Главная Контакты В избранное
Подписаться на рассылку "Миры Эльдара Ахадова. Стихи и проза"
Лента новостей: Чтение RSS
  • Читать стихи и рассказы бесплатно

    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Январь 2024 (1)
    Сентябрь 2023 (2)
    Июнь 2023 (3)
    Май 2023 (3)
    Апрель 2023 (1)
    Февраль 2023 (1)

    Популярное

    Новости партнеров

    Реклама

  • ТАЙНА РОЖДЕНИЯ ГОРОДА БАКУ.

    АвторЗагрузил: Эльдар Ахадов  Опубликовано: 1-03-2014, 12:38  Комментариев: (0)
    Часть первая. БАКУ И ДЕВИЧЬЯ БАШНЯ

    Как возник город Баку? Когда? Кем были его первые жители? Как они жили? Во что верили? На каких языках говорили? Сведения обо всем этом порой противоречивы и скупы. Далее, я привожу цитаты из многих источников. Возможно, не все они верны или точны. Но, надеюсь, что проанализировав их, мы сможем вместе с читателями сделать определенные выводы.
    Апшеронский полуостров, на котором находится город Баку, был заселен еще в палеолите, около 100 тыс. лет назад. В 70 км к югу от Баку, в Гобустане, обнаружены наскальные рисунки, а в 25 км к северу, в поселке Нардаран - следы доисторической астрономической обсерватории. Первое поселение на территории современного Баку засвидетельствовано в эпоху бронзы. В нескольких местах в пригородах Баку обнаружена - Апшеронская каменная колея — сеть рельсовых путей, выбитых в камне в виде параллельных канав. По своему виду канавы напоминают рельсовые пути — только рельсами вглубь каменного грунта. Это - одно из древнейших мегалитических сооружений человечества. Предположительный возраст — около 4000-5000 лет. Колея обнаружена: между поселками Говсан и Тюркан, а также неподалеку от поселков Дюбенди, Гала и Сураханы. Аналогичные колеи найдены археологами в бассейне Средиземного моря: на Мальте, в Греции, Италии и Франции. Полная схожесть Апшеронской колеи с аналогичными дорогами на Мальте подтверждена мальтийскими исследователями. Имеется множество гипотез о происхождении подобной колеи, одна из которых — существование некогда единой цивилизации от Каспийского моря до Гибралтарского пролива. Однако, точного определения их происхождения и назначения до сих пор не существует. Кроме того, на Апшероне встречаются кромлехи - остатки почти круглых в плане построек, захоронения святилищ и ритуальные сооружения в виде площадки, огороженной крупными камнями с нанесенными на них рисунками. Древние памятники в окрестностях Баку были обнаружены в Мардаканах (III-II тыс. до н.э.), в Зиря (III-II тыс. до н.э.), в Тюрканах (конец II тыс. до н.э.), в Шувелянах (II тыс. до н.э.) и недалеко от Апшерона в Гобустане (III тыс. до н.э.).
    Первые сведения о Баку появились в "Книге мертвых" 3500 лет до нашей эры, в период правления первого египетского фараона Менесана. Более древнее прошлое современного Баку в историческую эпоху неизвестно. В виду отсутствия письменности. Поэтому, учитывая известные даты, можно сказать, что городу Баку не менее пяти с половиной тысяч лет. Следует отметить, что в целом весь Апшеронский полуостров богат курганами, чашечными углублениями, которым 4-6 тысяч лет.
    В октябре 2007 года, при рытье котлована на месте так называемого "дома Губернатора" были обнаружены остатки фундамента бывшей крепостной стены, фрагменты колонны, каменные стелы, на глубине 6-8 метров найдено большое количество керамики, которая по заключениям археологов датируется античным (IV-I век до нашей эры) и средневековым периодом. Исторические находки, предметы быта, керамические кувшины, сосуды и прочая утварь, а также монеты однозначно свидетельствуют о гораздо более древнем происхождении Ичери Шехер, чем это утверждалось до сих пор. Интересно то, что находки были обнаружены на глубине 6-8 метров от поверхности под слоем синей глины. Вполне возможно, что слой глины образовался в результате донных отложений во время поднятия Каспия, который характерен периодическими изменениями уровня. Таким образом, можно предположить, что наиболее древняя часть города находилась на побережье или же в Бакинской бухте. Об этом же свидетельствуют и различные упоминания о каменных дорогах, идущих по дну бухты в сторону острова Наргин.
    Практически все культовые сооружения Апшерона построены на культовых местах, которым люди поклонялись в течении нескольких тысячелетий. Учёными были исследованы сохранившиеся на Апшероне и Гобустане с эпохи бронзы древние захоронения - курганы, склепы, могилы, выдолбленные в скалах. Вокруг этих захоронений на скалах встречаются различные виды углублений и чашечных знаков. Скорее всего, эти углубления носят ритуальный характер, причем одни и те же виды встречаются по всему Апшерону на значительных расстояниях друг от друга. Затем были обследованы сохранившиеся места поклонения (пиры), культовые сооружения (мечети, мавзолеи) и средневековые кладбища. На скалах, рядом с практически всеми этими местами, также были обнаружены древние углубления и чашечные знаки. Это свидетельствует о том, что определенные места на Апшероне считались особо почитаемыми. Обычно это открытые возвышенности со скальным грунтом. Здесь в каменных захоронениях, а это могли быть высеченные в скалах могилы или обложенные каменными блоками склепы, курганы, в эпоху бронзы хоронили людей. Такие захоронения не носят массовый характер и вероятнее всего принадлежали особо почитаемым членам общества. К могилам приходили на поклонение и приносили подношения, которые оставляли в специальных углублениях на скалах вокруг могил. Эти места люди посещали течении веков. Часто рядом возникали кладбища - многие хотели быть похороненными рядом с местами поклонения. С распространением новых религий, и в частности ислама, места массовых поклонений были использованы для строительства новых культовых сооружений, мавзолеев.
