Главная Контакты В избранное
Подписаться на рассылку "Миры Эльдара Ахадова. Стихи и проза"
Лента новостей: Чтение RSS
  • Читать стихи и рассказы бесплатно

    «    Май 2020    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Май 2020 (3)
    Апрель 2020 (2)
    Март 2020 (4)
    Январь 2020 (7)
    Ноябрь 2019 (6)
    Октябрь 2019 (2)

    Новости партнеров

    Сергей Лавров: пандемия расставила все по своим местам
    Пандемия положила конец идее о триумфе западной ультралиберальной модели развития и решении всех проблем рыночными методами. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в статье для китайского издания ...В Гидрометцентре предупредили о похолодании в первый день лета
    В первый летний день европейскую часть России ждет резкое похолодание. На пару дней раньше температура упадет в Сибири. Об этом сообщил научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд, передает ...В Кремле ответили на вопрос об иске экс-главы Чувашии к Путину
    В Кремле узнали из СМИ об иске бывшего главы Чувашии Михаила Игнатьева, пытающегося оспорить свое увольнение, заявил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

    Реклама

  • Начну с отрывка письма, которое написала мне сегодня одна читательница. «Скажите, пожалуйста, как заинтересовать читать детей? У меня племянник пошел во второй класс. Никаким уговорам не поддаётся.. Ему уже и деньги родители предлагают, но это не выход... Что же будет дальше?.. Хотя понимаю, что что-то и в нас не так. Ведь дети всегда на нас похожи. Когда он был младше, я его увлекала игрой с игрушками, теперь понимаю, что в игрушках мало толку. Сказки ему читала, а теперь он их и слушать не хочет. Все свое поведение превращает в игру и уклоняется от разговора о надобности читать…»
    Действительно, проблема есть. И действительно, начинать нужно с себя. Скажу сразу: большинство взрослых не умеют читать сказки вслух. Даже авторы сказок зачастую так отвратительно читают, такими мерзко слащавыми (ну, как же – для деточек-то глупеньких и маленьких ещё читать?) ненатуральными голосами, что, будь я сам ребенком, убежал бы от такого чтения за тридевять земель, чтобы не слышать и не видеть никогда, как взрослый родной человек уродует русскую речь. Читайте нормальным голосом! Перед вами нормальные люди, пусть маленькие – но люди, а не пупсики, не мягкие игрушки и не болонки с бантиками.
    Очень плохо читают поэты свои стихи. Подавляющее большинство. Отвратительно читают. Но этих не остановить. Сначала они изображают из себя чрезвычайно стеснительных, которых чуть ли не упрашивать надо прочесть что-нибудь, потом долго-долго и безумно нудно начинают пересказывать содержание того стиха, который собираются прочитать. Рассказывают, порой начиная от дня своего рождения, потом перипетий своей жизни, своих тёток, дядек и своячениц, потом ещё чего-нибудь и в итоге, когда приступают, наконец, к чтению самого стиха, их уже ненавидят все слушатели и мысленно проклинают тот миг, когда согласились выслушать этого негодяя-чтеца-поэта. А ему всё равно. Он глухарь-тетерев, токующий тысячи километров своих стихов, совершенно забыв о людях, о времени, вообще, обо всем на свете. Его не остановить ни пулей, ни самосвалом. Он будет читать вечно. Однако, я отвлекся… Извините, наболело.
