Главная Контакты В избранное
Подписаться на рассылку "Миры Эльдара Ахадова. Стихи и проза"
Лента новостей: Чтение RSS
  • Читать стихи и рассказы бесплатно

    «    Февраль 2025    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    2425262728 
    Ноябрь 2024 (1)
    Сентябрь 2024 (1)
    Июль 2024 (1)
    Июнь 2024 (1)
    Январь 2024 (1)
    Сентябрь 2023 (2)

    Популярное

    Новости партнеров

    Реклама

  • С детства помню восклицание, которым выражалась крайняя степень чего-либо (удивления, восхищения, возмущения и так далее): «Вай, деде!» Что такое «вай» на Востоке – понятно каждому. А вот почему именно «деде» - я долгое время не задумывался, пока не прочитал о том, что это слово в древности знал каждый огуз, используя его, как обращение к своему духовному отцу.
    Недавно, находясь в Баку, проснулся как-то ранним утром от пения муэдзина, призывающего прихожан мечети к молитве. Муэдзин не кричал, а именно говорил слова нараспев. Такое молитвенное пение в исламе называется «азан», а такой муэдзин у тюрков зовётся «азанчи». Я впечатлился утренним азаном и в тот же день написал о нём небольшое стихотворение.
    Как известно, в давние времена одни и те же слова, обозначающие одно и то же, в разных местах и у разных народов записывались со слуха, который тоже у всех был разным. Поэтому вполне вероятно, что со словом «азан» огузы были знакомы за много столетий до принятия ислама, но имело оно для них в чём-то схожее, а в чём-то совсем иное содержание. Озанами (узанами) называли огузских сказителей и певцов, сопровождающих свои рассказы игрой на гопузе, древнем струнном музыкальном инструменте. В этом отношении озаны – предшественники ашыгов. Таким образом, озаны – это барды, менестрели и миннезингеры средневекового тюркоязычного Востока. К одним из наиболее известных произведений, которые озвучивали озаны, относится «Китаби деде Коркут». Возможно, один из тех самых «деде», к которым доныне обращаются, приговаривая «Вай, деде!»
    Об озанах известно с X – XI веков. Временем возникновения эпоса «Китаби деде Коркут» считается седьмой век нашей эры. Но так ли это? История человечества непрерывна, и огузы возникли не на пустом месте, и тюркская цивилизация тоже не на пустом месте возникла. В одном из сказаний эпоса идёт речь об одноглазом великане Тепегёзе, которого одолел огузский герой Басат. Я не буду приводить здесь эту историю. Она хорошо известна в научных кругах. В 1815 году главу о Тепегёзе, которая называется «Бой (песнь) о том, как Басат убивает Тепегёза, эй мой хан» («басат депе гёзи олдюрдюги бойи бейан едер ханум ей») впервые перевёл и опубликовал знаменитый немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц. Замечу только что слово «бой» означает не только «песнь», но и размер, то есть, нечто ритмичное, поющееся, имеющее определённый ритм или алгоритм. Дело не в самой легенде, а в происхождении имени её главного отрицательного героя – одноглазого чудовищного циклопа.
    Образ одноглазого кровожадного циклопа, убивающего взглядом, многократно встречается в эпосе таких разных по местонахождению и времени существования древних народов, что естественно возникает предположение о его едином происхождении. Перечислю лишь некоторые из мифов на эту тему:
    - древнегреческий миф об Одиссее и Полифеме - жестоком циклопе-великане, сыне Посейдона и нимфы Тоосы;
    - сказание ирландских кельтов об одноглазом Балоре, предводителе фоморов, правивших Ирландией до прихода племён Туатха де Данаан, и поражавшем врагов смертоносным взглядом;
    - ненецкая легенда об одноглазой Малдэнга, чудище Нижнего мира;
    - огузское сказание о Тепегёзе – одноглазом великане-людоеде.
    Во всех перечисленных случаях речь идёт о чудовищном великане, у которого всего один, но смертоносный глаз. Почему у столь разных народов имеется столь схожий персонаж? Источник этой истории скорее всего один и тот же, а значит, возник он в такую далёкую доисторическую эпоху, когда предки упомянутых народов находились в пространственно-временной близости, достаточной для их общения. Когда же это могло быть?
