Главная Контакты В избранное
Подписаться на рассылку "Миры Эльдара Ахадова. Стихи и проза"
Лента новостей: Чтение RSS
  • Читать стихи и рассказы бесплатно

    «    Ноябрь 2019    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 
    Ноябрь 2019 (2)
    Октябрь 2019 (2)
    Сентябрь 2019 (1)
    Август 2019 (2)
    Июль 2019 (3)
    Июнь 2019 (2)

    Новости партнеров

    Госорганы полностью передадут прием граждан МФЦ к 2024 году
    Министерство экономического развития РФ разработало законопроект о госуслугах, согласно которому федеральные и региональные ведомства к 2024 году должны прекратить прием граждан и передать эти ...В Таллине заявили об «отнятых Россией эстонских территориях»
    Cпикер парламента Эстонии, член Консервативной народной партии EKRE Хенн Пыллуаас заявил, что Россия "должна вернуть" прибалтийской республике якобы аннексированные территории.Черчесов раскритиковал болельщиков за оскорбления Дзюбы
    Главный тренер сборной России по футболу Станислав Черчесов после победного матча против команды Сан-Марино прокомментировал оскорбительные возгласы в адрес нападающего Артема Дзюбы.

    Реклама

  • ДВА ПОЭТА

    АвторЗагрузил: Эльдар Ахадов  Опубликовано: 20-12-2012, 04:19  Комментариев: (2)
    УЛЬЯНА ЯВОРСКАЯ

    «Я внутрь себя заглядывать боюсь» - так называется новая книга поэтессы...

    Читая стихи Ульяны Яворской сразу можно отметить то, что она обладает чуткой, отзывчивой, доброй и ранимой душой. Безусловно и то, что этот автор очень любит поэзию, более того, строй её мыслей, её мироощущения носят весьма и весьма романтический характер. Всё её существование, словно солнечными искорками, пронизано поэтическими строками.

    Образность речи и поэтического мира Ульяны Яворской ярко проявляется во многих пейзажных и лирических стихотворениях:
    “Пролетало лето, словно птица,
    Золотилось зернышко луны”
    Два образа здесь слились воедино: лунная летняя ночь и птица, летящая за драгоценным зерном. Вместе они создали философскую картину быстролетного времени.
    “Заварил остатки лета август,
    Мелким ситом сцеживая дождь”
    И снова два образа: чаепитие и августовский дождь
    “Щекотала тропинка,
    Спускаясь к воде, иван-чаем”
    Точное, почти на физическом уровне переданное ощущение касания кончиков трав голыми ногами
    “Их хвостики — как перья поплавков”
    (про уток на воде, Э.А. )
    Удивительно тонкое и верное наблюдение, также рождающее образ.
    А вот как передает поэтесса взаимосвязь между людским миром и одухотворенным солнцем:
    “Солнце в клубочек поспешно мотает лучи.
    Ниточки кончик горячий в руке зажимаю”
    И в других стихотворениях природные атмосферные явления обретают человеческие узнаваемые черты.
    “Холод — дядька трезво-грустный —
    Пар пускает на крылечке”...
    Оживает дяденька холод, оживает ветер вроде бы в бытовой незамысловатой картине стирки белья…
    “Полощет ветер чистую листву,
    Постиранную в пене с облаками”
    Вот оживший февраль воет за окнами, словно бездомное существо…
    “А в окно завывает февраль”

    Даже обычное кресло может ожить и стать настоящим художником

    “На веранде плетёное кресло
    Набросало от солнца ячейки”

    Глаз поэтессы зорко подмечает то, что многие из нас могли бы и не заметить, не услышать…
    “…мечтой о весне,
    О зелёной траве из подтаявших трещин асфальта”
    А вот ещё:
    “Прошиты дождями осенними
    Последние звуки трамвая”

    Такие строки рождают ощущение сопричастности ко всему, происходящему или происходившему в нашей жизни. Глазами Ульяны Михайловны мы начинаем узнавать те вещи и события, которые на самом деле всегда были в нашей памяти, в наших сердцах, только мы, увы, не всегда это понимали… В том числе и давно исчезнувший мир детства. Очень трогательно звучит четверостишие Яворской:
    “Здесь кукла и медведь с оторванною лапой.
    И фото на стене, где мне семнадцать лет.
    И мягкий тёплый свет настольной жёлтой лампы.
    Здесь я живу всегда. Хотя меня здесь нет”

    Воображение поэта способно улавливать самые сокровенные стороны бытия

    “свечу обняла темнота”

    И более того: оно способно рождать абсолютно фантастические картины…

    “Две рыбы целуются в небе,
    плывя в сероглазом тумане”