    Всякий раз, когда меня приглашали на встречи с детьми ( разного возраста – и в школах, и в детских садах), я мучился одним и тем же вопросом: как заинтересовать ребёнка? Как вызвать в нем интерес к литературному произведению? Как привлечь внимание маленького человечка, у которого шило в попе, которому трёх минут спокойно не сидится, а пять минут – это уже пытка невыносимая?
    Помню, пригласили нас троих взрослых людей – литературоведа, поэтессу преклонных лет и меня в качестве сказочника, в школьный зал, куда загнали несчастных пятиклашек, которым охота в коридоре побегать, чтобы они, так сказать, соприкоснулись с «миром современной литературы».
    Минут 10 литературовед рассказывала детям о чем-то умном, правильном и невероятно от них далеком, учёными литературоведческими словами-терминами закидала и меня, и даму-стихотворщицу, как гранатами. Про детей молчу: зал жил и жужжал втихаря (и не очень втихаря тоже) собственной жизнью. Дети просто ничего не слышали: они этого физиологически не могли услышать. Им, как говорится, было фиолетово о чём там, на сцене, шкворчат какие-то странные пришлые люди.
    Затем представили поэтессу. Она начала. Ну, примерно так же, как все поэтессы начинают. Впрочем, я, кажется, про чтение стихов уже высказывался. Так что пропустим. Хотя мадам в длинных театральных перчатках и с пером в прическе, претендующим на страусовое, выглядела довольно занятно – для взрослого. В общем, поэзия отняла ещё 25 минут жизни у детей.
    Настала моя очередь. Ну, как, как привлечь внимание ребёнка, который уже столько времени отсидел в зале, отвертел головой и надрыгался ногами? А до избавительного школьного звонка осталось всего несколько минуточек! Я не помню дословно, но сказал я им примерно следующее: « Здравствуйте, дети! Вы думаете, что я вам сейчас сказки буду читать? Нет, я не буду вам читать ничего. И вы мне тоже ничего читать не будете. Договорились?» ( Всебщее ликующее: «Да-ааа! Урра!») «Вы мне всё покажете сами! Все мои сказки. Хватит сидеть! Ну-ка, марш на сцену!»
    Представьте себе, что тут началось! Ликующей толпой юные зрители рванулись на сцену и в считанные секунды заполонили её. Действовать надо было быстро, весело и решительно. Я немедля принялся расставлять их по сцене особым образом: так, чтобы как можно большему числу детишек досталась хотя бы малюсенькая, но собственная роль. И мы начали играть сказку: изображать её. Это оказалось настолько интересным для них, что школьного звонка… никто не расслышал. Они шумели, смеялись, толкались, счастливые. Но каждый сыграл до конца свою даже самую крохотную роль. Никто никуда не сбежал, не покинул своего «поста». Наоборот. Когда сказки кончились ( а пришлось сыграть почти всё, что принес читать) юный народец не хотел расходиться, даже самые вертлявые. Те, пожалуй, не уходили дольше всего.
    Мы расстались друзьями. Напоследок сфотографировались. Не верите? На всё это - есть фото. Могу предоставить. Так всё и было.
    Когда-то великий поэт Райнер Мария Рильке написал стихи, впоследствии переведённые на русский Борисом Пастернаком. Там есть строчки, которые, как мне кажется, объясняют суть многих явлений:

    «…Когда б мы поддались напору
    стихии, ищущей простора,
    мы выросли бы во сто раз».

    Не надо запрещать детям то, что для них так естественно. Не надо навязывать детям то, что так неестественно для них. Поддайтесь «стихии, ищущей простора», и вы вырастете – во сколько раз – не скажу, но вырастете. И дети вырастут с любовью к книгам, к сказкам и волшебству литературы.
    ЭПИЛОГ
    1. НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ

    Жизнь продолжается. После написания мной повести о родне прошло несколько лет. И пришло время дополнить написанное ранее той информацией, которая появилась у меня за это время. Чтобы не ломать строй повествования, я решил внести эти коррективы, воспользовавшись написанием эпилога, которого пока не было.
    Итак, к счастью, мама вспомнила девичью фамилию бабушки и, соответственно, её родителей – Айнетдина и Фяхринниси из татарского Шумалака – Яфаровы!
    Кроме того, благодаря переписке с разными архивными учреждениями, у меня появились дополнительные сведения о моем дяде – Федоре Васильевиче ( Ханяфи Хасяновиче) Улубикове.
    Во-первых, в ЦГАКФФД СПб (Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга) была обнаружена подлинная фотография с надписью «Партизаны-пулеметчики Ф.Улубиков и В.Курбатов (второй номер) у пулемета. Ленинградская область», сделанная 7 марта 1944 года фотографом Рафаилом Абрамовичем Мазелевым. Именно о ней много раз вспоминала мама, как о фотографии из газеты, виденной ею когда-то в детстве.
    Во-вторых, благодаря полученному письму из российского государственного архива социально-политической истории мне стало известно, что ещё начале войны в 1941 году Улубиков вступил в Хвойнинский истребительный батальон. Командиром батальона был Михайлов Алексей Михайлович, младший лейтенант милиции.
    15 января 1942 года Фёдор Васильевич за линией фронта был принят в партизанский отряд Александра Зверева. С 15 января 1942 года по 24 марта 1944 года он находился в составе 11-ой Волховской партизанской бригады. Как пулемётчик отряда №24 первого партизанского полка Волховской партизанской бригады 27.09.1943 года – был представлен к награждению медалью «За отвагу». Так всё, о чем мне рассказывали устно дома, постепенно, слово за словом, подтверждалось документами архивов.
    В наградном листе на Улубикова Ф.В. сообщалось: «Товарищ Улубиков, действуя в партизанском отряде в тылу врага, проявил себя, как стойкий партизан-пулемётчик. В период выполнения диверсионной операции всем составом отряда по взрыву железнодорожного полотна на железной дороге Ленинград – Новгород 14 августа 1943 года в квадрате 54-80 и 52-80 товарищ Улубиков со своим пулемётным расчётом принимал непосредственное участие в охране фланга действующего отряда, тем самым обеспечив успешное выполнение отрядом боевой задачи на участке железной дороги в 1,8 км. Под пулемётно-миномётным обстрелом противника 25 августа 1943 года на кольцевой железной дороге в квадрате 72-72 огнём своего пулемёта он обеспечил успешные действия отряда по взрыву железнодорожного полотна на участке в 1,7 км. Товарищ Улубиков представлен к награде медалью «За отвагу» командиром отряда №24 товарищем Зверевым и комиссаром отряда товарищем Фоминым с последующим ходатайством командира полка товарища Бредникова и комиссара полка товарища Жукова – Волховской партизанской бригады. Товарищ Улубиков достоин представления к правительственной награде – медали «За отвагу». Начальник отдела кадров Ленинградского штаба партизанского движения майор - подпись - П. Матвеев
    27 сентября 1943 года. Товарищ Улубиков достоин правительственной награды – медали «За отвагу».Начальник Ленинградского Штаба партизанского движения – подпись - М. Никитин. 28 сентября 1943 года».
    Почему я процитировал этот документ? Потому что героя так и не наградили. Такое вот стечение обстоятельств… Командир партизанского отряда №24 – А.М.Зверев 31 января 1944 года погиб при взятии станции Оредеж. А начальник ленинградского штаба, герой партизанского движения Михаил Никитич Никитин, чья подпись стоит в наградном листе, после войны был необоснованно репрессирован и расстрелян. Реабилитирован посмертно.
    После расформирования 11-й Волховской партизанской бригады многие её воины, в том числе и Фёдор Васильевич Улубиков, были направлены в Польшу, на помощь польским партизанам. Предположительно в район города Катовице, поскольку по достоверной информации музея средней школы №20 города Санкт-Петербурга бывшие партизаны Волховской бригады сражались именно там. Сам район Катовице (Верхняя Силезия) в те времена Германия считала территорией Третьего Рейха. Оттуда своей матери, Агафье Андреевне (Афифе Айнетдиновне) , дядя прислал фотографию со словами на обратной стороне «Мама, я в Польше». На фотографии мой дядя и его соратники – в летней одежде на фоне леса. Это была последняя достоверная весточка от него…
    Нашлась и карточка красноармейца Улубикова, в которой мое внимание обратила на себя запись о том, что мой дядя обладал умением ездить верхом, править и ухаживать за лошадьми. Мне вспомнилось, что и дед обладал такими же способностями, не только в юности был бойцом Первой Конной Армии Будённого, но и в старости, уже на моей детской памяти, любил ухаживать за лошадьми на сельской конюшне. Случайно ли? Со временем узнаем. О других родственниках выяснилось, что жена Улубикова Мирзы Юсуповича – Улубикова Мария Исмаиловна до войны проживала в городе Двинске (Даугавпилс) по адресу улица Кавалерийская, дом 13, квартира 1, а мать Джафяра-абзи, моя прабабушка Халимя – вернулась в Усть-Узу из Хвойнинского района Ленинградской области, где она проживала по адресу: станция Анциферово , Межлеспункт, дом №53.