    В начале XIV века историк огузского происхождения Абубекр ибн Абдуллах ибн Айбек-ад-Давадари в небольшой хронике «Жемчуг из истории восславленных» сообщал о том, что в книге, принадлежавшей в VI веке визирю сасанидского правителя Ануширвана Бузург-Мехрую, имелось произведение под названием «Дастан Улухан Ата Битикчи», в которой существовал рассказ о Тепегёзе.
    Достаточно ли удалена эта историческая эпоха для того, чтобы возник миф, имеющий общие корни у разных народов? Конечно, нет. Искать надо гораздо глубже. Начнём же поиски с имени персонажа: Тепегёз. «Гёз» - это глаз, «тепе» - холм. Получается глаз холма. Что это за живой смертоносный волшебный глаз может быть у холма? Пещера. Пещера, в которой живут люди из другого враждебного племени. В пещере они разводят огонь, свет которого виден издалека и в ночной темноте, когда можно подкрасться, похож на светящееся око. Смертоносное око, ведь в случае нападения на пещеру, оттуда в атакующих полетят стрелы и копья. И пока этот «глаз» жив, холм не может быть «побеждён».
    Термин «Тепе» географически очень распространён. Курган-тюбе ( по-таджикски ?ур?онтеппа). Аджина-тепа (Таджикистан). Паша-тепе, Тепе-Кермен, Тепе-Оба (крымско-татарский язык, территория Крыма). Тилля-тепе (в окрестностях города Шибергана, Афганистан). Гонур-депе (Туркмения). По Азербайджану «тепе» сплошь и рядом: Кюль-тепе, Узерлик-тепе, Сары-тепе и так далее. Кстати говоря, в слове Тель-Авив «тель» - это тоже «тепе» - холм, спросите любого турка, подтвердит.
    Обратимся к словарям: «Тепе — тель в северной Иордании Тепе, или Тель (ср. тур. Tepe, ивр. ?? «тэль», холм, курган)». Мало того, «тепе» - не просто холм, говорят словари, а место, где когда-то проживали люди! «Тепе – холм из остатков древних строений и напластований культурного слоя Средней Азии, на Кавказе, Ближнем Востоке, в Индии и на Балканах. Тепе – холм, бугор, вершина. В различных фонетических вариантах (депе, тепе, тобе, тюбе и так далее)».
    То есть, под всеми этими холмами можно обнаружить следы человеческой цивилизации!
    Наиболее известное тепе последнего времени – Гёбекли-тепе храмовый комплекс в 55 километрах к северу от границы Турции с Сирией, буквально в шаге от территории недавних военных действий! Это самая древняя из крупнейших мегалитических построек на земном шаре, известная на сегодняшний день. Ориентировочно её создание датируется IX тысячелетием до нашей эры, то есть, её возраст сейчас превышает 12 000 лет. Храмовый комплекс состоит из концентрических окружностей, количество которых достигает 20.
    Многие из его колонн покрыты рельефами. Звери и птицы изображены настолько мастерски, что высочайшее умение древних художников не вызывает никаких сомнений в том, что же именно изображено. Обратите внимание на абсолютно реалистичное изображение кабана. А теперь посмотрите на птиц, изображённых чуть выше. Кого они напоминают? Это не утки, не гуси, не куры, не лебеди и не фламинго. Учитывая то, что художники нигде на других изображениях не отошли от реальности ни на йоту, могу твёрдо утверждать: перед нами изображение птиц, родственных вымершим маврикийским дронтам (или «додо»). Эти птицы не умели летать, питались фруктами, весили до 25 килограмм и имели рост до 1 метра. То есть, флора и фауна ныне весьма пустынных мест, когда-то 12 тысяч лет назад была совершенно иной.
    Учитывая то, что даже львы на Апшеронском полуострове в историческом отношении вымерли совсем недавно (в Х веке н.э.), вероятность того, что родственники птицы додо проживали в юго-восточной Турции 12 тысяч лет назад не кажется мне совсем уж нереальной.
    Если принять во внимание всё вышесказанное, то о возрасте начала создания книги «Китаби деде Коркуд» (азерб. Kitabi D?d? Qorqud, тур. Dede Korkut Kitab?) следует сделать следующее предположение: некоторые наиболее архаичные сюжетные линии огузского эпоса родились на заре человеческой цивилизации. Истоки Тепегёза – в Гёбекли-тепе!

