УЛЬЯНА ЯВОРСКАЯ
«Я внутрь себя заглядывать боюсь» - так называется новая книга поэтессы...
Читая стихи Ульяны Яворской сразу можно отметить то, что она обладает чуткой, отзывчивой, доброй и ранимой душой. Безусловно и то, что этот автор очень любит поэзию, более того, строй её мыслей, её мироощущения носят весьма и весьма романтический характер. Всё её существование, словно солнечными искорками, пронизано поэтическими строками.
Образность речи и поэтического мира Ульяны Яворской ярко проявляется во многих пейзажных и лирических стихотворениях:
“Пролетало лето, словно птица,
Золотилось зернышко луны”
Два образа здесь слились воедино: лунная летняя ночь и птица, летящая за драгоценным зерном. Вместе они создали философскую картину быстролетного времени.
“Заварил остатки лета август,
Мелким ситом сцеживая дождь”
И снова два образа: чаепитие и августовский дождь
“Щекотала тропинка,
Спускаясь к воде, иван-чаем”
Точное, почти на физическом уровне переданное ощущение касания кончиков трав голыми ногами
“Их хвостики — как перья поплавков”
(про уток на воде, Э.А. )
Удивительно тонкое и верное наблюдение, также рождающее образ.
А вот как передает поэтесса взаимосвязь между людским миром и одухотворенным солнцем:
“Солнце в клубочек поспешно мотает лучи.
Ниточки кончик горячий в руке зажимаю”
И в других стихотворениях природные атмосферные явления обретают человеческие узнаваемые черты.
“Холод — дядька трезво-грустный —
Пар пускает на крылечке”...
Оживает дяденька холод, оживает ветер вроде бы в бытовой незамысловатой картине стирки белья…
“Полощет ветер чистую листву,
Постиранную в пене с облаками”
Вот оживший февраль воет за окнами, словно бездомное существо…
“А в окно завывает февраль”
Даже обычное кресло может ожить и стать настоящим художником
“На веранде плетёное кресло
Набросало от солнца ячейки”
Глаз поэтессы зорко подмечает то, что многие из нас могли бы и не заметить, не услышать…
“…мечтой о весне,
О зелёной траве из подтаявших трещин асфальта”
А вот ещё:
“Прошиты дождями осенними
Последние звуки трамвая”
Такие строки рождают ощущение сопричастности ко всему, происходящему или происходившему в нашей жизни. Глазами Ульяны Михайловны мы начинаем узнавать те вещи и события, которые на самом деле всегда были в нашей памяти, в наших сердцах, только мы, увы, не всегда это понимали… В том числе и давно исчезнувший мир детства. Очень трогательно звучит четверостишие Яворской:
“Здесь кукла и медведь с оторванною лапой.
И фото на стене, где мне семнадцать лет.
И мягкий тёплый свет настольной жёлтой лампы.
Здесь я живу всегда. Хотя меня здесь нет”
Воображение поэта способно улавливать самые сокровенные стороны бытия
“свечу обняла темнота”
И более того: оно способно рождать абсолютно фантастические картины…
“Две рыбы целуются в небе,
плывя в сероглазом тумане”
Через строки Яворской приходит осознание того, что весь мир полон любви и боли, страсти и бессмертия. Любовная лирика Яворской порой предельно эротична, но при этом реальна в каждой картине, в каждом создаваемом образе:
“Пальцем веснушки мои посчитал,
Губы губами тихонько погладил.
Жаром наполнился низ живота,
Стали ненужными брюки и платье”
Любовь горда собой, нежна и абсолютно искрення в самых потаенных человеческих желаниях. Она обнажает то, что многими принято ханжски скрывать, лицемеря самим себе.
“Далеко бы уехать с тобой — всё равно, хоть куда:
Может, к давней мечте, где бананы и к морю поближе;
Где ходить обнажённою можно почти и бесстыже
Выставлять напоказ вечно скрытые строго места”
Чувственность её поэзии происходит от абсолютной искренности, без которой и немыслимо поэтическое слово:
“Пальцы нежно ведут пассаж, будто клавиши нажимая.