    Могилы, высеченные в скалах тысячи лет назад, встречаются на Апшероне в нескольких местах. В частности, на древнем культовом месте Умидгая, рядом с Нардаранским пиром, в Шагане рядом со средневековым мавзолеем, рядом с мавзолеем в Сураханах, в Нагорном парке на камне Пирвензаре. Кстати, следы древнего ритуала сохранились и до наших дней. Ныне при рытье могил на Апшероне, их обкладывают камнем-кубиком, хотя это и не предписано мусульманскими правилами. Также сохранилась традиция приносить по праздникам на могилы родных сладости.
    Уникальный памятник азербайджанской архитектуры "Девичья Башня" ("Гыз Галасы") сооружена в юго-восточной части крепости (Ичери Шехер) в два этапа. Нижняя часть памятника до высоты 13,7 метра, по мнению многих ученых, относится к VII-VI векам до нашей эры. Общая высота башни 29,7 м, диаметр 16,5 м. Толщина стен в нижней части 5 м, а в верхних ярусах - 4 м. Башня состоит из 8 ярусов, внутри нее имеется колодец, вырытый до водоносных слоев глубиной 21 м.
    Как известно, Девичья башня построена на выступе береговой скалы. На поверхности скалы вокруг башни высечены различные колодцы. По характеру расположения колодцев можно определить, что они существовали на скале до строительства башни. У подножия башни проглядывается прямоугольное углубление, ныне заваленное камнями и почти незаметное. Это прямоугольное углубление являлось, скорее всего, могилой, подобной тем древним захоронениям, что встречаются на Апшероне.
    Таким образом, могила, высеченная в скале, могла служить тем древним культовым местом, рядом с которым построили Девичью башню. По положению могилы и колодцев видно, что колодцы расположены вокруг могилы. Об их назначении можно сделать предположение по аналогии с некоторыми древними захоронениями царствующих особ, найденными в Северной Африке. Там, в аналогичные колодцы вокруг могил, клали подношения, которые могли понадобиться покойнику в загробном мире. То, что у подножья Девичьей башни был похоронен почитаемый человек, косвенно подтверждается и обнаруженной в 1960-х годах, на месте так называемой "базарной площади" рядом с башней, группой домусульманских могил (кладбище рядом с местом поклонения).
    Кстати, дворец Ширваншахов в старой крепости Баку также построен на культовой скале. На территории дворца встречаются чашечные углубления, имеющие круглую и четырехугольную форму, соединенные между собой желобками. Такие чашечные углубления бронзового века встречаются и в других культовых местах на Апшероне. На территории дворца Ширваншахов также имеются колодцы, аналогичные колодцам вокруг Девичьей башни. Причем, по расположению колодцев очевидно, что они существовали на скале до постройки дворца. Известно также, что на этой территории существовало место поклонения (пир) Сюдгуюсу. Следующими древними культовыми местами были возвышенность в Нагорном парке у камня Пирвензаре, и скалы на Биби-Эйбате. Там впоследствии появился пир, на месте которого была построена мечеть.
    Уникальные особенности Девичьей башни: 1.Башня при пятиметровой толщине стен - входа в неё не имела. Внизу стена была без дверей, абсолютно глухая. Входили в башню через окно на 4-ом этаже. 2.При наличии у башни 8-ми этажей – ни на одном этаже не было ни пола ,ни потолка. 3. Все окна в башне направлены примерно в одну сторону. В других ее сторонах никаких окон и бойниц нет, и никогда не было. 4. К башне «приставлен» громадный каменный волнолом (или контрфорс), высотой чуть ниже самой башни. Совершенно безумный и бессмысленный с точки зрения человеческой логики (на Каспии ни при каком шторме не бывает волн высотой с шестиэтажный дом). 5. В большинстве средневековых оборонительных башен внутренние, круто завивающиеся, винтовые лестницы, чаще всего делались закрученными так, чтобы при движении защитника башни сверху вниз лестница поворачивала от него СПРАВА НАЛЕВО и вниз, то есть против часовой стрелки, Та же лестница при подъеме по ней нападающего снизу поворачивает для него СЛЕВА НАПРАВО и вверх, по часовой стрелке. Все понятно. Так строили специально для того, чтобы находящимся наверху защитникам башни было сподручнее рубить напирающего снизу врага именно ПРАВОЙ РУКОЙ, более подходящей для рукопашного боя. При такой конструкции винтовой лестницы ее изгиб, очевидно, способствует размаху меча защитника именно справа. В Девичьей башне винтовая лестница закручена по часовой стрелке. Что еще раз подтверждает тот факт, что она изначально не имела никакого военного смысла.