    Дубла

     Опубликовано: 23-10-2017, 07:50  Комментариев: (1)
    Вчера, оказавшись в историко-этнографическом музее-заповеднике "Гала" неподалеку от Баку, я обратил внимание на одну из особенностей строения весьма распространенных в древние времена жилищ местного населения, поклонявшегося в древности богу солнца Митре. Солнцепоклонниками в домусульманские и дохристианские времена было большинство жителей Малой Азии и Кавказа, впрочем, и не только они. Праздник Нового года "Новруз", отмечавшийся в день весеннего равноденствия, был известен и повсеместно распространен на Востоке уже тогда. Так вот, в домах местных жителей не было печных труб в современном их понимании, а имелись сдвоенные дымоходы, именовавшиеся "дубла", над домашним очагом. По одному дымоходу выходил дым от очага, а через другой в помещение проникал свежий воздух. Кроме того, через оба дымохода ( они были достаточно широки для этого) помещения освещались. Никаких окон в таких жилищах не существовало. Дубла являлись и окнами, и дымоходами, и своеобразными "кондиционерами". Одним из интересных обычаев на Апшеронском полуострове был "гуршаг саллама" (опускание пояса через дымоход). Этот обычай впоследствии трансформировался в обычай "папаг атма". В дни празднования Новруза влюбленные молодые парни опускали свои пояса в дубла - дымоходы. На кончике пояса завязывали носовой платок. Девушка и ее родители сразу понимали намек. Если они были согласны, то платок развязывали и завязывали на запястье девушки. Если были не согласны с помолвкой молодых, то платок заполняли сладостями и сухофруктами с праздничного стола, привязывали к опущенному поясу и возвращали обратно. 
    Архиепископ Мир Ликийских святой Николай - чудотворец родился в городе Патара на территории, принадлежавшей в 3 веке нашей эры Римской империи. Его родители - Феофан и Нонна поклонялись Богу Солнца - Митре, как и большинство их земляков-ликийцев. Существует весьма распространенное мнение о том, что благодаря одной истории, случившейся с Николаем, возник обычай делать подарки на Новый Год. У этой легенды множество вариаций. Вот одна из них. В Патаре жил богач, имевший трёх дочерей-красавиц. Этот богач разорился и решил заставить своих дочерей заняться блудом, чтобы раздобыть денег на пропитание. В это время Николай проходил мимо дома богача и прочитал его мысли, для святого такое не составляет труда. Чтобы спасти девушек от бесчестья, святой подкрался ночью к их дому и незаметно забросил в окно узел с золотом. Отец девушек, проснувшись утром, был несказанно обрадован такому счастью и на полученные деньги выдал дочерей замуж.
    Так гласит легенда. Но я хотел бы уточнить: никаких окон в нынешнем их понимании в домах малоазийцев в те времена не существовало. А была дубла, в которую, вероятней всего, Николай и опустил на поясе не платок жениха, а мешочек с золотом. Таким, на мой взгляд, мог быть фактический ход событий, послуживших основой для легенды...
    Кстати слово "дубла" напоминает русское слово "дупло" - отверстие в дереве. Возможно, первоначально подразумевалось, что дупло имеет два отверстия: вход и выход.
    Учитывая схожесть традиций можно предположить, что предки Николая вообще не были греками, а принадлежали к иным местным коренным народностям.
    И еще один момент, служащий косвенным подтверждением того, что Николай был святым. В легендах говорится, что он не слышал голоса Бога, но мысли Бога как будто пронизывали всё его тело и проникали в его сердце и душу напрямую. Это верно, ибо Бог не говорит на человеческих языках.
    Облако воспоминаний приходит ночью, возникает из безмолвного небытия, прячется мелкой росой в траве забвения, окутывает сердца метелью снов, змеиной позёмкой скользит по артериям и венам, бередя сонную душу запахом тлеющего времени, подступая к горлу комом несбывшихся судорожных ожиданий.
    Возникают из былого и безмолвно рушатся вдали древние горы, напоминая бушующие волны неспокойного океана. Блуждающие огни незримых городов проносятся сквозь изумлённое тело. И давнее горластое счастье снова зовёт тебя в еле слышное детство…
    И нет тебя здесь. Ты – там, пока не покинуло твой дом облако воспоминаний, оставив лишь несколько дождливых росчерков на предутреннем оконном стекле.
    Открыт сайт книги "Бытие" . На нем можно ознакомиться с откликами на книгу и ее содержанием. Желающие могут там же ее приобрести. Автор выражает глубокую благодарность своим учителям в мире литературы: Виктору Петровичу Астафьеву, Тимуру Касымовичу Зульфикарову, Алитету Николаевичу Немтушкину, Владимиру Абдул-Азим оглу Кафарову, Аиде Петровне Федоровой, Эдуарду Ивановичу Русакову, Сергею Даниловичу Кузнечихину...
    С книгой можно ознакомиться, кликнув по ссылке, расположенной под этим текстом над фотографиями.

