Главная Контакты В избранное
Подписаться на рассылку "Миры Эльдара Ахадова. Стихи и проза"
Лента новостей: Чтение RSS
  • Читать стихи и рассказы бесплатно

    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Январь 2024 (1)
    Сентябрь 2023 (2)
    Июнь 2023 (3)
    Май 2023 (3)
    Апрель 2023 (1)
    Февраль 2023 (1)

    Популярное

    Новости партнеров

    Реклама

  • ЭПИЛОГ ПОВЕСТИ "ЛЮБЛЮ И ПОМНЮ"

    АвторЗагрузил: Эльдар Ахадов  Опубликовано: 16-08-2015, 15:25  Комментариев: (0)
    ЭПИЛОГ
    1. НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ

    Жизнь продолжается. После написания мной повести о родне прошло несколько лет. И пришло время дополнить написанное ранее той информацией, которая появилась у меня за это время. Чтобы не ломать строй повествования, я решил внести эти коррективы, воспользовавшись написанием эпилога, которого пока не было.
    Итак, к счастью, мама вспомнила девичью фамилию бабушки и, соответственно, её родителей – Айнетдина и Фяхринниси из татарского Шумалака – Яфаровы!
    Кроме того, благодаря переписке с разными архивными учреждениями, у меня появились дополнительные сведения о моем дяде – Федоре Васильевиче ( Ханяфи Хасяновиче) Улубикове.
    Во-первых, в ЦГАКФФД СПб (Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга) была обнаружена подлинная фотография с надписью «Партизаны-пулеметчики Ф.Улубиков и В.Курбатов (второй номер) у пулемета. Ленинградская область», сделанная 7 марта 1944 года фотографом Рафаилом Абрамовичем Мазелевым. Именно о ней много раз вспоминала мама, как о фотографии из газеты, виденной ею когда-то в детстве.
    Во-вторых, благодаря полученному письму из российского государственного архива социально-политической истории мне стало известно, что ещё начале войны в 1941 году Улубиков вступил в Хвойнинский истребительный батальон. Командиром батальона был Михайлов Алексей Михайлович, младший лейтенант милиции.
    15 января 1942 года Фёдор Васильевич за линией фронта был принят в партизанский отряд Александра Зверева. С 15 января 1942 года по 24 марта 1944 года он находился в составе 11-ой Волховской партизанской бригады. Как пулемётчик отряда №24 первого партизанского полка Волховской партизанской бригады 27.09.1943 года – был представлен к награждению медалью «За отвагу». Так всё, о чем мне рассказывали устно дома, постепенно, слово за словом, подтверждалось документами архивов.
    В наградном листе на Улубикова Ф.В. сообщалось: «Товарищ Улубиков, действуя в партизанском отряде в тылу врага, проявил себя, как стойкий партизан-пулемётчик. В период выполнения диверсионной операции всем составом отряда по взрыву железнодорожного полотна на железной дороге Ленинград – Новгород 14 августа 1943 года в квадрате 54-80 и 52-80 товарищ Улубиков со своим пулемётным расчётом принимал непосредственное участие в охране фланга действующего отряда, тем самым обеспечив успешное выполнение отрядом боевой задачи на участке железной дороги в 1,8 км. Под пулемётно-миномётным обстрелом противника 25 августа 1943 года на кольцевой железной дороге в квадрате 72-72 огнём своего пулемёта он обеспечил успешные действия отряда по взрыву железнодорожного полотна на участке в 1,7 км. Товарищ Улубиков представлен к награде медалью «За отвагу» командиром отряда №24 товарищем Зверевым и комиссаром отряда товарищем Фоминым с последующим ходатайством командира полка товарища Бредникова и комиссара полка товарища Жукова – Волховской партизанской бригады. Товарищ Улубиков достоин представления к правительственной награде – медали «За отвагу». Начальник отдела кадров Ленинградского штаба партизанского движения майор - подпись - П. Матвеев
    27 сентября 1943 года. Товарищ Улубиков достоин правительственной награды – медали «За отвагу».Начальник Ленинградского Штаба партизанского движения – подпись - М. Никитин. 28 сентября 1943 года».
    Почему я процитировал этот документ? Потому что героя так и не наградили. Такое вот стечение обстоятельств… Командир партизанского отряда №24 – А.М.Зверев 31 января 1944 года погиб при взятии станции Оредеж. А начальник ленинградского штаба, герой партизанского движения Михаил Никитич Никитин, чья подпись стоит в наградном листе, после войны был необоснованно репрессирован и расстрелян. Реабилитирован посмертно.
    После расформирования 11-й Волховской партизанской бригады многие её воины, в том числе и Фёдор Васильевич Улубиков, были направлены в Польшу, на помощь польским партизанам. Предположительно в район города Катовице, поскольку по достоверной информации музея средней школы №20 города Санкт-Петербурга бывшие партизаны Волховской бригады сражались именно там. Сам район Катовице (Верхняя Силезия) в те времена Германия считала территорией Третьего Рейха. Оттуда своей матери, Агафье Андреевне (Афифе Айнетдиновне) , дядя прислал фотографию со словами на обратной стороне «Мама, я в Польше». На фотографии мой дядя и его соратники – в летней одежде на фоне леса. Это была последняя достоверная весточка от него…
    Нашлась и карточка красноармейца Улубикова, в которой мое внимание обратила на себя запись о том, что мой дядя обладал умением ездить верхом, править и ухаживать за лошадьми. Мне вспомнилось, что и дед обладал такими же способностями, не только в юности был бойцом Первой Конной Армии Будённого, но и в старости, уже на моей детской памяти, любил ухаживать за лошадьми на сельской конюшне. Случайно ли? Со временем узнаем. О других родственниках выяснилось, что жена Улубикова Мирзы Юсуповича – Улубикова Мария Исмаиловна до войны проживала в городе Двинске (Даугавпилс) по адресу улица Кавалерийская, дом 13, квартира 1, а мать Джафяра-абзи, моя прабабушка Халимя – вернулась в Усть-Узу из Хвойнинского района Ленинградской области, где она проживала по адресу: станция Анциферово , Межлеспункт, дом №53.