    2. РОДОСЛОВНАЯ
    По маминым воспоминаниям моя прабабушка в преклонном возрасте часто предавалась любимому занятию – вышиванию или плетению кружев, по привычке, как это и полагалось благородным девицам,

    КОНФЕТА

     Опубликовано: 12-04-2015, 22:20  Комментариев: (0)
    Началось с того, что вечером после работы вместе с папой пришел его товарищ по работе – дядя Володя. Оба они были уставшие и голодные, и потому мама сразу принялась накрывать на стол. А дядя Володя подозвал ребятишек – Ваську и Аньку и вручил им по шоколадной конфете в красивых серебристых фантиках. Вася на три года старше Ани, он осенью уже в школу собирается, в первый класс. Он даже умеет читать и считать. А сестренка его - маломерка ещё, любимое занятие – с куклами играть в дочки-матери.
    Дети сказали «спасибо» и побежали в свою комнату. Васька по пути развернул фантик, засунул конфету в рот, а пустую обёртку спрятал в кармане шортиков. Как раз в это время по телевизору начинался мультфильм, ребята его ждали и поэтому сразу стали смотреть. После мультика Аня взяла самую большую куклу и двух её постоянных подружек и затеяла с ними игру в магазин. Маленькие куколки были покупательницами, а большая – продавщицей. А Васе было скучно, он не знал что делать и от скуки решил Аньку подразнить: « Аня, отдай мне конфету». «Зачем?» « Я её съем». «Не дам. Это моя конфета». «Отдай. Ты не любишь конфеты». «Не дам. Отстань». «Ты ещё маленькая. Тебе много сладкого вредно есть, так мама говорила». «Не дам. Отойди от меня!» «Ну, и отойду! А конфету твою я уже съел! Ха-ха!»
    Анька насторожилась и стала искать свою конфету. Но её нигде не было. Тогда она заревела и начала звать маму. Прибежала с кухни раздраженная мама: там люди ещё не кормлены, а тут детки капризничают, ссорятся: «Что такое? Что случилось?» « Васька мою конфету съел!» «Как съел?» «Отнял и съел! Ы-ыыыы…» «Не брал я её конфеты!» «Врёшь, брал! Сам сказал, что съел! А-ааа!..» «Дети, успокойтесь! Дома гости! Как вам не стыдно! Вася, отдай Ане её конфету!» «Не дам! Нет её у меня!» «Он её съел!» «Не ел я её!» Анька вцепилась в брата, и тут у него из шорт выпал конфетный фантик. «Съел мою конфету! Видишь, мама! Съел и врёт!» Мама заметила фантик на полу, отвесила сыну подзатыльник и сказала, выходя из комнаты: «Бессовестный! Сестрёнку обижаешь! Ничего, когда гость уйдёт, отец с тобой разберётся!»
    Возмущённый вопиющей несправедливостью до глубины детской души Вася смерил сестру уничтожающим взглядом и со словами «Ябеда-корябеда солёный огурец! Сейчас как дам!» начал на неё надвигаться. Аня, прижав куклу к груди, в ужасе пятилась от него. Наконец, пятиться стало некуда, и она закричала на всю квартиру, на весь подъезд, а если бы могла, то и на весь земной шар. Так ей было страшно. Через секунду все взрослые были в комнате…
    В общем, дядя Володя извинился и ушёл. Намеченного делового разговора у них с отцом в виду семейной ситуации так и не состоялось. Анечке мама на следующий день персонально купила красивую коробку самых шоколадных конфет. А Ваське, конечно, досталось – за всё. Сначала он всё отрицал, но отец, крайне возмущённый явным враньём (а ещё больше – несостоявшейся деловой беседой), так крепко ухватил лжеца за ухо, что тот сразу во всём сознался. И был примерно наказан. После чего ему было сказано: «Никакого телевизора, никаких конфет, никаких игрушек, никаких прогулок во дворе. Учёба. Книги. Душ. И спать по расписанию. К Анечке не приближаться на пушечный выстрел».
    Прошло две недели. Перед выходными, когда дети уже спали, мама решила включить на ночь стиральную машину в ванной: как обычно, за неделю накопилось много несвежего белья. К нему мама решила добавить и платьица Аниных кукол. Дошла очередь до самой нарядной большой куклы. И вдруг на кафельный пол из кукольного кармашка выпала та самая конфета, которую подарил Ане дядя Володя. Мама на мгновение замерла, затем подняла с пола злосчастную старую конфету и долго-долго разглядывала её влажными растерянными глазами, задумавшись о чем-то очень дорогом, очень личном и очень важном…
    Однажды, когда-нибудь… наступит день, когда я не смогу ответить на Ваше письмо или Вашу реплику и не скажу Вам доброго слова. Простите меня за это и не считайте, что я о Вас забыл. Я помню о Вас всегда, даже если меня нет рядом. Откройте тогда эту страничку и перечтите мои слова: и когда Вы счастливы и веселы, и когда Вам грустно и одиноко. Я всегда рядом с Вами: смеюсь Вашим счастливым смехом, плачу Вашими горькими слезами. И молчу, если надо помолчать вместе.
    Ваш Эльдар.