    книга Эльдара Ахадова "Бытие"















    Сын Человеческий

     Опубликовано: 29-03-2017, 22:05  Комментариев: (0)
    Глава 1. Человек
    Есть одно имя, которым он точно себя называл. Можно отрицать всё, что угодно, иметь любые убеждения или не иметь никаких, но то, что это имя принадлежало ему при жизни - отрицать невозможно. Бар-наша. Сын человеческий. Человек. Это имя в отношении себя, безусловно, звучало из его уст многократно. Словосочетание "бар-наша" (barnasha') в древнееврейском и арамейском языках означает, прежде всего, "человек". Возможно, в этом слове и сокрыта тайна его носителя.
    Каким же человеком был Бар-наша, которого мы, люди, вот уже третье тысячелетие именуем Иисусом Христом? О нём написана бездна литературы исторической и художественной, религиозной и антирелигиозной. Но до сих пор никто не может с полной достоверностью утверждать, что он был именно таким-то или таким-то.
    Долгое время серьёзным поводом для отрицания исторического существования Бар-нашасчиталось то, что ни один автор-язычник I и начала II столетия в качестве независимого подтверждения информации, изложенной в канонических Евангелиях, якобы не упоминал о таком человеке. Определённая логика в подобном подходе к изучению истории есть. Действительно, несмотря на то, что десятки христианских авторов в течении 150 лет после евангельских событий упоминали о нём в своих повествованиях, все эти упоминания можно подвергнуть сомнению на том основании, что сами их авторы относятся к стороне, заинтересованной в распространении новой религиозной идеологии. А, следовательно, их утверждения можно расценивать, как субъективные.
    Такие античные авторы, упоминавшие о Христе, как римско-иудейский историк I века Иосиф Флавий, писавший на древнегреческом языке, Тацит и Плиний Младший, которых цитировали христианские апологеты, не принимались всерьез представителями исторической науки на том основании, что их тексты выглядят заимствованными вставками изречений раннехристианских служителей церкви, а не независимыми источниками информации.
    Тем не менее, археологические открытия продолжают подтверждать историческое существование людей и мест, описанных в Новом Завете, включая последние подтверждения о Пилате и священнике Каиафе.

    СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ

     Опубликовано: 19-03-2017, 09:11  Комментариев: (0)
    Ах, сладкая жизнь, сладкая жизнь! Гляжу на тебя и не могу наглядеться: до чего же ты сладкая, до чего же ты хороша! И вчера была хороша, и сейчас , а завтра - завтра, как же хорошо будет завтра, как неслыханно и невиданно хорошо! Как хочется увидеть тебя завтра, и услышать, и петь о тебе одной, о, сладкая жизнь! Самые горькие воды твоих океанов – сладки, самые одинокие дни и ночи – сладки, самые тяжкие обиды и несправедливости – сладки, даже нестерпимая боль – сладка необычайно, потому что ты – жизнь. И нет ничего дороже тебя, и не может быть…

