Главная Контакты В избранное
Подписаться на рассылку "Миры Эльдара Ахадова. Стихи и проза"
Лента новостей: Чтение RSS
  • Читать стихи и рассказы бесплатно

    «    Октябрь 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031 
    Сентябрь 2024 (1)
    Июль 2024 (1)
    Июнь 2024 (1)
    Январь 2024 (1)
    Сентябрь 2023 (2)
    Июнь 2023 (3)

    Популярное

    Новости партнеров

    Реклама

  • Честь поэта

     Опубликовано: 29-07-2024, 23:42  Комментариев: (2)
    Когда-то ещё живой сорокадвухлетний Высоцкий пел:
    «С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
    Вот и сейчас — как холодом подуло:
    Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
    И Маяковский лёг виском на дуло».
    Стихи хорошие, песня замечательная. Впрочем, и до этой песни и после неё мы дружно считали, что Пушкину на момент его гибели было 37 лет. Как всем известно, Пушкин родился 6 июня 1799 года, понятно, что это – восемнадцатый век, а не девятнадцатый. В каждом столетии сто лет, а не 99. Поэтому следующий за годом рождения Пушкина 1800 год – это тоже год 18 столетия, не 19-го. Годы каждого столетия начинают свой отсчёт с числа 1, а не с нуля. Поэтому 1837 год – это год, отсчитанный от единицы: 1801, 1802, 1803, 1804 и так далее до 1837. Годы жизни поэта в 18 столетии 1799 и 1800 – два года, а не один год. Сложите эту цифру с годами 19 столетия. Напрягите свой светлый разум и объясните себе: как при сложении чисел 37 и 2 у вас в итоге получается опять 37? И всё станет на свои места. Кстати, Маяковский выстрелил себе в сердце, ни на какое дуло ни каким виском он не ложился. Это факт многократно проверенной судебно-медицинской экспертизы. Не будем отвлекаться от Пушкина, именно его судьба является темой нашей сегодняшней беседы.
    Мы, в понятие «мы» я вкладываю и себя тоже, знакомы с творчеством поэта Пушкина с раннего детства, знаем о нём практически всё, что касается его жизни из множества умных книг и воспоминаний, оставленных нам умными достойными уважения и почитания людьми. И всё-таки… мне очень нелегко, поверьте, это сообщить вам, как и признаться в этом себе самому, но я вынужден это сделать: МЫ НИЧЕГО НЕ ЗНАЕМ О ПУШКИНЕ! Или почти ничего, потому что почти всё основное, что мы читали и слышали о поэте – ложь. Сознательная. Бессознательная. По-разному. Но ложь. Почему я так уверенно говорю? Потому что пользуюсь логикой и абсолютно не доверяю слухам, на которых основываются упорно внушаемые нам с раннего детства заблуждения. Конечно, эти заблуждения взращивались почти двести лет не просто так, а намеренно. Для чего?
    Существует факт жизни гениального во всех отношениях поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина, оставившего нам в наследство великолепные художественные произведения и документарные исследования. Это – факт. Его ни обойти, ни замолчать невозможно ни одному императору, ни одному председателю Совнаркома, ни одному генсеку ВКП(б) или КПСС, и так далее... У живого Пушкина когда-то обо всём было своё мнение, и в этом отношении ни для одной власти он удобен никогда не был, потому что люди со своим мнением чем раздражают любую власть? Своей независимостью и непредсказуемостью. Которые могут совпасть с «генеральной линией», а могут и не совпасть. Мёртвый Пушкин гораздо удобнее для любой власти, его образом и мнением можно вертеть как угодно. Он может перекрашиваться (а так оно и происходило!) в угоду политическим хотениям власти в любую сторону многократно. И появляются, и множатся разные пушкины: бунтари и революционеры, сторонники самодержавия и славянства, вероотступники и оплоты православия и т.