Под ладонями тёплых рук млеет плавных изгибов воск”
Восторг любви, граничащий с нарциссизмом и вдохновенно рождающий словотворчество, выглядит в лирических стихах Яворской столь же естественно, как полет лепестков облетающих вишен…
“Где-то наши тела в зеркалах,
В лепестках вишнекрылого мая”…
Но порой любовь приносит не только наслаждение, но и душевные муки, которые поэтесса так же способна отражать в своем творчестве настолько точно,что даже физиология становится инструментом создаваемой картины:
“А ты и сейчас неплох. Так мило и весело выглядишь.
Во мне будто кто-то издох. Очень похоже на выкидыш”
Жёстко, но без сомнения верно сказано… Так можно писать лишь о том, что прошло через душу.
“Я и баба, и мужик — всё сама”
Пишет она в отчаянии умирающей любви.
Пройдя через розы и тернии любви, слово Яворской закалилось, обрело новое звучание. Её лирическая героиня , словно обращаясь к каждому из нас, говорит:
“Мне лицо Ваше — чище икон.
Каждый раз я мёрзну затылком”…
Так может писать и говорить лишь тот, кто не растерял в душе своей исповедально-доверчивой любви ко всему миру, ко всему живому.
ВЛАДИСЛАВ НОВИЧКОВ
БУДУЩЕЕ, КОТОРОЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ
Стихи Владислава Новичкова обладают собственным голосом. В них чувствуется личность автора, живущего в своем особом мире, том самом, о котором некоторые столичные рафинированные «поэты» говорят порой небрежно, через губу, как о чем-то второсортном и второстепенном: «Провинция». Ну, что ж. Пусть так. Михайловское, Ясная Поляна, Архангельское – это ведь тоже «провинция», а не суетный, и в суетности своей очень часто бездумный, абсолютно продажный и пошлый город…
«провинция магнитна,
а я - железный гвоздь!» - гордо восклицает поэт. Только истинно любящему свою землю, свой край сердцу доступно то, что так часто подмечает поэт в своих строчках:
«Щекочут любопытные мальки
разутые по щиколотку ноги».
Или:
Над омутом - горбатая ветла,
как в зеркало уткнувшаяся бабка.
Здесь всё родное, близкое, знакомое с детства, даже старушка, оказывается бывшей одноклассницей:
«там старушечка сидит
из шестого класса».
Тут даже солнце – та самая, школьная золотая медаль:
«и, словно медаль золотая,
легла на небесную грудь».
Даже о самом серьезном и печальном поэт умеет сказать как-то по простому, по домашнему, не свысока истины изрекающих, а вот так:
Душа черствеет (с хлебом грех сравнить),
срастись, чертовка, с телом замышляет.
Хотел я черствость в спирте растворить,
да черствая супруга запрещает.
И в этой трогательной искренности – вся чистая душа поэта. Основным лейтмотивом поэзии Владислава Новичкова, тем пульсирующим у виска чувством, не покидающим ни на миг сердце поэта, можно считать тему воспоминаний о былом, о жизни, о детстве человека, о том, чего уже не вернуть никогда, но что до последних мгновений будет жить в памяти…
«но как мне в будущее верить,
когда оно уже прошло?» печально спрашивает себя и нас умудренный годами поэт.
Но будущее, которое «уже прошло», чудесным образом воскресает в его стихах, и через слово поэта становится бессмертным.
«Бежит мальчишка босиком,
кур убегающих гоняет,
ему гнев бабки нипочем,
душа, как ласточка, летает.
Навстречу девочка идет
с прохладой свежей из колодца,
в ведерке облачко плывет
и зайчик солнечный смеется».
Мне кажется, что красноречивее всех моих слов об этом сказано стихами замечательного русского поэта Владислава Новичкова. И потому далее я предлагаю читателю самому ощутить то, о чем повествует нам автор стихов…
Куплю я краски акварельные,
набор кистей, еще альбом,
и нарисую в дни метельные
давно снесенный старый дом.