    НАШ ЧЕЛОВЕК

     Опубликовано: 5-03-2017, 13:45  Комментариев: (0)
    Хрупкая, стройная женщина почти всегда с улыбкой на лице, готовая помочь каждому в его работе. Внимательная, помнящая все свои обещания и неизменно исполняющая их. Весёлая, задорная, смелая – такая и спеть, и станцевать не сробеет ни перед кем. Скромная, сосредоточенная на проблемах, тщательная. Отзывчивая и нежная душа. Никогда не сдающаяся. Я знаю один посёлок на суровом берегу залива, уходящего далеко на север, в сторону Ледовитого океана, где вверх-вниз вьётся на много километров мимо домов обледенелая дорога, открытая всем ветрам и морозам. И по той дороге в любую погоду ходила пешком стойкая хрупкая женщина много лет от дома до работы и обратно. Всегда пешком. Там, где порой на жестоком морозе и пронизывающем мгновенно до костей ветру - и сотню-то метров пройти – нужно иметь немалое мужество. Посмотрите на неё: кто придумал такую женщину, если не Бог?! Конечно, Бог!
    Есть такое село Иваньково Кимовского района Тульской области. Когда-то там жила у бабушки маленькая звонкоголосая внучка Марина. Петь она начала с полутора лет. Приходил в гости к бабушке мамин брат – тракторист – пообедать у своей матери. Ставил он племянницу на сундук, чтобы её было видно, и она пела. Не за так: за конфету. В добрых дядиных карманах их всегда было много. А в четыре годика она впервые выступила на настоящей сцене!
    Она была ещё такой маленькой, что художественный руководитель (с прославленной Пушкиным фамилией Керн – Адам Каспарович) держал её во время исполнения песни на руках, чтобы зрителям было видно певицу. Родители Марины пребывали в уверенности, что в их семье растёт будущая артистка. Может быть, даже знаменитость. Но страстная любовь одиннадцатилетней будущей знаменитости к мороженому привела к операции по удалению миндалин. И с мечтами о профессиональном пении пришлось расстаться. Впрочем, музыкальное образование по классу фортепиано на уровне школы она всё-таки получила.
    О сельской жизни своей, о детстве она вспоминает с удовольствием. Да, любила петь: с двоюродными сёстрами частенько устраивали на околице импровизированные концерты для бабушек, встречавших с пастбища своих коровушек. После начальной школы была средняя – там же, в Иваньково. А это – каждый день пешком два километра до автобусной остановки, затем – пять остановок на автобусе до самой школы. Обратный маршрут до бабушкиного дома зачастую одолевался пешим ходом напрямую: по железнодорожным путям, затем через поле и через лес к бабушке. В общем, как в сказке о Красной Шапочке, только не один раз с корзинкой свежих пирожков, а каждый день с учебниками в ранце…
    Школьный дневник постоянно краснел от замечаний по поведению. Шибко шустрым ребёнком была, однако, училась хорошо. Там, где на математике другие за урок успевали выполнить одну контрольную, она делала их четыре и получала оценку за каждую. Домашние задания успевала выполнить во время школьных переменок, даже сочинения. Читать очень любила, особенно ночью с фонариком под одеялом…

    Когда начинаешь вспоминать хронологию своей (или чужой, это не суть важно) жизни и пытаешься анализировать, сопоставлять это хаотическое пёстрое нагромождение вроде бы ничем не связанных между собой случайных событий, то иногда на ум приходят довольно занятные выводы о том, что никакое событие не происходит случайно...
    10 января 2015 года на латиноамериканском сайте «Новости Латинской Америки» появляется первое упоминание обо мне, Эльдаре Ахадове (статья «Чтоб звенеть в человечьем саду»). В тот момент мне, находившемуся в Российской Федерации на Крайнем Севере, недавно (30 октября 2014) побывавшему на максимально северной точке своего местонахождения – 69 градусов 49 минут северной широты (севернее Магадана, Оймякона, Верхоянска, Салехарда, Мурманска и Норильска) и в голову не приходило, что через 14 месяцев и 10 дней я окажусь южнее Сиднея, Кейптауна и мыса Доброй Надежды, в точке - 34 градуса 36 минут южной широты, в Буэнос-Айресе!
    Но так получилось. Казалось бы: где Россия, а где Латинская Америка, что там может быть общего, тем более, в литературном отношении? Но, оказывается, это не совсем так. Вернее, совсем не так. Однако, обо всём – по порядку.

    ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА

     Опубликовано: 1-03-2017, 21:18  Комментариев: (0)
    Нечто неведомое происходит с жизнью на Земле. Природа отдаляется от человека и неявно, и явно. Помню времена, когда утренний свежий только что сваренный суп, оставленный в тарелке на столе, к обеду, если не убран был вовремя в холодильник, то закисал, а к вечеру его уже невозможно было есть, в нём вовсю шли процессы брожения. Теперь же: забыл тарелку супа на столе, пришёл вечером с работы, а с ним ничего не случилось, только охладился да подсох немного. И два, и три дня может так стоять. Высохнет весь, но так и не скиснет. Что такое? Яблоки вообще не гниют, груши не портятся. Что мы едим? Пища ли это?
    Есть живые существа, к которым люди исстари относились с неодобрением и брезгливостью. Но, тем не менее, они сопутствовали любым человеческим жилищам, как бесплатное приложение: крысы, мыши, тараканы, клопы… С ними даже одинокие люди в некоторой степени не чувствовали себя одиноко. Включишь ночью свет на кухне: они разбегаются во все стороны, как шкодливая задорная мелюзга. Я, как и все в ту пору при виде этих существ испытывал только отрицательные эмоции. Всякие безобразия случались: мышь в пододеяльнике заблудилась, выйти не могла: разве не безобразие? И пододеяльник на кровати полночи жил какой-то своей особенной отдельной ото всего мира подвижной мышиной жизнью. Фу! Бр-рр.. Помню грозовую ночь в предгорьях Кавказа. Бушевал ураган, сверкали огромные молнии, неистовствовали струи ливня, грохотал гром. Порыв ветра распахнул настежь дверь домика, в котором я ночевал, и через мгновение на пороге возникло живое существо – большая скользкая пучеглазая жаба. Она осторожно, но величественно вошла в комнату, доковыляла до её центра и долго стояла на одном месте, затем так же медленно удалилась. К тому времени гроза начала затихать. Это было – явление.
    О том, что давно, очень давно я не наблюдаю ничего подобного в наших домах, подумалось мне недавно при случайной встрече на дороге далеко за городом с красивым белоснежным песцом. Ворсинки на его великолепной пышной шубке шевелились от ветра, а он неторопливо бежал по своим песцовым делам среди ровного снежного бескрайнего поля февральской тундры, словно специально давая нам, людям, некоторое время полюбоваться собой. В городе такого представления точно – не увидишь.
    Включишь ночью свет на кухне – никого. Зайдёшь туда внезапно в любое время суток: опять никого. Тишина. Никто не шуршит, не попискивает, не шевелится. Нет никого. Ни единого живого существа! Уже много лет, как нет. Исчезли. Человек есть. Всё ещё есть. А жизни вокруг человека – ноль. Только мебель и вещи. Вы думаете: это хорошо? Это не значит ничего? Если рядом с человеком ничто живое по своей доброй воле больше не селится? Вспомните о старинной морской примете: перед гибелью корабля первыми покидали судно крысы.
    Я не делаю панических выводов, но и делать вид, будто ничего такого не произошло, тоже не могу. Что-то произошло. Мир изменился.
    Напоследок расскажу о давнем случае из детства, который в те времена был обыденным, а сейчас стал реально невозможным. Наша семья жила почти в центре полуторамиллионного города. Вокруг – трамваи, автомобили, троллейбусы, оживлённые улицы, метро, магазины, школы, детские садики и так далее. В общем – цивилизация во всей красе. Ни дач, ни огородов, ни леса, ни пустыни рядом нет. Только люди, проспекты, заводы и фабрики. Мы жили на четвёртом этаже пятиэтажного дома. Не у самой земли. Рядом – во все стороны - такие же каменные городские джунгли. Я и мои младшие сёстры собираемся в школу. За окном – яркое солнечное утро. Девочки носили в ту пору бантики. Они висят на реечке, привинченной к обратной стороне двери шифоньера. Давно уже не видел подобной мебели ни в каких магазинах, а в те времена такой ширпотреб был практически в каждой квартире. Мы, дети, как всегда торопимся. Одна из младших сестёр второпях не глядя срывает с реечки первый попавшийся бантик. И, о, ужас, бантик вырывается у неё из руки и убегает вверх по дверце на крышу шифоньера! Кошмар! Испуганный ребёнок плачет и зовёт маму. Прибегает мама с веником защищать дочку от бантика. И тут бантик высовывает любопытную голову с крыши шифоньера. Очень любопытная глазастая голова маленького динозавра! Впечатляющая картина! Все замерли. Дракон в квартире? Откуда? Это геккон, добровольный помощник человека в борьбе с кухонными насекомыми. Время было весеннее, когда к обычным спутникам человека добавлялось несметное количество летучих муравьёв. Конечно, мама прогнала геккона, чтобы девочки успокоились. Но знаю точно, что это живое существо и после того случая не раз по ночам бегало по потолку нашей квартиры на четвёртом этаже. Особенно, когда на балконе расцветали пахучие ночные фиалки. Давно это было.
    Увы. Но и там уже много-много лет ни видно и не слышно никаких живых существ. Понимаю: есть кошечки, есть собачки. Их разводят, поселяют у себя. Но я о другом – о вольных живых существах, которые сами решали: где им жить или не жить.