д., и т.п. Каждый властитель делает своё чучело Пушкина и подбирает под себя и свои цели своего идеологически выдержанного сторонника, ибо выдуманный, высосанный из пальца Пушкин – многим юным и неюным благодарным верноподданным неучам - наглядный пример и подкреплённая как бы его авторитетом, как бы наука.
    Живой настоящий писатель и поэт и опасен, и вреден, поскольку он, если он – личность, а не половая тряпка, всегда обо всем имеет свое личное мнение. А это ужасно рискованно! Не может живой человек иметь никакого мнения. Мнение во все времена может быть только одно: указанное сверху. А если оно и вверху ещё не сформировалось, то и внизу его не положено иметь ничему живому. И наши предки, наши родители, и мы сами в итоге имеем дело не с историей жизни Пушкина, а с историей жизни чучела, спроектированного властями под себя и свои мутные представления о поэте.
    В дальнейшем мы рассмотрим, если удастся до этого дожить, некоторые наиболее распространённые заблуждения о поэте, о том, что он был (якобы) импотентом и содержанкой императора, который наплодил вместо него якобы его детей. О том, что Пушкин был дуэлянтом, мотом и гулякой праздным (не судите по себе, господа!). О том, что у Пушкина был гарем из любовниц (похотливые мыслишки и мечты клеветников!). О том, что Пушкин был профессиональным бунтовщиком, как и о том, что он был жандармом и доносчиком. О том, что Пушкин – бешеный ревнивый африканец, и, наоборот, позорный подкаблучник... Поговорим о вас. О том, как личные подлые привычки и мыслительные извращения людей с пониженной социальной ответственностью невероятно легко перекладываются …на Пушкина.
    Я – поэт. Я буду защищать честь поэта до конца.
    Никаких покупок делать не собирался. Вообще, никаких. Потому что уезжаю отсюда, а главное: потому что денег нет. Никаких. Всё потрачено давно. Осталось только до аэропорта добраться и улететь, а там встретят, до дома довезут на своей машине. Дома еда есть, покормят. Зачем мне деньги?
    И вдруг, откуда ни возьмись: объявление в интернете - "Продаётся дача. БЕСПЛАТНО". Думал - опечатка, ошибка, прикол чей-то или замануха? Посмотрел фотографии дачи. Дача как дача. Кусок земли, ограда, дачный дом. Не домище, конечно, но и не сарай на курьих ножках. Море рядом. Написал сестре в Ватсап: "Рядом с вами продают дачу. Хочу купить. Цена - написано что БЕСПЛАТНО. Посмотри, пожалуйста." Сестра мне, как всегда, не поверила. Но к обеду уехала смотреть дачу. Потому что любопытной Варваре на базаре... и так далее. Звонит оттуда, говорит, что я прав: дачу продают, но бесплатно. Почему продают? Потому что дарить нельзя, за дарение деньги платить надо, а за продажу - не надо. Цена договора купли-продажи - ноль. Ноль рублей, юаней, рупий, ноль чего угодно.
    Спрашиваю сестру: "Мы не опоздали? Покупателей много?" Отвечает: "Не опоздали. Покупателей никого. Абсолютно никого. Люди не верят объявлению... Короче, мы первые!!!!!"
    В общем, я рысью рванулся в дачный посёлок, сестру попросил продавцов дачи попридержать до моего появления. За три часа все бумаги оформили. И теперь дача - моя! Личная! Бесплатная! У моря! И никуда я больше не уезжаю. Чёрт с ним, с билетом, дача ценнее.