    Часть вторая. БАКУ И РИМЛЯНЕ

    В 58 году до н. э. Юлием Цезарем для войны с гельветами был сформирован XII римский легион. Символом легиона при формировании, как и у всех легионов Цезаря, стал бык…
    Бык - тотем, олицетворяющий силу и могущество. Древние изображения быка найдены в Шумере, в Кавказской Албании, в средневековом Азербайджане и в Средней Азии – символ лунного божества, связанный с водным началом, в нем сознательно подчеркивались рога в виде полумесяца – намек на лунное происхождение образа… Образ быка – центральный в гербе старого Баку (XV век)…
    Легион, созданный Цезарем, одержал немало славных побед. Он участвовал в битве на Сабисе в 57 году до н.э. против троекратно превышающих сил нервиев. Битва закончилась блестящей победой римлян. В 52 году до н.э. легион сражался против войск Верцингеторикса в Галлии… Во время гражданской войны XII легион сражается на стороне Цезаря при Фарсале. После Фарсалы легион удостаивается звания — Victrix («Победоносный»). После смерти Цезаря легион сражается под командованием Марка Антония…
    В 14 году новой эры легион сражается в Иордании. В течение следующих десятилетий подразделения легиона используются для подавления восстаний евреев и поддержания порядка в провинции. Он удостаивается звания Fulminata (Молниеносный»).
    О том, что территория Закавказья издавна интересовала римских правителей, говорит тот факт, что ещё в 65 до н.э. Помпей, преследуя Митридата VI Евпатора, предпринял поход на Кавказ с целью подавления мятежных стран — Армении, Иберии и Албании. По словам Плутарха, он подчинил племена албанов и дошел до берегов Каспийского моря. Формально Албания находилась под римским протекторатом и царь Албании был упомянут среди друзей римского народа. Однако положение римлян на Кавказе было шатким ввиду усиления Парфии. Поэтому для укрепления положения римский император Веспасиан отправил к берегам Каспийского моря XII "Молниеносный" легион (XII Fulminata). Самый надежный свой легион, благодаря поддержке которого он и пришел к власти…
    Итак, римский легион с тотемом быка направился покорять город, чьим символом потом стал именно образ того самого быка. Направился… и исчез. Прошло почти две тысячи лет. в 30-х годах XX века на территории заповедника Гобустан у подножья горы Беюк-даш была обнаружена каменная плита с загадочной латинской надписью, относящейся к I веку н. э., между 84 и 96 годами. Надпись на каменной плите гласит: Imp Domitiano Caesare avg Germanic L Julius Maximus >
    Leg XII Ful.
    В переводе на русский язык это означает: «Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного». Стало ясным, что в гобустанской надписи, упоминается тот самый XII легион… который был истреблён местными жителями. Бакинцы, апшеронцы, победили римлян, ибо эта надпись – оказалась последней на земле, в которой легион оставил память о своем пребывании…
    В пользу появления римлян в в окрестностях города также говорит тот факт, что в Сабунчинском районе Баку до сих пор находится деревня Рамана, прежде обозначавшаяся на картах как Романа (Romana - римляне). Последнее – что от них осталось после встречи со свободолюбивыми жителями Баку. Доподлинно известно, что назад легион так и не вернулся.
    Можно было бы засомневаться в случившемся: как так? Римский легион, созданный самим Гаем Юлием Цезарем, покоривший половину Европы, покоривший весь Ближний Восток, не смог одолеть маленького клочка суши – не сумел поставить на колени жителей Апшерона – бакинцев? Что ж, возможно, это был первый, но далеко не единственный случай в истории древних земель Азербайджана. Надир-шах, могущественный правитель Персии, властелин, штурмом взявший Дели, Кандагар и Кабул, покоривший десятки народов и стран Востока, имевший в своём распоряжении стотысячную армию с артиллерией и конницей, однажды попытался овладеть маленькой крепостью в Азербайджане, заранее предложив сдаться её защитникам. Но получил отказ. Тогда разгневанный шах отправил гонца с вопросом: «Почему маленькая крепость проявляет такое непокорство величайшему воину и правителю?» В ответ он получил только два слова: «Придёшь – увидишь». По-азербайджански – «гялярсян – гёрярсян». Армия шаха подступила к крепости, но, сколько ни пыталась, так и не смогла её взять. С тех пор эта непокорённая никем крепость так и называется – «Гялярсян – гёрярсян» - «Придёшь – увидишь». Народ, который не хочет сдаваться, невозможно покорить ни римлянам, ни персам, никому.