Живи, избушка в три окошечка,
живи собачка в конуре,
живи, как прежде, Мурка кошечка,
расти березка во дворе.
На лица я художник слабенький,
но будет представляться мне:
я с мамой, с папой, снова маленький
пью чай за шторкою в окне.
_________
ВЕСЕННИЙ КУРАЖ
Прошел последний снегопад,
прощайте, саночки и горки!
Сверкая, в лужицы глядят
с утра "стеклянные морковки".
Убрало небо дымку штор,
сверкнуло желтым абажуром,
и птах интимный разговор
донесся с веточек ажурных.
Внушал мне ветер озорной,
что все возможно, все посильно,
и падший ангел за спиной
латал изношенные крылья.
______________
Дум сиреневого сада
мне под вечер не прочесть,
ныне по сердцу прохлада,
пусть все будет так, как есть.
Розоватым жеребенком
за горой закат исчез,
с ним прощаясь, на гребенке
песнь слагает хвойный лес.
Все, что ныло, отболело,
юный пыл годами скрыт,
ничего, что солнце село,
книга есть, свеча горит.
Внуку песенки пропеты,
спит с улыбкой в тишине,
так, наверное, рассветы
снились маленькому мне.
ЗАКАТ
Вечер. Успокоился ручей,
наигравшись с зайчиком небесным.
Он ничей и старичок ничей,
что кому-то вряд ли интересно.
Горизонт и близок и далек,
уплывает за лесок монетка,
рядом со скамеечкой мосток,
худ, как старика грудная клетка.
Как в платочке, в облачке сосна,
акварель оранжевая тает...
Не его ли давняя весна
о себе вот так напоминает?
_________
Розоватый свет вдали,
а костер не виден.
Может, это край земли,
где своя обитель?
Где никто не одинок,
где по сердцу дело.
Мне б на этот огонек!
Да уже стемнело.
РЕЧУШКА
Когда тоска возьмет на мушку,
мол, "мухомор ты, а не груздь",
заковыляю я к речушке-
ее смиренью поучусь.
Ей не достигнуть океана,
уткнувшись в заросли болот,
но выпив молоко тумана,
она журчанием поет.
И если лето чиркнет спичкой,
и с выси ринется теплынь,
помчат к речушке электрички,
и караваны из машин.
Доселе злобой не контужен,
пойму, хоть схоронил мечту:
-Ты не велик, но тоже нужен,
хотя б домашнему коту.
______________
Слякоть, дождь...Кто на Урале не был,
пусть не приезжает без зонта.
Да и то: ветрило тянет в небо,
а за ворот целится вода.
На экранах луж мелькают тени
от домов, деревьев и машин,
ветер, репетируя метели,
лист опавший штопором кружит.
Красно лето распрощалось с нами,
у "Речного" ежится народ...
Нехотя отчалил вниз по Каме
в Астрахань последний пароход.
________________
Был как-то я в солнечной Пензе,
учеба, вот все и дела,
на улицах слышались песни,
акация буйно цвела.
Рубашка, штаны из одежи-
для ихней годится весны,
-Ты с девками, парень, построже,-
отрывок из писем жены.
Действительно, кто-то веселый
гулял, словно глупый юнец,
а я, хоть красивый, не квелый,
был в смысле таком молодец.
Хотелось такие скитанья,
как можно скорей, прекратить,
услышать супруги ворчанье
и воду с колонки носить.
ХОЛОДНЫЙ АПРЕЛЬ
Пуст на дереве скворечник,
речка - змейка изо льда,
все дрова доела печка,
зубы скалят холода.
Лужи - будто бы каточки
для нахохлившихся птах,
в старой шубке чья-то дочка
вновь мечтает о коньках.
Ну, а взрослые спокойны,
особливо старики,
украшают подоконник
помидорные ростки.
Все ж охота в теплой дали
провести денечка три.