    СВЕТ

     Опубликовано: 31-01-2024, 02:00  Комментариев: (9)
    У света нет ни возраста, ни тени,
    Нет ни «вчера», ни «завтра». Всё – «сейчас».
    Пади пред ним, священным, на колени,
    Гляди в него, не отрывая глаз!

    Гляди на звёзды, на луну, на солнце
    И ясный взор минувшим не печаль,
    Покуда он на скорости несётся,
    Бессмертием пропитывая даль…

    Покуда просыпается планета
    (А где-то засыпает на ходу),
    Нет ничего вокруг помимо света,
    В который я когда-нибудь войду!
    О ТВОРЧЕСТВЕ ЭЛЬДАРА АХАДОВА
    Безусловно, ниже перечислены далеко не все опубликованные работы о творчестве Эльдара Ахадова. Их намного больше.
    Надежда Рогина. «Неизвестный Пушкин» Эльдара Ахадова»
    https://vk.com/@kraevushka-neizvestnyi-pushkin-eldara-ahadova
    Арсен Мирзаев. «Одухотворение жизнью»
    https://xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/content/oduhotvorenie-zhiznyu
    Илона Шевцова. «Упругое хождение по сини» (фрагмент обзора, журнал «Москва»)
    https://moskvam.ru/applications/dvizhenie-russkoy-literatury/shirokiy-krug_125.html
    Любовь Калинина. «Концепт «любовь» в сказках-притчах Э. Ахадова «Чудо в перьях»
    https://knigi-market.ru/blog/kontsept-lyubov-v-skazkakh/
    Елена Сафронова. «Эльдар Ахадов. "На Крайнем Севере". Фотоальбом»
    https://reading-hall.ru/publication.php?id=8887
    Екатерина Лигузова. «Эльдар Ахадов. Прикосновение к Вечности»
    https://reading-hall.ru/publication.php?id=4812
    Ольга Таир. «Рецензия на книгу «Эльдар Ахадов. Добрые сказки»
    https://bookmix.ru/review.phtml?rid=111822
    Мария Серба. «Художественное своеобразие произведений Эльдара Ахадова о Сибири и сибиряках». Лесосибирский педагогический институт
    https://infourok.ru/obraz-sibiryaka-v-proizvedeniyah-eldara-ahadova-1659449.html
    Екатерина Кузнецова. «Сборник сказок и притч Эльдара Ахадова»
    https://optlist.ru/company/soiuz-pisatelei/info/sbornik-skazok-i-pritch-eldara-akhadova
    Алексей Гусев. «Во имя любви» http://www.papmambook.ru/articles/1533/
    В журнале «Северяне» №3 2019 год опубликована статья Наталии Цымбалистенко «Тундровое притяжение»: о презентации её монографии «Тундровое притяжение» - с отдельной главой, посвящённой творчеству Эльдара Ахадова.
    https://viewer.joomag.com/-3-2019/0593666001563781272?page=32
    Цымбалистенко Н.В. Тундровое притяжение / Н. В. Цымбалистенко ; Науч. центр изучения Арктики. – Салехард: [б.и.], 2018. – 135 с. – Библиогр.: с. 115–133 (242 назв.). О литературе и литераторах Ямала
    С книгой можно ознакомиться в Государственной публичной исторической библиотеке России https://unis.shpl.ru/Pages/Search/BookInfo.aspx?Id=7041323