    Часть третья. БАКУ И АПОСТОЛ ВАРФОЛОМЕЙ

    На мой взгляд, можно соглашаться или не соглашаться с изложением этой церковной истории, но прежде надлежит с ним, как минимум, ознакомиться. Кстати, в 2009 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла учреждена церковная награда Бакинской и Прикаспийской епархии – медаль в честь святого апостола Варфоломея. Награждение производится за труды на благо Бакинско-Прикаспийской епархии и за вклад в дело нравственного возрождения общества. Медаль святого апостола Варфоломея имеет 2 степени – Первую ( серебряная с золочением) и Вторую (бронзовая). При всем уважении к мнению священнослужителей, зная особенности гостеприимного добронравного бакинского характера, мне всё же ближе мысль о том, что настоящие бакинцы ни за что бы не стали казнить святого человека, тем более - апостола. Наоборот, они бы его спасли от любой беды. Но это – моё мнение… Итак, история, поведанная Бакинской Православной епархией на страницах своего сайта.
    http://baku.eparhia.ru/history/albania/apostle/sermon/
    По церковному преданию Южный Кавказ посетили с проповедью пять святых апостолов: четыре из числа двенадцати - Андрей, Матфий, Варфоломей, Иуда Фаддей и один от семидесяти – Фаддей.
    Один из двенадцати – апостол Варфоломей, согласно церковному преданию, проповедовал веру Христову в Кавказской Албании.
    О жизни апостола Варфоломея Священное Писание сообщает мало чего определенного. О Нафанаиле, которого церковное предание отождествляет с Варфоломеем , известно со слов евангелиста Иоанна Богослова, что он был родом из Канны Галилейской. Согласно апокрифическим «Деяниям апостола Фомы», Варфоломей был среди одиннадцати апостолов, бросивших жребий и получивших каждый свой удел для миссионерской проповеди (Acta Thomae 1. 4). Он проповедовал в Малой Азии, Месопотамии, Парфии (Персии) и Индии («Мученичество апостола Варфоломея»), под которой одни авторы подразумевали Эфиопию (Руфин Аквилейский, Сократ Схоластик), а другие – Аравию Счастливую . Однако в сочинениях Евсевия Кесарийского и блаженного Иеронима речь идет именно об Индии, где апостол Варфоломей оставил Евангелие от Матфея.
    Апостол Варфоломей, согласно Житию, после проповеди Евангелия в Индии направился в Кавказскую Албанию.
    Известно, что с древности между Индией и Албанией были установлены теснейшие религиозные и торговые связи, связанные с распространением в этих странах религии Зороастра. Большинство средневековых историков (Бируни, Балазури, Казвини, Ягут аль-Хамави и др.), ссылающихся на поздние зороастрийские источники, считали, что зороастризм возник именно на территории южного Азербайджана. Учение Зороастра постепенно распространяется в Индии, а затем посредством персидских царей династии Ахеминидов и в Иране. Поклонение верховному божеству зороастризма Ахура-Мазде выражалось в первую очередь в поклонении огню. Поэтому зороастрийцев называют огнепоклонниками. Множество почитаемых зороастрийских храмов находилось и в Кавказской Албании. К этим храмам и направлялись караванные пути из Индии, Ирана, Армении. Можно предположить, что таким маршрутом и воспользовался проповедник христианства в Индии – святой Варфоломей, слышавший рассказы паломников о «стране огня» – древней Албании.
    Святителю Софронию Кипрскому также принадлежит и другое свидетельство: «В Грузию пришли апостолы Андрей первозванный и Симон Кананит. Они проповедовали Христову веру в Имеретии, Колхиде, а апостол Варфоломей в Албании» .
    Свидетельство Дорофея (307-322 г.г.): «Bartholomaeus… Indis praedicato Evangelio eisque dato Mathaei Evangelio, martyr obiit Carbanopoli Magnae Armeniae urbe» /Варфоломей, проповедовав индийцам и оставив им Евангелие Матфея, принял мученическую смерть в Карбанополе (Албанополе)
    В Житии город Альбан отождествляется с нынешним Баку. Местное церковное предание указывает и место мученической кончины апостола Варфоломея у подножия Девичьей башни на территории старого города «Ичери Шехер», где согласно историческим сведениям на фундаментах языческого храма Арта была сооружена христианская церковь. В начале XIX века на месте обветшавшего албанского храма Русской Православной Церковью была построена часовня в честь святого Апостола, простоявшая до 1936 года. Памятная мраморная доска на стене часовни сообщала, что «на сем месте за Христа пролил свою кровь один из 12-ти учеников Христовых – святой апостол Варфоломей».
    Дошедшие до нас исторические сведения выявляют причину, по которой апостола Варфоломея для казни над ним привозят именно в Албанополь – город на западном берегу Каспийского моря.
    Историки, занимающиеся изучением Албанопля – древнего Баку, исходя из свидетельств древних авторов и своеобразности застройки территории, а также археологическим находкам, пришли к выводу, что Албанополь являлся религиозным центром Албании, культовым городом, населенным жрецами-магами.
    «Во многих апшеронских поселениях, несомненно, горели «вечные» огни на местах выхода газов. Горели эти огни у подножия холмов по берегам Каспия, а крупное поселение, возникшее вокруг одной из группы огней, разрослось в город-крепость Баку – огненную столицу священных огней. Этот город был культовым центром Кавказской Албании» .
    Для того чтобы расправиться над чудотворцем и проповедником нового учения, жрецы и привезли апостола Варфоломея в свой религиозный центр, где на ступенях языческого капища Арта (священного огня) распяли святого страдальца. Событие это произошло между 68-71 годами по Р.Х.
    Поскольку Варфоломей – это патрономическое имя апостола, допустимо, что он мог иметь и другое имя, Нафанаил. Тогда полное арамейское имя апостола – Натанаэл бар Толами (Натаниэл сын Птолемея).

