Главная Контакты В избранное
Подписаться на рассылку "Миры Эльдара Ахадова. Стихи и проза"
Лента новостей: Чтение RSS
  • Читать стихи и рассказы бесплатно

    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 
    Январь 2024 (1)
    Сентябрь 2023 (2)
    Июнь 2023 (3)
    Май 2023 (3)
    Апрель 2023 (1)
    Февраль 2023 (1)

    Популярное

    Новости партнеров

    Реклама

  • ТАЙНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТАТАРСКОГО НАРОДА

    АвторЗагрузил: Эльдар Ахадов  Опубликовано: 23-10-2011, 00:55  Комментариев: (1)
    Заинтересовавшись историей своих предков, я, естественно, попутно стал собирать и сведения о тех местах, где они жили, например, о селе Усть-Уза, в котором родился и долгое время жил мой дед. Узнал много любопытного и даже более чем… Так мне стало известно, что существует специальная научная статья под названием «Язык татар села Усть-Уза», написанная академиком Тенишевым.
    А это – имя в мировой науке! Эдхям Рахимович Тенишев (1921 – 2004) - советский и российский тюрколог и монголовед, член-корреспондент Российской Академии наук (РАН), заведующий лабораторией тюркологии и монголистики Института языкознания РАН, главный редактор журнала «Тюркология» и многотомного издания «Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков», доктор филологических наук. Он - руководитель и автор крупных коллективных трудов института: серии "Языки мира", "Языки народов СНГ", "Языки народов России", "Сравнительная грамматика тюркских языков". Свыше двадцати лет Тенишев входил в состав Главной редакции Лингвистического Атласа Европы - международного предприятия при ЮНЕСКО и более десяти лет возглавлял коллектив, который работает над фундаментальной серией "Эпос народов Евразии" в Институте мировой литературы имени М.Горького.
    Чем же настолько уникально вроде бы обычное татарское село, что о нем пишет мировое научное светило? Далее фрагменты (подчеркиваю: отнюдь не вся статья, а только небольшие фрагменты!) из статьи «Язык татар села Усть-Уза», опубликованной в книге TATARICA, изданной на русском, татарском, финском и английском языках:
    «Село Усть-Уза расположено в живописной местности в 40 км на юго-восток от г. Пензы (Шемышейский район). Узинцы двуязычны (владеют татарским и русским языками), некоторые говорят на трёх языках (татарском, русском и мокша-мордовском). По преданию село Усть-Уза образовали переселенцы из селения Карамалы (на крайнем северо-западе Пензенской области). Каждый узинец кроме имени и фамилии носит ещё народное прозвище, закреплённое за всей семьёй. До революции посевная площадь в Усть-Узе делилась на сотни. Всего сотен было десять. Сотни состояли из десяти хозяйств или семейств. Каждая семья имела свою тамгу.
    Язык населения Усть-Узы относится в целом к западному ( мишарскому) диалекту, пока мало исследованному. Замечено, что мишарский диалект во многом очень близок к языку старых половецких текстов. ( Замечу, что половцы - тюркская племенная группа, господствовавшая в южнорусских степях с половины 11 в. вплоть до нашествия монголов в 39-40-х годах 13 века. Русские называли их половцами, византийцы - куманами. Э.А.) В 1958-59-60 г.г. экспедиции Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала АН СССР посетили Пензенскую область и собрали материалы по языку татарских селений, в том числе и Усть-Узы. Автор данной статьи, начиная с 1945 г., неоднократно приезжавший в Усть-Узу, также наблюдал язык его жителей, делал анкетные и текстовые записи.
    В отличие от литературного языка вопросительная частица my (me,mo) сочетается с любым членом предложения, который находится под логическим ударением (позиционно занимает место перед сказуемым).
    Если вопрос с эмоциональным оттенком, то после вопросительной частицы следует вопросительное местоимение. Для выражения вопроса употребление вопросительной частицы не обязательно, вопрос может быть передан интонационным путём (восходящая интонация).
    Характерной чертой языка узинцев является своеобразная мелодика речи. Она заключается в том, что к концу предложения высота тона речи резко возрастает и длится около целой ноты. По этой окраске речи можно сразу узнать узинца. Есть основания делить мишарские говоры на три группы: чокающую, цокающую и сокающую. К последней группе относится язык жителей села Усть-Уза».