    Через строки Яворской приходит осознание того, что весь мир полон любви и боли, страсти и бессмертия. Любовная лирика Яворской порой предельно эротична, но при этом реальна в каждой картине, в каждом создаваемом образе:
    “Пальцем веснушки мои посчитал,
    Губы губами тихонько погладил.
    Жаром наполнился низ живота,
    Стали ненужными брюки и платье”
    Любовь горда собой, нежна и абсолютно искрення в самых потаенных человеческих желаниях. Она обнажает то, что многими принято ханжски скрывать, лицемеря самим себе.
    “Далеко бы уехать с тобой — всё равно, хоть куда:
    Может, к давней мечте, где бананы и к морю поближе;
    Где ходить обнажённою можно почти и бесстыже
    Выставлять напоказ вечно скрытые строго места”
    Чувственность её поэзии происходит от абсолютной искренности, без которой и немыслимо поэтическое слово:
    “Пальцы нежно ведут пассаж, будто клавиши нажимая.
    Под ладонями тёплых рук млеет плавных изгибов воск”

    Восторг любви, граничащий с нарциссизмом и вдохновенно рождающий словотворчество, выглядит в лирических стихах Яворской столь же естественно, как полет лепестков облетающих вишен…

    “Где-то наши тела в зеркалах,
    В лепестках вишнекрылого мая”…

    Но порой любовь приносит не только наслаждение, но и душевные муки, которые поэтесса так же способна отражать в своем творчестве настолько точно,что даже физиология становится инструментом создаваемой картины:

    “А ты и сейчас неплох. Так мило и весело выглядишь.
    Во мне будто кто-то издох. Очень похоже на выкидыш”

    Жёстко, но без сомнения верно сказано… Так можно писать лишь о том, что прошло через душу.

    “Я и баба, и мужик — всё сама”
    Пишет она в отчаянии умирающей любви.

    Пройдя через розы и тернии любви, слово Яворской закалилось, обрело новое звучание. Её лирическая героиня , словно обращаясь к каждому из нас, говорит:
    “Мне лицо Ваше — чище икон.
    Каждый раз я мёрзну затылком”…

    Так может писать и говорить лишь тот, кто не растерял в душе своей исповедально-доверчивой любви ко всему миру, ко всему живому.

    ВЛАДИСЛАВ НОВИЧКОВ

    БУДУЩЕЕ, КОТОРОЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ

    Стихи Владислава Новичкова обладают собственным голосом. В них чувствуется личность автора, живущего в своем особом мире, том самом, о котором некоторые столичные рафинированные «поэты» говорят порой небрежно, через губу, как о чем-то второсортном и второстепенном: «Провинция». Ну, что ж. Пусть так. Михайловское, Ясная Поляна, Архангельское – это ведь тоже «провинция», а не суетный, и в суетности своей очень часто бездумный, абсолютно продажный и пошлый город…

    «провинция магнитна,
    а я - железный гвоздь!» - гордо восклицает поэт. Только истинно любящему свою землю, свой край сердцу доступно то, что так часто подмечает поэт в своих строчках:

    «Щекочут любопытные мальки
    разутые по щиколотку ноги».

    Или:

    Над омутом - горбатая ветла,
    как в зеркало уткнувшаяся бабка.

    Здесь всё родное, близкое, знакомое с детства, даже старушка, оказывается бывшей одноклассницей:

    «там старушечка сидит
    из шестого класса».

    Тут даже солнце – та самая, школьная золотая медаль:

    «и, словно медаль золотая,
    легла на небесную грудь».

    Даже о самом серьезном и печальном поэт умеет сказать как-то по простому, по домашнему, не свысока истины изрекающих, а вот так:

    Душа черствеет (с хлебом грех сравнить),
    срастись, чертовка, с телом замышляет.
    Хотел я черствость в спирте растворить,
    да черствая супруга запрещает.

    И в этой трогательной искренности – вся чистая душа поэта. Основным лейтмотивом поэзии Владислава Новичкова, тем пульсирующим у виска чувством, не покидающим ни на миг сердце поэта, можно считать тему воспоминаний о былом, о жизни, о детстве человека, о том, чего уже не вернуть никогда, но что до последних мгновений будет жить в памяти…

    «но как мне в будущее верить,
    когда оно уже прошло?» печально спрашивает себя и нас умудренный годами поэт.

    Но будущее, которое «уже прошло», чудесным образом воскресает в его стихах, и через слово поэта становится бессмертным.

    «Бежит мальчишка босиком,
    кур убегающих гоняет,
    ему гнев бабки нипочем,
    душа, как ласточка, летает.

    Навстречу девочка идет
    с прохладой свежей из колодца,
    в ведерке облачко плывет
    и зайчик солнечный смеется».

    Мне кажется, что красноречивее всех моих слов об этом сказано стихами замечательного русского поэта Владислава Новичкова. И потому далее я предлагаю читателю самому ощутить то, о чем повествует нам автор стихов…

    Куплю я краски акварельные,
    набор кистей, еще альбом,
    и нарисую в дни метельные
    давно снесенный старый дом.