    Часть четвертая. ТАЙНА НАЗВАНИЯ

    Баку находится на Апшеронском полуострове. Почему он так называется? Откуда, с какого языка начались имена города и полуострова, на котором он стоит? По этому поводу существует множество версий. Сначала сообщу о своей, по поводу Апшерона. В шумерской мифологии Каспийское море называется Аб-су. Звуки «с» и «ш» в речи многих народов древности менялись местами очень часто. Окончание «рон», в котором звук «о» тоже зачастую произносился как «а». Возможно, это остаток от слова Арран – Название Арран происходит от персидского варианта названия Кавказской Албании. Апшерон в таком случае – это Аб-су-Арран ( Абшуран – Каспийский Арран (Каспийская Албания). В XIX веке была распространена гипотеза, что название имело исходную форму Абширин и его следует понимать, как «сладкая вода», где ширин – «сладкий» (иран.). Согласно еще одной гипотезе, первичной бы ла форма Афшаран, где афшар – наименование одного из тюркоязычных народов, а ан – топонимический аффикс, т.е. «место, где живут афшары». Так же название полуострова Апшерон чаще всего объясняют из языка древних жителей полуострова ираноязычных татов, как «соленая вода», где аб – «вода», шерон – «соленый» (шор – солончак»); считается, что первоначально название относилось к Каспийскому морю с его соленой водой, а затем было перенесено на всё каспийское побережье полуострова. Однако, мне представляется более реальным вариант Аб-су-Арран. Ряд поселений на Апшероне получили своё название от населявших эти места в древности племён. Так, например, от названия населявших Апшеронский полуостров ираноязычных племён скифов-массагетов (маскутов) из династии парфянских Аршакидов произошло название селения Маштага, от мардов — Мардакян, от тюрков — Тюркан, от курдов — Кюрдахана.
    Ойконим «Баку» соответствует древней своей форме и прошло сложный путь видоизменения, являвшихся следствием исторических факторов. В современном топониме Баку видно древнее его значение, как «город Бога, место Бога», что связано, с горящими фонтанами нефти и газа. Существует предположение о том, что «Баку» произошло от персидского Бад Кубе‎ — «обдуваемый ветром» . Но подобное толкование считается народной этимологией и искажает древнюю форму написания слова. Армянский историк восьмого века Гевонд, описывая события в Кавказской Албании в связи с нашествием хазар в 730 году, упоминает разрушенную ими область Атши-Багуан. Сара Ашурбейли отмечает, что слово «Атш», искажённое от «Атеш», означает огонь, название «Атши-Багуан» трактуется как «огни Багуана», и что речь здесь идёт о Баку, само же слово «Багуан» уходит корнями в зороастризм и происходит от слова «бага», которое в ряде древних языков означает «солнце», «бог». После завоевания страны арабами уже в VIII веке слово «Багу» могло трансформироваться, как считает С. Ашурбейли, в «Баку». Ахмед Кесреви Тебризи отождествлял Атеши-Багуан с древним Баку и объяснял значение слова, как «город бога» или «место бога». Город так назывался потому, что в нём находился один из главных храмов огнепоклонников.
    Историк и писатель Лейла Сабзали пишет по этому поводу: «Город Баку - один из древнейших городов мира. И хоть точный возраст его до сих пор вызывает споры в среде историков, по утверждениям известного английского египтолога - Флиндерса Петри, о существовании Баку было известно еще в 3-ем тысячелетии до новой эры. Упоминания о Баку встречаются в египетской «Книге мертвых», как о «священном Bahau» - городе неугасимых огней на берегу первозданного моря. Упоминается Баку и в Авесте, и в Ветхом завете Библии, и в Евангелии. Говорится о нем, практически, во всех древних священных писаниях, начиная с древне-шумерских. По многим свидетельствам, Баку на протяжении долгого времени являлся духовным центром одной из древнейших религий мира - зороастризма. Возвышенность, обдуваемая ветрами, омываемая с трех сторон морем. Самовозгорающийся огонь в местах выхода на поверхность природного газа и нефти. Место на разломе земной коры, где соединились четыре сакральные стихии зороастризма – огонь, вода, земля, ветер(воздух). аг-Кюр (Божественное изначалие(шум, др тюркс), Атеши Багуан (Огненный Небесный Бог(шум., др. тюркс.) - некоторые из древнейших многочисленных названий Баку, в каждом из которых обязательно присутствовало упоминание о Боге. Место, к которому в те далекие времена устремлялись паломники того небольшого населенного мира, чтобы поклониться священным нефтяным и газовым огням, олицетворявшим в сознании последователей забытых религий - воплощение Огненного Божества».

