данте. На одном дыхании  добрался до Стигийского болота и – продолжать не смог. Запредельное торможение. У меня нет эпитетов к этому Титану. Космизм – первое, что приходит на ум. Неужели это написал человек?”

     

    “Хандра ушла. Да здравствует хандра, которая ушла!”

     

    “…странное дело: чем дальше, тем сложнее становится провести границу между добром и злом, мудростью и безумием… словно блики на воде пляшут и мешаются в нестройном хороводе”.

     

    “…Артисту совершенно необходимо умение всегда видеть себя со стороны. Увы, не всеми дарами наделили нас боги, приходится что-то доделывать и самому. Здесь ценно всё: и зеркало, и фото, и магнитофон, и, тем более, видеозапись. В этом нет ничего общего с рисовкой или лицемерием. Только строжайшим самоконтролем и постоянной тренировкой можно добиться максимальной эмоциональной и информативной насыщенности слова живого”.

     

    “Я живу! Понимаешь ли – живу! И мне нет никакого дела до смерти, достаточно только раз почувствовать, что эта старуха придёт – рано или поздно, - и к твоей спине навсегда присохнет её взгляд, и ты вряд ли уже решишься гробить время на мысли о ней.

    Потому что, черт знает, сколько его осталось – времени-то…”

    “Мне кажется, чтобы высказать всё, чтобы быть понятым, вовсе не обязательно высказывать всё, даже ни к чему”.

     

    “Был у Чюрлёниса. Смотрел, слушал. В музее есть маленькая зала, где можно слушать музыку. Был ли он художником – не знаю. Хотя некоторые вещи были для меня понятны и выразительны до беспредельности. Да, он тщился схватить свою беспредельность на тех листах. Трудно ещё говорить об этом… Зато музыку я никогда, кажется, не слушал с таким откровением. Как-то  удалось мне забыться, оторваться от себя и жить внутри звуков – наслаждение, не сравнимое ни с чем. Прежде я всё воспринимал скорее интеллектуально, какими-то зримыми образами или цветом, но как это убого!..”

     

    “Живу, дышу. Работаю, тем и живу – во всех смыслах. Мне это определённо нравится”.

     

    “Последнюю свою ночь в Молодечно. Грустно до боли… «с отринутою головой прекрасноликой грусти…» Я не спешу домой. Я хочу, чтобы всегда тянулась эта последняя ночь и не иссякали чернила, потому что грусть моя светла. Под окном цветут маки, которые я посадил когда-то. По комнате – мусор и клочья бумаги – следы других ночей. Ума не приложу, как мне везти всё это”.

     

    “.. О, как я жаден стал до мира! И голод мой неутолим – не успеваю! Смотреть, дышать, любить, смеяться – не успеваю! Это страшно, старина,  быть лишь свидетелем чужих жизней. Сегодня целый вечер фотографировал десятые классы. Весь вечер щемило сердце о годах, разделяющих нас. Жизнь прекрасна своей уверенностью, что всегда будут существовать эти нежные, воздушные десятиклассницы, и стайки чумазой ребятни во дворах, и сухонькие старушки на скамеечке возле дома – это вехи, по которым мы отмеряем и прйденный путь, и близость финиша.

                Но мы всегда оптимисты и потому редко оглядываемся на старт. А седина на висках – такой пустяк, когда на цыпочках глядишь за горизонт, не так ли, брат?”

     

    “Вокзалу больше века. Мне вдруг подумалось, что это мой последний поезд. Мой поезд – через час. Бесцельный взгляд цепляется за лица и цветы, за обрывки газет… под ногами целлулоид столетних улыбок и хруст прощальных поцелуев.

    Пусть стану глиной я, но глину ту отдайте моим истосковавшимся рукам!”

     

    “ВСЁ СУЩЕЕ ИМЕЕТ СЛЕД “"Какое-то странное чувство восторженности вселилось в меня. Восторг перед волшебным зеркалом, где цветы и грязь, надежда и отчаяние - все краски и запахи мира слились в гимне Жизни. Всё это чертовски трудно объяснить, но какой-то флюид жизнеутверждающей силы исходит даже от самых горьких строк"

    “Дни летят пулемётной очередью. И лишь фотоснимки – доказательства того, что они были”.

     

    “Главное -  сделать выбор, понять, что для тебя главное и сделать это главное мерилом, точкой отсчёта всего сущего. А без этого и человек – не человек, а так, жертва обстоятельств, пускай   даже благополучных, но – жертва! Я не знаю, можно ли прожить на всём накале всё отпущенное Богом время, но жить иначе – преступление!