    Живи, избушка в три окошечка,
    живи собачка в конуре,
    живи, как прежде, Мурка кошечка,
    расти березка во дворе.

    На лица я художник слабенький,
    но будет представляться мне:
    я с мамой, с папой, снова маленький
    пью чай за шторкою в окне.

    _________

    ВЕСЕННИЙ КУРАЖ
    Прошел последний снегопад,
    прощайте, саночки и горки!
    Сверкая, в лужицы глядят
    с утра "стеклянные морковки".
    Убрало небо дымку штор,
    сверкнуло желтым абажуром,
    и птах интимный разговор
    донесся с веточек ажурных.
    Внушал мне ветер озорной,
    что все возможно, все посильно,
    и падший ангел за спиной
    латал изношенные крылья.

    ______________

    Дум сиреневого сада
    мне под вечер не прочесть,
    ныне по сердцу прохлада,
    пусть все будет так, как есть.
    Розоватым жеребенком
    за горой закат исчез,
    с ним прощаясь, на гребенке
    песнь слагает хвойный лес.
    Все, что ныло, отболело,
    юный пыл годами скрыт,
    ничего, что солнце село,
    книга есть, свеча горит.
    Внуку песенки пропеты,
    спит с улыбкой в тишине,
    так, наверное, рассветы
    снились маленькому мне.

    ЗАКАТ
    Вечер. Успокоился ручей,
    наигравшись с зайчиком небесным.
    Он ничей и старичок ничей,
    что кому-то вряд ли интересно.

    Горизонт и близок и далек,
    уплывает за лесок монетка,
    рядом со скамеечкой мосток,
    худ, как старика грудная клетка.

    Как в платочке, в облачке сосна,
    акварель оранжевая тает...
    Не его ли давняя весна
    о себе вот так напоминает?

    _________
    Розоватый свет вдали,
    а костер не виден.
    Может, это край земли,
    где своя обитель?

    Где никто не одинок,
    где по сердцу дело.
    Мне б на этот огонек!
    Да уже стемнело.

    РЕЧУШКА
    Когда тоска возьмет на мушку,
    мол, "мухомор ты, а не груздь",
    заковыляю я к речушке-
    ее смиренью поучусь.

    Ей не достигнуть океана,
    уткнувшись в заросли болот,
    но выпив молоко тумана,
    она журчанием поет.

    И если лето чиркнет спичкой,
    и с выси ринется теплынь,
    помчат к речушке электрички,
    и караваны из машин.

    Доселе злобой не контужен,
    пойму, хоть схоронил мечту:
    -Ты не велик, но тоже нужен,
    хотя б домашнему коту.

    ______________
    Слякоть, дождь...Кто на Урале не был,
    пусть не приезжает без зонта.
    Да и то: ветрило тянет в небо,
    а за ворот целится вода.
    На экранах луж мелькают тени
    от домов, деревьев и машин,
    ветер, репетируя метели,
    лист опавший штопором кружит.
    Красно лето распрощалось с нами,
    у "Речного" ежится народ...
    Нехотя отчалил вниз по Каме
    в Астрахань последний пароход.

    ________________

    Был как-то я в солнечной Пензе,
    учеба, вот все и дела,
    на улицах слышались песни,
    акация буйно цвела.
    Рубашка, штаны из одежи-
    для ихней годится весны,
    -Ты с девками, парень, построже,-
    отрывок из писем жены.
    Действительно, кто-то веселый
    гулял, словно глупый юнец,
    а я, хоть красивый, не квелый,
    был в смысле таком молодец.
    Хотелось такие скитанья,
    как можно скорей, прекратить,
    услышать супруги ворчанье
    и воду с колонки носить.

    ХОЛОДНЫЙ АПРЕЛЬ
    Пуст на дереве скворечник,
    речка - змейка изо льда,
    все дрова доела печка,
    зубы скалят холода.

    Лужи - будто бы каточки
    для нахохлившихся птах,
    в старой шубке чья-то дочка
    вновь мечтает о коньках.

    Ну, а взрослые спокойны,
    особливо старики,
    украшают подоконник
    помидорные ростки.

    Все ж охота в теплой дали
    провести денечка три.
    На Урал не зря ссылали
    провинившихся цари.




    Социальные сети и закладки:

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    #1
    Написал: yavorskayau (20 декабря 2012 04:48)
    Группа: Посетители,   Регистрация: 23.12.2010  
    Эльдар, спасибо!
    А Новичкова я знаю, приятно, что ты обратил на него внимание. Счастья и благополучия всем, милые люди!


    #2
    Написал: emma_panteleeva (21 декабря 2012 21:26)
    Группа: Члены Клуба,   Регистрация: 27.08.2012  
    Очень милые и трогательные стихи и так доброжелательно прокомментированы. Эльдар, Вы бесконечно добрый человек.


    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.