    ВАГНЕР

     Опубликовано: 2-09-2023, 03:13  Комментариев: (0)
    Командор ордена Британской империи Джон Рональд Руэл Толкин, в совершенстве владевший 14 древними языками и придумавший ещё 19, в том числе древнеэльфийский квенья и первогномский кхуздул, – гениальный писатель, автор всемирно известных произведений в стиле высокого фэнтези “Хоббит, или Туда и обратно”, “Властелин колец” и “Сильмариллион” на самом деле не является автором идеи о Кольце Власти. Автором истории о Кольце Власти примерно на сотню лет раньше Толкина стал Рихард Вагнер. Его знаменитый цикл опер под названием “Кольцо Нибелунга” открывается “Золотом Рейна”. Кстати, во второй опере этого цикла – “Валькирии”, звучит сцена, которая стала визитной карточкой композитора – “Полет валькирий”. Полёт вагнеровских валькирий, начавшийся в ночь с 23 на 24 июня, как известно, завершился в небесах ровно через 60 дней…
    Впрочем, это уже совсем другая история.
    Для любителей классической музыки 19-го века творчество Рихарда Вагнера стало настоящей революцией, кардинально изменившей сами представления людей о музыкальных произведениях! Неслыханно: ради одной только постановки “Кольца Нибелунга” был специально построен новый оперный театр! Проект театра разработал лично Вагнер, с учетом акустических эффектов зала. Именно ему пришла в голову идея прикрыть оркестровую яму козырьком, дабы зрители могли свободно слышать голоса исполнителей, а не только заглушающую их музыку. Премьерные показы постановки прошли с 13-го по 17-е а августа 1876 года. С тех самых пор представления жителей всего мира об оперном искусстве изменились навсегда. Помимо музыкального фестиваля в Байройте, который ежегодно собирает лучших мировых музыкантов, существует ещё один неординарный памятник Рихарду Вагнеру: сказочный замок Нойшванштайн в горах Баварии, воздвигнутый по воле короля Людвига II Баварского в память о гениальном композиторе. В интерьерах помещений замка Нойшванштайн явно прослеживаются сюжеты бессмертных произведений композитора.
    На этом месте прервёмся. Моё повествование о Вагнере, безусловно, вскоре продолжится, но прежде хотелось бы напомнить уважаемым читателям о том удивительном явлении, на которое все мы зачастую либо не обращаем внимания, либо обращаем, но как-то вскользь, параллельно текущим своим мирским делам и надобностям, кажущимся нам гораздо более

    ГЕНИЙ ПУБЛИЦИСТИКИ

     Опубликовано: 21-06-2023, 22:30  Комментариев: (0)
    27 февраля прошлого года Главам Российской Федерации и Украины поступило Открытое письмо из Казахстана, в котором были такие слова: "Мировая история хорошо знает развитие славянских народов: откуда, как и что пошло? У вас общие великие предки, которые заложили и оставили вам мощный фундамент единства…" В письме говорилось о том, что никогда и нигде никакие убийства одних людей другими не делают их оставшихся в живых родственников более миролюбивыми и счастливыми. Пролитая кровь всегда вызывает ответную. Так было и так будет. Тысячу лет русские и украинцы жили в согласии. И наши тюркские народы, считали их одним народом. А сила народов - в дружбе!.. В письме было много справедливых, идущих из глубины взволнованного сердца слов. Заканчивалось оно подписью: "Бахыт Рустемов, президент ОО "Международное содружество народной дипломатии" (Казахстан), писатель, публицист-международник, Казахстан. 26.02.2022 г "
    Бахытхожа Тулегенович Рустемов – это имя знакомо многим в разных странах и на разных материках. Экономист, писатель, журналист, публицист-международник, историк, теолог, переводчик, музыкант, поэт… А главное: мужественный, искренний и мудрый человек. Его считают практически единственным журналистом не только в Казахстане, но и во всей Центральной Азии, который занимается международной публицистикой не от случая к случаю, а на постоянной основе. О том же говорят его 30 изданных книг и бесчисленное множество статей на казахском, русском, английском, арабском и других языках мира!
    Интервью Эльдара Ахадова Владимиру Толстикову

    Эльдар Ахадов - российский поэт, прозаик и литературный исследователь, сопредседатель Литературного Совета Ассамблеи народов Евразии, почётный член Союза писателей Азербайджана, член российского отделения международного ПЕН-клуба, Союза писателей России, Южнорусского Союза писателей, Русского географического общества. Обладатель множества всероссийских и международных литературных наград. Автор 73 книг на пяти языках: русском, азербайджанском, английском, испанском и сербском. Книги издавались в России, Азербайджане, США, Сербии, Мексике, Индии и Египте.

    Владимир Толстиков - член Союза журналистов Москвы, педагог,главный редактор независимой открытой газеты «А» в КРУГе» - учебно-методической лаборатории детско-юношеской журналистики

    - Эльдар Алихасович, начну с того, что состоявшаяся литературная встреча с Вами в историко-художественном музее города Долгопрудный Московской области на меня и мою редакционную команду юных журналистов из «А» в КРУГе» произвела неизгладимое впечатление. Одна девочка даже свою маму и братьев с собой привела. И не пожалела. Информация на встрече с Вами была подана так, что мы были в постоянном напряжении и повышенном внимании. Лично меня потрясли, прочитанная перед зрителями «Молитва о тебе», видео «Русские», Ваш рассказ о встрече с Ангелом. И, как следствие, спустя несколько дней, возникло желание взять у Вас интервью.