На Урал не зря ссылали
провинившихся цари.
«Я внутрь себя заглядывать боюсь» - так называется новая книга поэтессы...
Читая стихи Ульяны Яворской сразу можно отметить то, что она обладает чуткой, отзывчивой, доброй и ранимой душой. Безусловно и то, что этот автор очень любит поэзию, более того, строй её мыслей, её мироощущения носят весьма и весьма романтический характер. Всё её существование, словно солнечными искорками, пронизано поэтическими строками.
Образность речи и поэтического мира Ульяны Яворской ярко проявляется во многих пейзажных и лирических стихотворениях:
“Пролетало лето, словно птица,
Золотилось зернышко луны”
Два образа здесь слились воедино: лунная летняя ночь и птица, летящая за драгоценным зерном. Вместе они создали философскую картину быстролетного времени.
“Заварил остатки лета август,
Мелким ситом сцеживая дождь”
И снова два образа: чаепитие и августовский дождь
“Щекотала тропинка,
Спускаясь к воде, иван-чаем”
Точное, почти на физическом уровне переданное ощущение касания кончиков трав голыми ногами
“Их хвостики — как перья поплавков”
(про уток на воде, Э.А. )
Удивительно тонкое и верное наблюдение, также рождающее образ.
А вот как передает поэтесса взаимосвязь между людским миром и одухотворенным солнцем:
“Солнце в клубочек поспешно мотает лучи.
Ниточки кончик горячий в руке зажимаю”
И в других стихотворениях природные атмосферные явления обретают человеческие узнаваемые черты.
“Холод — дядька трезво-грустный —
Пар пускает на крылечке”...
Оживает дяденька холод, оживает ветер вроде бы в бытовой незамысловатой картине стирки белья…
“Полощет ветер чистую листву,
Постиранную в пене с облаками”
Вот оживший февраль воет за окнами, словно бездомное существо…
“А в окно завывает февраль”
Даже обычное кресло может ожить и стать настоящим художником
“На веранде плетёное кресло
Набросало от солнца ячейки”
Глаз поэтессы зорко подмечает то, что многие из нас могли бы и не заметить, не услышать…
“…мечтой о весне,
О зелёной траве из подтаявших трещин асфальта”
А вот ещё:
“Прошиты дождями осенними
Последние звуки трамвая”
Такие строки рождают ощущение сопричастности ко всему, происходящему или происходившему в нашей жизни. Глазами Ульяны Михайловны мы начинаем узнавать те вещи и события, которые на самом деле всегда были в нашей памяти, в наших сердцах, только мы, увы, не всегда это понимали… В том числе и давно исчезнувший мир детства. Очень трогательно звучит четверостишие Яворской:
“Здесь кукла и медведь с оторванною лапой.
И фото на стене, где мне семнадцать лет.
И мягкий тёплый свет настольной жёлтой лампы.
Здесь я живу всегда. Хотя меня здесь нет”
Воображение поэта способно улавливать самые сокровенные стороны бытия
“свечу обняла темнота”
И более того: оно способно рождать абсолютно фантастические картины…
“Две рыбы целуются в небе,
плывя в сероглазом тумане”
Через строки Яворской приходит осознание того, что весь мир полон любви и боли, страсти и бессмертия. Любовная лирика Яворской порой предельно эротична, но при этом реальна в каждой картине, в каждом создаваемом образе:
“Пальцем веснушки мои посчитал,
Губы губами тихонько погладил.
Жаром наполнился низ живота,
Стали ненужными брюки и платье”
Любовь горда собой, нежна и абсолютно искрення в самых потаенных человеческих желаниях. Она обнажает то, что многими принято ханжски скрывать, лицемеря самим себе.
“Далеко бы уехать с тобой — всё равно, хоть куда:
Может, к давней мечте, где бананы и к морю поближе;
Где ходить обнажённою можно почти и бесстыже
Выставлять напоказ вечно скрытые строго места”
Чувственность её поэзии происходит от абсолютной искренности, без которой и немыслимо поэтическое слово:
“Пальцы нежно ведут пассаж, будто клавиши нажимая.