    БЕГУЩИЙ ОЛЕНЬ

     Опубликовано: 18-02-2017, 17:29  Комментариев: (0)
    По рассказам древнегреческого историка Геродота, однажды скифы задумали дать персидскому войску царя Дария решающее сражение. Выбрали место. Скифская кавалерия построилась для битвы. Персы тоже с копьями наперевес приготовились сражаться. И вдруг, откуда ни возьмись, между двумя армиями пробежал заяц. Заметив зверька, скифы сорвались с места и бросились его догонять. Сражение так и не состоялось. Какая битва? Вы что? Добыча убегает! Могучий древний инстинкт охотника и добытчика присущ нормальному мужскому характеру, и он естественно доминирует над всеми прочими доводами логики.
    Ездили вчера с рекогносцировочными целями, исследуя возможные пути подхода к старым давно законсервированным скважинам. Когда впереди исчезли какие-либо следы недавнего проезда автотранспорта и перед глазами, куда ни глянь, остались только ровные поля глубокого нетронутого снега, начали прокладывать в них свой маршрут в выбранном направлении. Впрочем, какая-то дорога здесь когда-то всё-таки была, о чём свидетельствовали верхушки кустов, проглядывавшие из-под сугробов, словно редкие точечные пунктиры. Со мной в кабине находились два промысловых геолога, работающих по вахтовому графику, и водитель вездехода - Иван. С одним из геологов – Романом мы были немного знакомы по совместному летнему вертолётному облёту скважин, второго я не знал.
    Поиски нужной дороги, особенно там, где её нет, – дело кропотливое, требующее внимания и навыка. Поэтому следы на снегу, пересекающие наш маршрут, первым заметил Иван. Он предположил, что они – заячьи. Однако, Рома тут же отверг его предположение, обратив наше внимание на то, что похоже у их владельца имелся хвост. Следы - то тянулись параллельно нашему движению, то вновь пересекали его. Мне версия Романа показалась более убедительной. « Наверное – песец или лиса», - решил я… Едем дальше. Следы не пропадают из виду, тоже тянутся. Начали припоминать разные случаи встреч с дикими животными.
    И в этот момент Рома воскликнул, указывая пальцем: «Да, вот же он!» Точно! Поначалу мне сослепу показалось, что там, далеко впереди – что-то похожее на собаку с загнутым крючком хвостом. «Хаски?» - вопросительно посмотрел на меня Иван. «Какие хаски?» - захохотал шибко зоркий Рома -, «это же олень!» Ого! Так и есть!
    Мы приближались к нему, а он всё стоял, как бы поджидая нас. Однако, когда между ним и вездеходом осталось метров 15, зверь побежал. Каким образом бегают лесные звери при встрече с человеком не пешим, а находящимся в автотранспорте? По опыту своему скажу, несмотря на то, что зверь в каждый момент своего движения волен бежать в какую ему будет угодно сторону, на самом деле он, по возможности, всегда бежит абсолютно одинаково - прямо перед транспортным средством, никуда не сворачивая с дороги ни вправо, ни влево. Так в прежние годы молодости в одном из кавказских ущелий было при моей встрече с диким кабаном на ночной горной дороге, так произошло и в случае с зайцем в енисейской тайге. И теперь – олень бежал перед машиной строго по прямой линии, преодолевая глубокую снежную целину.
    Первым догадался запечатлеть оленя на память второй геолог. Он встал за спиной водителя и начал щёлкать сотовым телефоном. Через минуту и мы с Романом присоединились к фотоохоте. Древний охотничий азарт на минуту захлестнул всю нашу дружную компанию. Какие скважины? Какая рекогносцировка?? Олень убегает! Добыча уходит!.. Как точно и прозорливо писал когда-то поэт Александр Блок: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы…» Геродот ничего не придумывал. Видимо, всё так и было во времена царя Дария, как он описал. Суть людская не изменилась.
    Наконец, олень сделал прыжок в сторону, отбежал ещё метров десять и, поглядывая на нас, остановился передохнуть. А мы проехали мимо. Вот и вся охота.