    Часть пятая. ПЕРВЫЕ БАКИНЦЫ

    Кем же были первые бакинцы? Как уже сообщалось, по утверждениям известного английского египтолога - Флиндерса Петри, о существовании Баку было известно еще в 3-ем тысячелетии до новой эры. первые сведения о Баку появились в "Книге мертвых" в период правления первого египетского фараона Менесана (3500 лет до нашей эры), где о Баку упоминается, как о «священном Bahau» - городе негасимых огней на берегу первозданного моря.
    В IX веке до н.э. территория современного Азербайджана входила в зону расселения маннев. В середине VIII в. до н.э. регион стал предметом споров Ассирии и Урарту, а в конце века сюда переселились киммерийцы, изгнанные в начале VII в. до н.э. проходившими через Кавказ скифами. В 616 г. до н.э. маннеи были разгромлены мидийцами и территория на юго-запад от Каспийского моря вошла в состав Мидийской империи. Во второй половине VI в. до н.э. Мидия была завоевана персами и территория Азербайджана вошла в состав державы Ахеменидов. Вероятно, к этому времени относится проникновение в регион зороастризма. Святилища зороастрийцев известны и на территории Баку В IV в. до н.э. здесь жили албаны, племя иберо-кавказской (северокавказской) языковой семьи, которые 1 октября 331 до н.э. участвовали в битве при Гавгамелах на стороне персидского царя Дария III, потерпевшего поражение от Александра Македонского.
    О том, что степные районы к югу и юго-западу от Каспийского моря в первом тысячелетии до новой эры населяли каспии – кочевые скотоводческие племена, которые уже к первому веку до новой эры слились с другими народами, упоминал в свое время отец всемирной истории Геродот. Каспии считаются доиндоевропейским племенем; Эрнст Герцфельд отождествлял их с касситами Иранского нагорья 2-го тысячелетия до н.э., говорившими на языке, не родственном ни одному из известных языков мира. Другой учёный, И.М. Дьяконов считал каспиев родственными касситам. Происхождение каспиев до сих пор вызывает споры.. В 1971 году Пьер Грело (фр. Pierre Grelot) опубликовал обнаруженные им в арамейских папирусах из Египта ономастические сведения, имеющие отношение к каспиям. На основании этих сведений можно сделать вывод, что каспии — народ либо иранского происхождения, либо находившийся под сильным иранским влиянием.
    Гекатей Милетский, историк VI и начала V веков до н.э., обращаясь к вопросу племенного состава Албании, упоминает племя мюков, проживающее на побережье реки Аракс. Название местности Muqan ( Муганская степь – юго-западнее Баку), где muq - 'огнепоклонник, зороастриец', -an перс, связывают также с этнонимом мики или мюки, который упоминается Гекатеем Милетским. У Геродота, название племени приводится в форме мюхои - "Muchoi". Ряд исследователей возводит к этому этнониму персидское слово мог - "зороастрийский священнослужитель, маг". Создается впечатление, что мюки проживали в районах Прикаспия и, возможно, были частью каспиев. Если обратиться к созвучным наименованиям племен, являвшихся коренным населением этих земель, то нельзя не обратить внимания на мыхьабыр (жители Рутула), мыхьребыр (жители Мюхрека), о которых сообщает лезгинский писатель Фазиль Дашлай. Это – предки рутульцев, местного племени восточно-кавказского происхождения.
    Судя по всему, албанский племенной союз существовал уже в начале второй половины I тыс. до н.э. Об этом кроме всего прочего свидетельствует и то, что у Арриана союзниками Атропата, вместе с кадусиями и сакесинами, названы именно албаны, а не какие-либо племенные группы, обитавшие на территории Албании. В первые века н.э. в Прикаспийской полосе возникло так называемое Мазкутское (Массагетское) царство ираноязычных племен и т.д. Все то, что мы знаем об Албании и албанах, позволяет нам сказать, что албаны вступают на историческую арену возможно уже к V в. до н.э., во всяком случае не позднее IV в. до н.э., когда они участвуют в знаменитом Гавгамелском сражении на стороне персов.