Под ладонями тёплых рук млеет плавных изгибов воск”
Восторг любви, граничащий с нарциссизмом и вдохновенно рождающий словотворчество, выглядит в лирических стихах Яворской столь же естественно, как полет лепестков облетающих вишен…
“Где-то наши тела в зеркалах,
В лепестках вишнекрылого мая”…
Но порой любовь приносит не только наслаждение, но и душевные муки, которые поэтесса так же способна отражать в своем творчестве настолько точно,что даже физиология становится инструментом создаваемой картины:
“А ты и сейчас неплох. Так мило и весело выглядишь.
Во мне будто кто-то издох. Очень похоже на выкидыш”
Жёстко, но без сомнения верно сказано… Так можно писать лишь о том, что прошло через душу.
“Я и баба, и мужик — всё сама”
Пишет она в отчаянии умирающей любви.
Пройдя через розы и тернии любви, слово Яворской закалилось, обрело новое звучание. Её лирическая героиня , словно обращаясь к каждому из нас, говорит:
“Мне лицо Ваше — чище икон.
Каждый раз я мёрзну затылком”…
Так может писать и говорить лишь тот, кто не растерял в душе своей исповедально-доверчивой любви ко всему миру, ко всему живому.
ВЛАДИСЛАВ НОВИЧКОВ
БУДУЩЕЕ, КОТОРОЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ
Стихи Владислава Новичкова обладают собственным голосом. В них чувствуется личность автора, живущего в своем особом мире, том самом, о котором некоторые столичные рафинированные «поэты» говорят порой небрежно, через губу, как о чем-то второсортном и второстепенном: «Провинция». Ну, что ж. Пусть так. Михайловское, Ясная Поляна, Архангельское – это ведь тоже «провинция», а не суетный, и в суетности своей очень часто бездумный, абсолютно продажный и пошлый город…
«провинция магнитна,
а я - железный гвоздь!» - гордо восклицает поэт. Только истинно любящему свою землю, свой край сердцу доступно то, что так часто подмечает поэт в своих строчках:
«Щекочут любопытные мальки
разутые по щиколотку ноги».
Или:
Над омутом - горбатая ветла,
как в зеркало уткнувшаяся бабка.
Здесь всё родное, близкое, знакомое с детства, даже старушка, оказывается бывшей одноклассницей:
«там старушечка сидит
из шестого класса».
Тут даже солнце – та самая, школьная золотая медаль:
«и, словно медаль золотая,
легла на небесную грудь».
Даже о самом серьезном и печальном поэт умеет сказать как-то по простому, по домашнему, не свысока истины изрекающих, а вот так:
Душа черствеет (с хлебом грех сравнить),
срастись, чертовка, с телом замышляет.
Хотел я черствость в спирте растворить,
да черствая супруга запрещает.
И в этой трогательной искренности – вся чистая душа поэта. Основным лейтмотивом поэзии Владислава Новичкова, тем пульсирующим у виска чувством, не покидающим ни на миг сердце поэта, можно считать тему воспоминаний о былом, о жизни, о детстве человека, о том, чего уже не вернуть никогда, но что до последних мгновений будет жить в памяти…
«но как мне в будущее верить,
когда оно уже прошло?» печально спрашивает себя и нас умудренный годами поэт.
Но будущее, которое «уже прошло», чудесным образом воскресает в его стихах, и через слово поэта становится бессмертным.
«Бежит мальчишка босиком,
кур убегающих гоняет,
ему гнев бабки нипочем,
душа, как ласточка, летает.
Навстречу девочка идет
с прохладой свежей из колодца,
в ведерке облачко плывет
и зайчик солнечный смеется».
Мне кажется, что красноречивее всех моих слов об этом сказано стихами замечательного русского поэта Владислава Новичкова. И потому далее я предлагаю читателю самому ощутить то, о чем повествует нам автор стихов…
Куплю я краски акварельные,
набор кистей, еще альбом,
и нарисую в дни метельные
давно снесенный старый дом.