    На мой взгляд из всего этого следует, что узинцы являются носителями весьма редкой группы мишарских говоров, поскольку о двух других упоминается во множестве разных работ учёных-тюркологов, но упоминаний об этой группе среди них нет. Что значит близость к языку старых половецких (куманских) текстов?
    Другой академик М.З. Закиев пишет: «Этноним «мишар» является изначально тюркским : «мишэ-эр», где «мишэ» ( в азербайджанском – «мешя», Э.А.) во многих языках означает «лес, дерево», а «эр» - «человек, люди, мужчина» ( сравните «болг-ар, хаз-ар, тат-ар, уйг-ур, су-ар, акац- ир ( агач – в переводе значит «дерево» Э.А))».
    На мой взгляд, это означает, что мишари в языковом отношении были близки и к огузам (узам). Возможно, что и название села Усть-Уза (по мишарски «Оз») означает Огуз! Это же слышится в звучании не только названии народности гагауз ( Причерноморье), но и в слове «уз-бек» - «огуз-бек» (бег, бей, бай) (тюркское bəy — властитель, князь, господин). Бек изначально при родо-племенных отношениях в среде древних тюрков был главой рода. Он возглавлял родовое ополчение в составе общеплеменного войска, во главе которого стоял хан. У тюркских народов Средней Азии и Закавказья в Средние века и в Новое время бек - титул землевладельца, а со второй половины девятнадцатого века в Турции и в Азербайджане бек - уважительная форма обращения. Учитывая, что по-тюркски «эр» - «человек, люди, мужчина», слово «аз-ер» можно представить себе также трансформацией (в другой транскрипции) слова огуз-эр, то «есть человек огузского племени», тем более, что «бай» - то же самое что «бек», а «джан» ( как и «стан» в словах Узбекистан, Туркменистан, Казахстан) просто – «страна».
    Признанный специалист по истории мишарей Галимжан Орлов пишет: «…татары-мишари — это сложный этнокомплекс, в котором выделяется древний кипчакский слой, участвуют булгарский, маджаро-буртасский, ногайский компоненты. Предками цокающей группы татар-мишарей (кадомско-сергачской) были маджары (можары, мочары), обитавшие рядом с булгарами, рассеянные по многим районам Поволжья, Предкавказья. В период монголо-татарского господства они оказываются в верховьях Суры (Золотаревский могильник в Пензенской области, города Увек, Наровчат). Часть из них оказывается в Мещере (Кадом). Предками же чокающей группы (темниковской) были западные кипчаки-куманы (половцы) с низовьев Волги».
    Заметьте: о сокающей усть-узинской группе – ни слова! Значит, существуют ещё неоткрытые и далеко не полностью исследованные вопросы в истории происхождения древнего народа, населявшего огромные пространства на территории современной России!
    Кстати, обнаружить саму книгу TATARICA, где хранятся сведения по данному вопросу оказалось далеко непростым делом. Понадобились и определенная настойчивость, и время. Судьба этой книги насчитывает уже сорок один год!
    Как сообщает финн Лаури Котиниеми в предисловии к этому изданию, 15 ноября 1970 года состоялся шестидесятилетний юбилей доцента тюркологии Хельсинского университета, доктора философии и вице-судьи Умара (Юмера) Дахера, основателя общества Абдуллы Тукая в Финляндии. В далёком ноябре семидесятого года друзья и ученики хельсинского доцента-татарина решили издать в честь того знаменательного события юбилейный сборник статей выдающихся ученых разных стран “Tatarica”, посвященный главным образом истории татарского языка и татарского народа. Однако прошло долгих 17 лет прежде, чем эта идея осуществилась. Сборник вышел в свет на финском, русском, английском, татарском и других языках ( Vammala (Ваммала, Финляндия) Vammalan Kirjapaino Oy, 1987г., 377с., мягкая обложка, энциклопедический формат).
    Итак, книга была издана весьма ограниченным тиражом. К тому же со времени её выхода в свет миновало уже 24 года! Обрести такое редкое издание в наше время не представлялось задачей из лёгких. Однако, в конце концов мне удалось обнаружить человека, который помог осуществить эту мечту. Приношу свою благодарность Рафаэлю Шарипову из Казани за помощь в поисках и обретении книги с удивительной судьбой и волшебным названием TATARICA. Кстати, после окончания советской эпохи доцент хельсинского университета, заслуженный деятель науки ТАССР Умар Дахер стал первым татарином из Финляндии, восстановившим отношения со своими соотечественниками в России. Сегодняшний лидер татарской общины Финляндии Окан Дахер – сын Умара Дахера.