    ТУК-ТУК

     Опубликовано: 19-12-2014, 01:15  Комментариев: (3)
    «Тук-тук!» - постучалось сердце. «Открыто!» - отозвался ветер в голове и влюбился без памяти. Пришло время, прошло и вышло. «Тук-тук!» - постучалось сердце. «Кто ты?» - удивилась память. «Кто ты?» - отозвалось эхо. И исчезло всё. Кроме любви…

    СЫНУ

     Опубликовано: 4-08-2014, 20:45  Комментариев: (2)
    Сынок, я знаю, что ты уже вполне взрослый и самостоятельный человек, зимой тебе стукнет четыре года, но, возможно, когда ты станешь ещё старше и ещё самостоятельней, ты полюбишь стихи, как я когда-то. У тебя чуткая и зоркая душа, я это вижу. Как любому отцу, мне хочется подсказать тебе что-то, о чем я знаю на собственном опыте. Если тебе это неинтересно: не читай. Прочтёшь, когда вырастешь или когда захочешь прочитать.
    Многие люди пишут в юности, почти все. А если пишут, значит, хотят, чтобы кто-нибудь прочитал и понял их, посочувствовал в печали, поддержал в радости. Некоторые говорят, что пишут только для себя лично или для Бога, но это неправда. Для себя нет нужды записывать, для Бога - тоже. Бог и так знает всё о каждом, даже то, о чем сам человек не догадывается. Как сделать так, чтобы твои слова тронули другую душу? У меня были хорошие учители в своё время, повезло. Одно из основных правил хорошего стихосложения: никогда не старайся всюду писать слово «я» в стихах. Полностью это не получится, но стараться надо. «Я», «мне», «моё», «меня» и так далее в том же роде - слова-убийцы поэзии. Каждый человек любит в первую очередь себя и то, что дорого лично ему, а не тебя и то, что дорого только тебе. Если ты хочешь быть услышанным, пиши о том, что одинаково дорого им и тебе, пиши о них, об их болях и радостях, воспринимая их чувства, как свои личные. Чем больше сугубо лично твоего «я» будет в твоих строках, тем неинтереснее они будут другим. Можешь считать их какими угодно талантливыми и удивительными, но, извини, читать это – не станут, если, конечно, написанное будет касаться только лично тебя, самим собой бесконечно любимого. Можешь пренебречь моим советом и писать, как вздумается, только о себе, но не удивляйся тогда тому, что встретишь не сочувствие, а скуку.
    Если хочешь быть услышанным, старайся слышать других. Интересуйся другими, ни в коем случае не пытаясь быть навязчивым: придут и обо всём расскажут сами. Ты только слушай до конца и не перебивай. Ты станешь самым желанным собеседником, потому что самый желанный собеседник не тот, кто всё время говорит, а тот, кто умеет слушать другого и принимать эти слова близко к сердцу, даже если от этого нестерпимо больно.
    Если ты станешь поэтом, сынок, тебе придется оставаться открытым, искренним и ранимым всю жизнь и терпеть, много терпеть не за себя - за других. Не жалуйся, терпи, это – не наказание, это – твой дар.