    Автохтонное население правобережья Куры (междуречья Куры и Аракса) состояло из ряда народностей, таких как утийцы, гаргарейцы, каспии и другие. Хотя определенное число ираноязычных народов селилось в регионе за долгие годы мидийского и персидского правления, большая часть коренного населения не была даже индоевропейцами. Район Апшеронского полуострова и современного Баку входил в состав области Каспиана, первоначально принадлежавшей Атропатене, а с рубежа нашей эры находившейся в пределах Кавказской Албании. То, что в районе современного Баку проходил древний караванный путь, подтверждается находками монет античного периода. Караванщикам в любом случае нужно было где-то останавливаться на отдых. Этим ещё раз косвенно подтверждается наличие населенного пункта с гостиницами – «караван-сараями» для проживания купцов в районе древнего Баку.
    Чрезвычайно интересны находки, обнаруженные при раскопках в районе античной Кабалы, долгое время бывшей столицей древней Албании. Этот город, расположенный в местности, весьма благоприятной для земледелия, был связан с окружающим миром дорогой, следы которой сохранились и поныне. Выявленные остатки города, относящиеся к античному времени ( III в. до н.э. - I в. н.э.), лежат на слое эпохи бронзы. Обнаружена южная обо-ронительная стена (вал) длиною более 1 км. В отдельных местах высота стены, по-видимому, достигала 6 м, ширина у основания - 15 м. Установлено местонахождение южных ворот города, проезжая часть которых была вы мощена гравием. Уже в раннем слое (III в. до н.э.) обнаружены фундаменты зданий, кровельная черепица, хозяйственные ямы, много керамики, различные украшения, буллы с оттисками печатей, являвшиеся красноречивым свидетельством того, что античная Кабала вела широкую торговлю.
    Полибий, говоря о владениях царя Атропатены Артабазана, писал: «Гордый достигнутыми успехами царь пожелал пригрозить владыкам варваров, живущих над собственными сатрапами и в пограничных с ним, и напугать их, дабы впредь они не дерзали поддерживать мятежников доставкою припасов и войска, а потому решил идти на них войной, прежде всего на Артабазана. Этот последний почитался могущественнейшим и мудрейшим из владык и господствовал над так называемыми атропатиями и приграничными с ним народами… Когда решение было принято, войска перевалили через Загр и вторглись в страну Артабазана, которая лежит подле Мидии, отделяясь от нее промежуточными горами; некоторые части ее, что выше Фасида, господствует над Понтом, и область доходит до Гирканского моря.» Гирканское море – одно из древних названий Каспийского моря.
    Кроме перечисленных племен, на территории Кавказской Албании обитали также сакасены - в районе нынешнего города Гянджа. Они упоминаются как у Геродота, так и у Страбона. Их же называли саками, что отразилось в наименовании современного азербайджанского города Шеки (Саки). Следует также отметить наличие племен гаргаров, сведения о которых имеются у Страбона и более поздних авторов.
    Кроме албанцев, как сообщают Страбон и Птоломей, на этой территории жили также другие племена, в частности – леги (предки лезгин) в ареале, охватывающем приблизительно территорию нынешнего южного Дагестана, гелы, занимающие преимущественно нынешний южный Дагестан и район реки Кудиал-чай, впадающей в Каспийское море. Их территории располагались северо-западнее современного Баку.
    Точное время исчезновения албан как самостоятельных племен неизвестно, но, по мнению исследователей, к IX веку новой эры понятия «Албания» и «албанский» стали уже в значительной степени историческими. Однако, ещё в X веке мусульманские географы, в частности, Аль-Мукаддаси и Ибн-Хаукаль, сообщали, что население Аррана (Албании) говорило на арранском (албанском) языке. В настоящее время единственными этническими преемниками кавказских албан считаются удины, небольшая национальность, компактно проживающая в селах, в основном на территории Азербайджана. В эпоху античности они именовались утиями.
    Итак, на право именоваться первыми жителями города Баку претендуют в разной степени представители многих народов, обитавших в Западно-Прикаспийском регионе в период с третьего по конец первого тысячелетия до новой эры. Это – каспии, саки, массагеты, мидяне, утии, гаргарейцы, леги, гелы, муги, кадусии и другие народы. На протяжении всей своей истории Баку был городом межнационального общения. Каждая из приходящих в эти места нация, откуда бы она ни пришла, со временем на вопрос о том, кто они, помимо своей племенной принадлежности имела право с гордостью ответить: «Мы – бакинцы!»