    Помимо сведений о происхождении села и жителей Усть-Узы в обретенной “Tatarica” я обнаружил весьма любопытные сведения о возможных общих корнях мишарей не только с болгарами (это я предполагал, да и многим известно), но и с венграми! Вот как пишет об этом в статье «О мишарях и мадьярах» академик М.З.Закиев: «Мишари – одна из крупных этнических групп, принимавших участие в формировании татар Среднего Поволжья. Но надо учитывать, что некоторая их часть вошла в состав русских, башкир, ногайцев, мордвы, чувашей. В настоящее время мишари живут на территории Нижегородской, Тамбовской, Пензенской, Ульяновской, Саратовской, Волгоградской, Рязанской, Оренбургской областей, в Мордовии, Татарстане и Башкирии. Мишары – это западные тюркоязычные куманы-кипчаки. Если в основу фонетического строя татарского литературного языка лег средний диалект, то в основу его морфологической системы – мишарский…
    Исследователями установлено, что этноним «мишар» в различных языках и диалектах применялся в различных звучаниях и писался по-разному: « мишэр, мижер, мещера, мещеряк, мижэр, можар, мажар, маджар, мадьяр, мажгар, мачар, бачар, мочар, бечэр, бесер…» и так далее.
    Первоначально этот этноним обозначал одну определенную этническую группу, затем его два фонетических варианта «мишар» и «мадьяр» стали этнонимами двух различных этнических групп: «мишар» - самого крупного тюркоязычного компонента татарского народа, «мадьяр» - финноугороязычных венгров. Однако, при изучении истории мадьяр-венгров многие исследователи не принимали во внимание того, что, кроме финноугороязычных мадьяр (мажар), была и ещё существует очень большая группа тюркоязычных маджар (мишарей).
    Маджары, как и все другие древние тюркские племена, в различные периоды времени принимали и другие официальные этнонимы: во время господства тюрков и узов (огузов) их часто именовали общим именем турков и узов. Но во времена куманов (половцев) некоторая их часть называлась «кубанами» или «губинами». ( Значит, Кубань – река и Кубанский край – в своих названиях несут память о том, что владели этой землёй кубаны ( куманы), то есть , половцы!Э.А.).
    В период Золотой Орды и после её распада они приняли официальное название «татар», а южная их часть – «ногай». Однако кое-где сами мишари (или их соседи) до наших дней сохранили древний этноним «мишар». Если исходить из того, что арабские, персидские и византийские историки правильно отмечали тюркоязычность маджар (а так дружно ошибаться они не могли)… то следует признать, что венгры, как народность, по-видимому, начали формироваться в Этелькезу, этот процесс завершился затем в Паннонии.
    Близость венгерского языка хантыйскому ( ханты проживают в Сибири, в Ханты-Мансийском автономном округе, Э.А.) говорит о том, что основной языконесущий компонент будущих венгров продвигался с востока на запад под давлением отдельных волн тюрков: гуннов, тюрков, печенегов. С ними на запад продвигались и другие тюркские племена, в частности и маджары. В самом начале Х века печенеги уже совершенно вытеснили мадьяр из Этелькезу, ушедших после того в Паннонию. Именно в Паннонии в результате ассимиляции среди ведущего финно-угороязычного населения тюркоязычных племен ( кабаров, маджар, бесермен и печенежских племен) образовалась венгерская народность. При этом тюркоязычные маджары хотя и потеряли тюркский язык, но передали свой этноним образованной финноугорской народности. Это стало возможным потому, что в составе венгров, по мнению многих ученых, тюркоязычные маджары (мишари) занимали ведущее место».
    Следует отметить, что цитируемые выше научные работы созданы не в наше время, когда в их достоверности можно было бы усомниться, поскольку сейчас в СМИ достаточно велико влияние охочей до дешёвых сенсаций «желтой» прессы, а в так называемые «застойные» годы, причем академически образованными специалистами, а не журналистской братией.
    Хочу добавить к этому, что по мнению ещё одного специалиста М.М. Миначева: «Мишари генетически связаны со всеми древнетюркскими племенами, начиная от скифов, гуннов, кипчаков-половцев и т.д. В древнегреческих источниках их называли акацирами-агачирами…» Таким образом, история этого народа уходит своими корнями во времена Древней Греции! И, вероятно, мы можем найти подтверждение существованию предков мишарей – агациров (агачиров) в творениях древнегреческих историков! Вот куда привело меня простое любопытство по поводу истории вроде бы обычного татарского села – Усть-Уза…