    ДОБРЫЕ ЧУВСТВА

     Опубликовано: 7-05-2014, 08:51  Комментариев: (1)
    «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал…» - писал когда-то наш великий поэт. И слова его абсолютно правы. Любезно сердцу народному то, что пробуждает добрые чувства – любви, сострадания и со-радости. Многие пишущие стремятся быть любезными народу, да не у всякого это получается. Даже при наличии способностей. Мало одной лишь прикладной стороны таланта для того, чтобы люди тянулись к твоему слову. Если оно, пусть и трижды искреннее, но полнится одной лишь ненавистью… не потянется к нему народ. Ни инстинктивно, ни сознательно. На злобе мира не построишь, с ненавистью долго не проживёшь, обидой любви не добьёшься. Иной раз читаешь или слышишь чью-то речь: вроде и слова справедливые, и бьют они хлёстко, наотмашь, да и сочувствующих, как бы хватает. Однако, сочувствующие повозмущаются, постоят на месте, потопчутся и разойдутся по своим житейским делам. За добрыми словами они бы непременно вернулись, а вот за злыми – сомнительно… Пишите тёплые слова, говорите из любви, делайте доброе и всё это непременно отзовётся, вернется к вам, продлит и вашу жизнь, а после - оставит память о ней надолго...

    ФЕВРАЛЬСКИЙ ДЕНЬ

     Опубликовано: 15-02-2014, 14:12  Комментариев: (1)
    Светлый, свежий, голубоглазый, нежный -
    День февральский, солнечный, весь в снегу…
    К средиземноморскому побережью
    Тянет ветер воздуха острогу:
    Тянет, воет, веет, змеится вьюгой
    По белесой выстуженной земле,
    Словно где-то в небе пахнуло югом,
    Мало разбирающимся в зиме…
    Только нашей памяти чистый абрис
    Никакой не выстудить острогой,
    Тот, где мы под парусом целовались
    Между солнцем выжженных островов…
    Мария из Магдалы (неподалёку от Капернаума) из колена Иссахарова была дочерью состоятельных родителей, любящих своё чадо и беспокоившихся о её здоровье. Мария была больна эпилепсией. Родители обратились к молодому целителю из Назарета по имени Иисус. Тот вылечил их дочь, изгнав из неё «семь бесов». Молодая Мария заинтересовалась необычным учением Иисуса и, сначала помогала ему через родителей в благодарность за лечение, а потом из сочувствия и увлечения его речами. Она хотела всюду следовать за ним и его учениками, но выглядело бы неподобающе, когда молодая незамужняя девушка ходит по всей стране в компании взрослых мужчин. И хотя Иисус сказал ученикам, что она всего лишь его новая ученица, апостолы возразили ему, говоря, что он к ней явно неравнодушен… Влюблённым грозила разлука.

    ПОЧЕМУ?

     Опубликовано: 12-01-2014, 17:43  Комментариев: (2)
    «Я так люблю его! Почему же он не любит меня?» «Я люблю её сильней всего на свете! Почему она так равнодушна ко мне?» Как часто мы слышим эти слова или произносим их сами! Да, с нашей точки зрения это и чудовищно, и несправедливо. Раз мы любим, значит нас обязательно должны любить, и желательно, чтобы точно так же, как мы. Но этого нет. Очень часто этого нет. У очень многих. Почему?
    У каждого человека свои чувства и свои ощущения окружающего мира. Своё зрение и свой слух. Из медицины известно, что благодаря своему индивидуальному внутричерепному давлению, даже свой собственный голос каждый слышит совершенно не таким, каким он звучит для всех остальных. Любовь – не грипп, не вирус, заразить им другого невозможно.