    - Спасибо за тёплые слова. Готов ответить на все вопросы прямо и открыто.

    - У каждого человека свой смысл Веры. А к выводам почему-то все приходят одинаковым. Как так получается? Что является объектом Вашей веры?

    - Есть основополагающие понятия, в которые у каждого индивидуума вложен свой отдельно взятый смысл, тем не менее, приводящий к примерно одинаковым выводам. Например, понятия Добра и Зла. Все живущие убеждены, что Добро в конце концов одержит победу над Злом, как бы оно ни изворачивалось. Почему? По одной простой причине: победившая сторона при любых обстоятельствах называла и будет называть себя Добром! И правило это незыблемо.
    Именно поэтому Добро обязательно победит, а Зло непременно будет попрано. Ибо победивший присваивает себе роль Добра и всего хорошего, а побеждённому достаётся всё остальное. Второе. Одни люди верят в Бога. Другие - ВЕРЯТ в то, что Бога нет. И то, и другое по сути является верой. Те, кто говорят, что существование Бога недоказуемо, обычно «забывают» добавить, что по той же причине и несуществование Бога тоже недоказуемо!
    • 0
    ---
    Я знаю: ты меня не любишь
    И в дом не явишься ко мне…
    Не поцелуешь, не пригубишь
    Ни днём, ни ночью, ни во сне.
    И я нигде тебя не встречу -
    Ни на юру, ни на пиру…
    Зажгу свечу и не замечу
    Как звёзды гаснут на ветру.
    Но я люблю тебя повсюду,
    Где происходит жизнь моя,
    И не предам, и не забуду
    За крайней точкой бытия.
    Произведения Эльдара Ахадова и интервью с ним публиковались в следующих изданиях: журнал “Москва”, “Литературная газета”, “Российская газета”, “Независимая газета”, “Литературные известия”, “Молодая гвардия”,“Зинзивер”, “Дети Ра”, “Мурзилка”, “Сибирские огни”, “Неизвестная Сибирь”, “Енисей”, “Иван-да-Марья”, “День и Ночь”, “Северяне”, “Обская радуга”, “Ямальский меридиан”, “Сибирячок”, "Двина", “Филигрань”, "Александръ", "Север", "Берега", "Врата Сибири", "Подъём" и т. д. в городах Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Архангельск, Новосибирск, Красноярск, Тюмень, Иркутск, Петрозаводск, Воронеж, Чебоксары, Салехард, Новый Уренгой, Мичуринск, Нижний Ингаш.

    Книги Эльдара Ахадова можно увидеть и приобрести на сайтах его книг по ссылке https://ridero.ru/author/akhadov_eldar_gst1h/
    • 0
    ---
    Книга издана на испанском языке в Мексике в 2021 году.
    Рецензия на книгу поэзии и прозы на испанском языке “Voz en el viento” Eldar Akhadov, “3k” Hermosillo, Mеxico, epub, 242 p.,2021, espanol, ISBN 978-5-600-03108-1