    Социальные сети и закладки:

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    #1
    Написал: Ильдар (23 января 2014 22:33)
    Группа: Посетители,   Регистрация: 3.01.2014  
    Как совершенно верно выразился доктор исторических наук Д.М. Исхаков в одной своей книге, "подлинная история татар,народа во всех отношениях исторического, еще не написана". Но после этого, в 2005-20013 гг., вышли статьи и книги независимого татарского историка и профессионального правозащитника Г.Р Еникеева.

    Этот историк-исследователь, по отзыву почтенного и высокообразованного татарского аксакала Рафката Галими, «проделал колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-исследовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей, ... разоблачив действительно Черную легенду о своем народе. Не всякому ученому это дано. Только человек с божественной искрой в душе способен на такой вселенский Подвиг. Выступить против апологетов Черной легенды, их творцов и почитателей мог только человек громадной воли, понимающий свое предначертание, безмерного интеллекта, осознавшего свое определенное Аллахом предназначение».

    Читайте отзывы Рафката Галими и других татарских мыслящих и просвещенных людей на книги Г.Р. Еникеева на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)": http://tartareurasia.ucoz.com/

    Там же главы из книг и статьи Г. Еникеева.

    В Год Татарской истории (2012 г.) вышли 2-я и 3-я книги серии "Татарский след в истории России и Евразии" - "Великая Орда: друзья, враги и наследники" и "Наследие татар".

    В этом году эти книги изданы дополнительными тиражами. Книги этой серии издаются на средства, собранные татарским народом, вернее, на средства татарских подвижников-каhарманов.

    Автор книг - независимый татарский историк Гали Еникей (Гали Еникеев). Книга “Наследие татар” написана Г. Еникеевым в соавторстве с Ш. Китабчы.

    Главы из книг этой серии, обложки и оглавления, а также отзывы мыслящих и уважаемых аксакалов татарского мира на эти книги о подлинной истории татар опубликованы на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)": http://tartareurasia.ucoz.com/publ

    Книга "НАСЛЕДИЕ ТАТАР" вышла также в электронном виде, в кратком варианте, но со всеми картами и иллюстрациями, что и в полном варианте, на русском и английском языках: "Forgotten Heritage of Tatars" (by Galy Yenikeyev). It's on Smashwords company website:
    http://www.smashwords.com/profile/view/MIG17



    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.