    2. РОДОСЛОВНАЯ
    По маминым воспоминаниям моя прабабушка в преклонном возрасте часто предавалась любимому занятию – вышиванию или плетению кружев, по привычке, как это и полагалось благородным девицам, а вот полов в доме не мыла сама никогда. Однажды её внучка (моя мама) спросила её, почему бабушка не моет полы, на что та, как о чем-то совершенно естественном, сообщила ей: «Для этого есть слуги!». «Но, бабушка, в Советском Союзе слуг нет». «Это их проблемы», - спокойно ответила она. Меня давно мучил вопрос о родословной прабабушки Халимы. Но о прапрадеде я долгое время знал лишь то, что он был пензенским ахуном, главой мусульманского духовенства. Но с чьей именно стороны: прабабушки Халимы или все-таки Фяхринниси? На сегодняшний день не могу подтвердить документами, но уверен в том, что и в этот раз слова о прапрадеде – пензенском ахуне, слышанные мной и от матери, и от бабушки – чистая правда. Так, например, когда я впервые в школьном возрасте услышал о том, что мой дядя, будучи партизаном, сражался с фашистами в Германии, мне поначалу трудно было этому даже поверить. Какие могли быть в Германии партизаны? Откуда? Но всё оказалось правдой. Территорию Верхней Силезии в ту эпоху немцы официально считали территорией Третьего Рейха – германской территорией. Но помимо немцев там жили и поляки. И были польские партизанские отряды. И в них наряду с поляками участвовали советские партизаны. В том числе – мой дядя.
    И до, и после того случая ни разу сказанное старшим поколением нашего рода не оказывалось в итоге неподтверждённым. Поэтому практически со стопроцентной уверенностью могу сказать, что живший в ХIХ веке глава мусульманского духовенства Пензенского края Шарафеддин Хабибуллович Потеев, носивший духовный титул ахуна, мой прапрадед. И вот что мне удалось узнать о его жизни…
    В историю Пензенского края Шарафеддин Хабибуллович Потеев (Потиев) вошёл как один из выдающихся татарских просветителей, основатель живописного микрорайона Пензы «Ахуны».
    Шарафеддин Хабибуллович Потеев (Патеев) родился 3 сентября 1836 года, по другим данным – того же числа 1838 года, в селе Кикино Чембарского уезда Пензенской губернии в религиозной семье зажиточного крестьянина. Первоначальное духовное образование получил в семье и в мактабе (школе) одной из мечетей родного села. В 1853 году Шарафеддин Потеев поступил в медресе Утeмишева в деревне Кашкар Казанской губернии. Здесь шакирд (ученик) Потеев с большим усердием изучал коранические науки, историю татар по сохранившимся свиткам и рукописям, основательно овладел арабским, турецким и персидским языками. Таким образом, за семь лет обучения молодой имам (богослов) получил солидное духовное образование.
    По рекомендации руководства медресе он был определён имам-хатыбом (хатыб – духовник у мусульман, который проводит пятничную молитву) сначала Кикинской, а через несколько лет, главной пензенской Соборной мечети. Имам-хатыб Потеев возглавил и Соборную мечеть, и губернский Исламский просветительский центр в 1863 году.
    31 августа 1869 года Шарафеддин Хабибуллович Потеев был утверждён в должности ахуна города Пензы. В переводе с персидского слово «ахун» ( или «ахунд») означает «наставник, учитель». В мусульманской иерархии – это духовный сан религиозного деятеля, в ведении которого находится несколько мечетей.
    Будучи ахуном Пензы, Шарафеддин-хазрят снискал уважение и популярность не только среди мусульман губернского центра и региона, но и среди чиновничества и православного духовенства, где его называли на русский лад «Михаил Михайлович». Хазрят - исламский религиозный статус, а также уважительное обращение к человеку с высоким религиозным статусом в исламе. Соответствует среднеазиатскому «таксыр», турецкому «эфенди» и персидскому «ходжа». За свою подвижническую деятельность Потеев в 1883 году был награжден серебряной медалью «За усердие», а в 1890 и в 1897 годах - золотыми медалями аналогичного названия. По инициативе Шарафеддина Хабибулловича его сестра Хабибджамал Хабибулловна переоборудовала в мечеть купленное в 1891 году на её собственные средства здание.