                Я долго вынашивал в себе художника, изживал пошлое и мелкое и всё ждал чего-то. Будущее – вот оно – вгрызается в уши бесстрастным стрёкотом часов. К чёрту грёзы о беспредельном будущем! Напряжённо, почти физически чувствую, как с каждым ударом  маятника осыпается моё – наше – последнее пристанище. Я много работаю сейчас. Меня затянуло. Но нет спасу от проклятых вопросов. Меня неудержимо влечёт к холсту, и сам запах краски, её блеск – будоражат кровь – непривычные, радостные и странные ощущения. Веками люди изводили нервы и холсты, не ведая, что их толкает. И большинство попросту переступали порог неразрешимого не споткнувшись..”

     

    “Не верю я в это пресное обывательское счастье, надёжное, проверенное веками и заверенное социологами. Пусть я дурак и самонадеянное ничтожество: я большего хочу! .. кровью ли, гноем ли, огнём – выплеснуть свою боль, свою жизнь – единственное мыслимое счастье, ради которого живу”.

     

    “Меня заботит единое решение книги в целом как эстетического явления. Изяществу и удобочитаемости шрифта я отвожу далеко не последнее место. Такими же лёгкими и прозрачными – подобно рисункам Красаускаса, но не столь  ювелирными должны быть иллюстрации… Все они должны быть выполнены в одной технике – тушь, пастель или уголь.

                Чертовски сложно пером выразить то, что можно сделать одним росчерком угольного стержня, и наоборот”.

     

    “Только боль одна и даёт нам ощущение жизни. Боль света. Как смерть. Как жизнь. Боль рождает свет. Я знаю одну ведьму. Она многому меня научила. Я полюбил свою жизнь. Теперь у меня хотят отнять  всё это. Травля уже началась. Что бы со мной ни случилось, всё наше останется в нас и с нами. Мы будем жить, да? Что бы ни случилось.”

     

    “Рад весне, которая вот-вот, и тому, что мы молоды и способны радоваться чему-то, забывая о тех горестях и страданиях, которые принесли с собой в этот мир. Наверное, в этом и состоит умение жить – в умении забывать. Искусство, которому мне никогда не научиться”. 

     

    Фрагменты писем сопровождаются рисунками Игоря Юрьевича Копейко






    Социальные сети и закладки:

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    #1
    Написал: emma_panteleeva (24 апреля 2013 23:26)
    Группа: Члены Клуба,   Регистрация: 27.08.2012  
    Кто мил богам, тот к ним уходит рано. Какая магия слова, какое понимание самой сути жизни, а передача ощущений - это и мороз по коже и предстоящая бессонная ночь... Мне тоже довелось посетить музей Чюрлёниса, слушать его музыку и ощущать нечто подобное, но передать это словами... Как бесконечно жаль, что прожил он так мало. К Вам, Эльдар, жизнь добра тем, что свела с таким другом (и вообще Вам, кажется, везёт на друзей). А я благодарна жизни за то, что довелось прикоснуться к Вашему творчеству. Эта публикация надолго и сильно растревожила.


    #2
    Написал: Эльдар Ахадов (24 апреля 2013 23:34)
    Группа: Администраторы,   Регистрация: 4.12.2010  
    Это была уникальная личность, очень многогранная ... За что бы он ни брался, всё у него получалось непохоже ни на кого, во всем был почерк личности... Его портреты передавали душу портретируемого, как это ему удавалось - не представляю... но он рисовал не фотографию лица, а портрет души.


    #3
    Написал: lebkuchen (26 апреля 2013 21:50)
    Группа: Члены Клуба,   Регистрация: 20.01.2011  
    Спасибо, Эльдарушка! Дааа, оказывается Игорь был такой глубокой , тонкой личностью, человеком искусства! А я и не догадывалась, потому что наблюдала его только со стороны. А вот Саша помнит его именно таким!


    #4
    Написал: Эльдар Ахадов (28 апреля 2013 19:36)
    Группа: Администраторы,   Регистрация: 4.12.2010  
    Спасибо за память, Рита!


    #5
    Написал: Ardallion (29 мая 2013 02:36)
    Группа: Члены Клуба,   Регистрация: 17.12.2010  
    Замечательная публикация! За неё огромное Вам спасибо, Эльдар!
    Мысли Игоря будто останавливают время, заставляют забыть всё мелкое, злобное и преходящее, вырывают из серой рутины и буквально открывают горизонты нового понимания жизни. И здесь уже не столь важно, во всём ли согласен читатель с мыслителем - само ощущение масштаба и глубины меняет, преображает "вседневный человеческий словарь".

    Остаётся только одна недосказанность, которая (раз уж выпала честь познакомиться с судьбой человека) не даёт мне покоя. Как и почему погиб Игорь Юрьевич? Что же с ним случилось, какой рок?


    #6
    Написал: Эльдар Ахадов (29 мая 2013 22:57)
    Группа: Администраторы,   Регистрация: 4.12.2010  
    Благодарю Вячеслав. Очень трогательный искренний отзыв...


    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.