Живи, избушка в три окошечка,
живи собачка в конуре,
живи, как прежде, Мурка кошечка,
расти березка во дворе.
На лица я художник слабенький,
но будет представляться мне:
я с мамой, с папой, снова маленький
пью чай за шторкою в окне.
_________
ВЕСЕННИЙ КУРАЖ
Прошел последний снегопад,
прощайте, саночки и горки!
Сверкая, в лужицы глядят
с утра "стеклянные морковки".
Убрало небо дымку штор,
сверкнуло желтым абажуром,
и птах интимный разговор
донесся с веточек ажурных.
Внушал мне ветер озорной,
что все возможно, все посильно,
и падший ангел за спиной
латал изношенные крылья.
______________
Дум сиреневого сада
мне под вечер не прочесть,
ныне по сердцу прохлада,
пусть все будет так, как есть.
Розоватым жеребенком
за горой закат исчез,
с ним прощаясь, на гребенке
песнь слагает хвойный лес.
Все, что ныло, отболело,
юный пыл годами скрыт,
ничего, что солнце село,
книга есть, свеча горит.
Внуку песенки пропеты,
спит с улыбкой в тишине,
так, наверное, рассветы
снились маленькому мне.
ЗАКАТ
Вечер. Успокоился ручей,
наигравшись с зайчиком небесным.
Он ничей и старичок ничей,
что кому-то вряд ли интересно.
Горизонт и близок и далек,
уплывает за лесок монетка,
рядом со скамеечкой мосток,
худ, как старика грудная клетка.
Как в платочке, в облачке сосна,
акварель оранжевая тает...
Не его ли давняя весна
о себе вот так напоминает?
_________
Розоватый свет вдали,
а костер не виден.
Может, это край земли,
где своя обитель?
Где никто не одинок,
где по сердцу дело.
Мне б на этот огонек!
Да уже стемнело.
РЕЧУШКА
Когда тоска возьмет на мушку,
мол, "мухомор ты, а не груздь",
заковыляю я к речушке-
ее смиренью поучусь.
Ей не достигнуть океана,
уткнувшись в заросли болот,
но выпив молоко тумана,
она журчанием поет.
И если лето чиркнет спичкой,
и с выси ринется теплынь,
помчат к речушке электрички,
и караваны из машин.
Доселе злобой не контужен,
пойму, хоть схоронил мечту:
-Ты не велик, но тоже нужен,
хотя б домашнему коту.
______________
Слякоть, дождь...Кто на Урале не был,
пусть не приезжает без зонта.
Да и то: ветрило тянет в небо,
а за ворот целится вода.
На экранах луж мелькают тени
от домов, деревьев и машин,
ветер, репетируя метели,
лист опавший штопором кружит.
Красно лето распрощалось с нами,
у "Речного" ежится народ...
Нехотя отчалил вниз по Каме
в Астрахань последний пароход.
________________
Был как-то я в солнечной Пензе,
учеба, вот все и дела,
на улицах слышались песни,
акация буйно цвела.
Рубашка, штаны из одежи-
для ихней годится весны,
-Ты с девками, парень, построже,-
отрывок из писем жены.
Действительно, кто-то веселый
гулял, словно глупый юнец,
а я, хоть красивый, не квелый,
был в смысле таком молодец.
Хотелось такие скитанья,
как можно скорей, прекратить,
услышать супруги ворчанье
и воду с колонки носить.
ХОЛОДНЫЙ АПРЕЛЬ
Пуст на дереве скворечник,
речка - змейка изо льда,
все дрова доела печка,
зубы скалят холода.
Лужи - будто бы каточки
для нахохлившихся птах,
в старой шубке чья-то дочка
вновь мечтает о коньках.
Ну, а взрослые спокойны,
особливо старики,
украшают подоконник
помидорные ростки.
Все ж охота в теплой дали
провести денечка три.
На Урал не зря ссылали
провинившихся цари.