    Список авторов, чьи труды способствовали созданию моего повествования:
    Камиль Фархадоглы,
    Эльдар Мансуров,
    Фаик Насибов,
    Малахат Фараджева,
    Исхак Джафарзаде,
    Аббас Исламов,
    Лейла Сабзали,
    Сара Ашурбейли,
    М.А.Садыки,
    Г.А.Гейбуллаев,
    И.М. Дьяконов,
    Севда Сулейманова,
    Фазиль Дашлай,
    Рауф Гасанлы,
    Ирина Свенцицкая


    Ссылки на использованную информацию к первой части:
    http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=Баку
    http://www.baku.ru/blg-list.php?id=58194&usp_id=0&cmm_id=939
    http://www.window2baku.com/Ancient/megaliths.htm
    http://www.affa.az/index.php?r=31&lang=ru
    http://www.airtravelservice.cz/46.html
    http://www.mgimo.ru/azclub/index.phtml
    http://www.vakmos.org/ru/interesnoe/obshchie-svedeniya/stolitsa
    http://www.window2baku.com/Ancient/ichsharc.htm
    http://www.baku.ru/blg-list.php?cmm_id=91&usp_id=0&id=62802
    http://www.window2baku.com/devbashnya4.htm
    http://www.azerbaijan.az/_GeneralInfo/_Capital/capital_05_r.html
    http://bakinskayaviktorina.5bb.ru/viewtopic.php?id=179

    Ссылки на использованную информацию ко второй части
    http://ru.wikipedia.org/wiki/ XII_Молниеносный_легион
    http://imtw.ru/topic/21174-legio-xii-fulminata/
    http://late-roman-empire.ru/index/opisanie_4/0-78/
    http://www.baku.ru/frmpst-view.php?frmpst_id=14205908
    http://www.baku.ru/frmpst-view.php?frmpst_id=15680746
    http://www.bibliotekar.ru/rim/2-6.htm
    http://my.mail.ru/community/azerbai_jan/27D846E090BC61CE.html
    http://ru.wikipedia.org/wiki/ Гобустан_(заповедник)
    http://www.m.kavkaz-uzel.ru/blogs/83772/posts/16497
    http://www.azertag.com/ru/node/1066278
    http://www.history-illustrated.ru/news_8216.html
    http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=Баку
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/577935
    http://www.all-pages.com/city_info/3/46/271/4656.html
    http://ru.wikipedia.org/wiki/ Надир-шах

    Ссылки на использованную информацию к третьей части
    http://baku.eparhia.ru/history/albania/apostle/sermon/
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Апостол_Варфоломей
    http://www.belmagi.ru/apostoly/varfolomei.htm
    http://www.1news.az/analytics/20101129050841913.html
    http://days.pravoslavie.ru/Life/life1280.htm

    Ссылки на использованную информацию к четвертой части
    http://novosti.az/expert/20131108/299623647.html
    http://planetatain.ru/blog/illjuminaty_peshki_v_rukakh_bolee_mogushhestvennykh_sil/2013-11-10-6933
    http://www.sultanov.org/content/view/535/5/
    http://www.otuken.kz/index.php/2011-09-19-07-23-39/206-2011-09-27-08-41-48
    http://www.azyb.net/cgi-bin/jurn/main.cgi?id=877
    http://ru.wikipedia.org/wiki/ История_Баку
    http://ru.wikipedia.org/wiki/ Этимология_ойконима_«Баку»
    http://poligonkavkaz.info/topic/594-lezginy/page-38
    http://citybaku.weebly.com/1069109010801084108610831086107510801103-1041107210821091.html
    http://azerbaycan.16mb.com/baku1.ad.html
    http://www.proza.ru/2012/05/15/945
    http://www.e-reading.bz/bookreader.php/1020375/Rol_-_Genezis_civilizacii._Otkuda_my_proizoshli.html
    http://www.universalinternetlibrary.ru/book/26572/ogl.shtml

    Ссылки на использованную информацию к пятой части
    Г.А. Гейбуллаев – «К этногенезу азербайджанцев»
    http://podelise.ru:81/docs/70570/index-710-1.html?page=2
    http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=Баку
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Каспии
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/60403/каспии
    http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000016/st082.shtml
    http://www.philology.ru/linguistics4/dyakonov-79.htm
    http://www.disput.az/index.php?showtopic=123994
    http://yaran-suvar.ucoz.ru/news/transkaspijskaja_doroga_i_istorija_svjazej_mezhdu_centralnoj_aziej_i_kavkazom/2012-03-03-4385
    http://www.odnoselchane.ru/?sect=44&page=article&id=7704&com=articles
    http://realcaucasus.org/572
    https://sites.google.com/site/dataraufcom/home/cudesa-i-tajny-azerbajdzana-kavkazskaa-albania
    http://karabakhinfo.com/ru/manset/174-ob-istoricheskih-granicah-kavkazskoy-albanii-i-azerbaydzhana.html
    http://litrus.net/book/read/168666?p=120
    http://www.azerbembassy.org.cn/rus/historical11.html
    http://topreferat.znate.ru/docs/index-10555.html?page=80
    http://navyforce.ru/?p=233
    http://i-super-domen.ru/?p=243
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Кавказские албаны
    http://www.rodstvo.ru/forum/index.php?showtopic=1253&pid=31779&mode=threaded&start




    Социальные сети и закладки:

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.