    В 1898 году Шарафеддин-хазрят заключил договор с Пензенско – Саратовским управлением государственного имущества на аренду на территории Засурского лесничества небольшого участка земли. Он основал здесь конеферму и конезавод. Об этом свидетельствует название центральной улицы поселка – Коннозаводская и само название микрорайона - «Ахуны». Кстати, первое упоминание наименования «Ахуны» встречается в памятной книжке Пензенской губернии 1911 – 1912 годов. А в 1919 году здесь был создан поселковый совет, актом которого впервые было утверждено название поселка «Ахуны». На основе созданной конефермы Потеев организовал производство кумыса, который раздавал бесплатно всем желающим для лечения от туберкулёза.
    Несколько слов о самой местности. Ахуны расположены в исключительно благоприятных природных условиях, являются курортной зоной. Поэтому люди здесь начали селиться давно. Рядом с поселком Ахуны расположено несколько древних поселений, существовавших в 1 тыс. до н. э. – 2-й половине 1 тыс. н. э. и в IX–X веках. В конце XVII века в районе Ахун находился Предтеченский мужской монастырь, закрытый в 1724 году. Ко времени основания Предтеченского монастыря эта местность являлась частью Большого Сурского леса, именуемого так потому, что неподалеку протекает крупный приток Волги – река Сура.
    В петровские времена Засурские леса, как корабельные, были заповедными. В разное время на территории Ахун функционировали: Второе городищенское лесничество (с 1843 г.), образцовое Засурское лесничество (с 1864 г.), лесная школа (с 1887), государственный конный завод (1913-1960), лесной техникум (с 1921 г.), Самарский лесотехнический институт (1931-1932), Ахунский лесхоз (с 1936 г.), Пензенский сельхозинститут (с 1951 г.), Пензенская государственная сельхозакадемия (с 1995 г.). В бывших питомниках лесничества около сосновой рощи на окраине Ахун растут различные экзотические деревья и кустарники. Там же в 90-тые годы ХХ века была построена деревянная церковь Николая Чудотворца из Мир Ликийских, того самого святого, который спас нашу семью от голода в самые тяжелые дни войны. Мусульмане называют его Хызр.
    Вернемся к прапрадеду. Шарафеддин Хабибуллович пользовался большим уважением у мусульманской общины Пензы и неоднократно избирался имамом у нижних чинов пензенского батальона. В составе губернской делегации в 1904 году он встречал в Пензе императора Николая II. В 1906 году ему было присвоено звание потомственного почётного гражданина города Пенза. В том же 1906 году Потеев был возведён в потомственное дворянство. Велики заслуги ахуна Потеева в развитии мусульманского образования в Пензенском крае. Именно под его руководством мусульманской уммой (общиной) Пензенской губернии функционировали 75 мусульманских начальных школ (мектебе) и 13 медресе. Так называют мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и духовной семинарии. Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет..Шарафеддин-хазрят был активным сторонником женского исламского образования, а также открытия в татарских селах всего региона светских школ с преподаванием русского языка.
    Шарафеддин Хабибуллович был хорошо знаком со многими представителями пензенской интеллектуальной элиты: с представителями княжеского рода Тенишевых, с краеведом и первым биографом Михаила Юрьевича Лермонтова В.Х. Хохряковым, с географом, врачом и дипломатом А.А. Татариновым, с профессором А.Е. Любимовым, с предпринимателями Акчуриными, с А.Ф. Селивановым и другими. При непосредственной поддержке Потеева в 1912 году в селе Мочалейка была открыта земская школа с преподаванием русского языка, в которой обучалось более тридцати школьников из окрестных татарских сёл. Скончался предводитель пензенского мусульманского духовенства 15 января 1915 года. В его семье было 14 детей.
    Деятельность Шарафеддина Хабибулловича, выдающегося пензенского ахуна-просветителя, запечатлена во многих региональных энциклопедиях и исламских изданиях.

    Говорят, что предрасположенность к определенному роду деятельности, например, творческой, проявляется на генетическом уровне. Почему я занимаюсь литературным трудом? Откуда это во мне? Отец мой в молодости играл на гитаре и пел маме песни, даже писал стихи. Но кто в юности этим не переболел? Почти каждый. Иное дело, если это нечто «наследственное». Когда-то, возможно, наряду с другими причинами в какой-то степени и эта стала источником моего любопытства к своему родословию.
    Со временем я убедился в том, что в череде моих дальних и более близких родственников действительно были люди, оставившие свой индивидуальный след в культурном наследии России…
    Равиль Энверович Мартынов, двоюродный брат моей мамы, - основатель и главный дирижёр Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра;
    Эдхя́м Рахи́мович Тени́шев, внук родной сестры моего прапрадеда Шарафеддина Хабибулловича Потеева Хабибджамал Хабибулловны Тенишевой — советский и российский тюрколог, монголовед, академик, заведующий отделом урало-алтайских языков Института языкознания РАН, доктор филологических наук;
    Шакирова Сания Рызадиновна, правнучка родной сестры моей бабушки, - художественный руководитель татарского фольклорного хорового коллектива «Идель» (г. Москва), выпускница Академии им. Гнесиных, почётный работник образования и культуры РФ.
    А о скольких близких и дальних родственниках я, к стыду своему, ещё ничего не знаю? А о скольких своих вы не знаете? Разве можно забывать об этом? Если не мы будем помнить, то кто? Нет. Надо знать. И знать, и любить, и вечно помнить, что мы - родные…




    Социальные сети и закладки:

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.