    Зимы Эльдара Ахадова

    Хуан С. Тахес

    Детство – оплот памяти. Пейзажи детства. Пейзажи памяти. Воспоминания о возможных мифологиях. Эльдар Ахадов – поэт, который поёт. Поэтическое слово. Чувственность без сентиментальности. Ближе к русским поэтам-романтикам, чем к поэтам-структуралистам. Мне очень близка атмосфера его поэзии. Его «Голос на ветру» звучит отголосками древних легенд. Тон его поэзии, который мы можем прочувствовать благодаря переводам Нади Коваль, граничит с точностью и полетом пророческого языка мистических книг. Веселое застолье в избушке в тайге предвещает похмелье другого застолья, застолья литературных персонажей и вдохновенных писателей. Поэтическое время — эфемерный мост; он тает, как воспоминание о падающем снеге, это само присутствие снега. Зима Ахадова – это не просто зима. Это зима, нашедшая отражение в произведениях Толстого, Достоевского, Горького, Пушкина, Чехова, Есенина, Булгакова, Маяковского, Евтушенко. Снег продолжает падать, несмотря на непреодолимое отсутствие любимого человека, которого вдруг не стало. Отсутствие настоящего в доме прошлых лет. Отсутствующий отец, которого ребенок просит заменить бумажным. И память о матери, сестре, любимой. Географическое присутствие любви.
    Поэт пишет: «В Аргентине я был в Аргентине». Именно это воспоминание становится моим личным воспоминанием о Буэнос-Айресе. Это не Эльдар, это я снова прогуливаюсь под цветущей жакарандой. Я, кто восхищается железным квебрахо и кто до сих пор поражен грандиозностью фикусов на Реколете и Площади Сан Мартин. Это я слышу отголоски его воспоминаний. Я, тот самый, который плыл когда-то на корабле в никуда, за звездой. Кто знает, возможно, это была та же самая звезда...
    Поэт ищет свою родину, как тот, кто ищет рай, чтобы, наконец, открыть его в своей внутренней географии. Рай не существует вне нас, это не место, его бесполезно искать, потому что мы носим его внутри. Смертные одиноки в мире, который является плодом добра и зла. Может быть, это тоска по земле обетованной, желание иметь собственное место, где можно свернуться калачиком, согреться под кровом седеющей бороды Бога.
    .
    2022
    Перевод на русский – Надя Коваль

    Оригинал статьи на испанском

    Los inviernos de Eldar Akhadov
    Juan C. Tajes

    La infancia es el reducto de la memoria. Paisajes de la infancia. Paisajes de la memoria. Recuerdos de posibles mitolog;as. Eldar Akhadov, poeta que canta. Palabra po;tica. Sentimiento sin sentimentalismo. M;s cerca de los poetas rusos rom;nticos que de los poetas rusos estructuralistas. El ambiente sugerido por su poes;a me llega muy de cerca. Su “Voz en el viento” resuena en los ecos de antiguas leyendas. El tono de su poes;a, en parte gracias a las acertadas traducciones de Nadia Koval, roza la precisi;n y el vuelo del lenguaje prof;tico de los libros m;sticos. La borrachera en un choza de la Taiga anuncia la resaca de otras borracheras, las de personajes literarios y las de inspirados escritores. El tiempo po;tico es un puente ef;mero; se derrite como el recuerdo de la nieve que cae, es la presencia misma de la nieve. El invierno no es cualquier invierno, sino el invierno de la literatura Rusa, el invierno de Tolstoi, de Dostojevski, de Gorki, de Pushkin, de Chejov, de Esenin, de Bulgakov, de Maiakovski, de Jevtuchenko… La nieve sigue cayendo, a pesar de la ausencia irremisible, impuesta por la muerte del ser querido. Ausencia presente en el hogar de anta;o. El padre ausente, el ni;o pide que le hagan un padre de papel. Y el recuerdo de la madre, la hermana, la amada. La presencia geogr;fica del amor.
    El poeta escribe “En Argentina, estuve yo en Argentina”. Esa evocaci;n precisa se transforma en mi evocaci;n personal de Buenos Aires; no es Eldar, soy yo el que camina nuevamente bajo el florido jacarand; y soy yo el que admira el quebracho de hierro, y a;n me sobrecoge la enormidad de los inolvidables ficus de Recoleta y de Plaza San Mart;n. Soy yo qui;n escucha el crujido de sus recuerdos y soy el mismo que alguna vez ha navegado en un barco hacia ninguna parte, detr;s de una estrella. Qui;n sabe si no era la misma estrella…
    El poeta busca a su patria como qui;n busca el para;so, para descubrirla, finalmente, en su geograf;a interior. El para;so no existe fuera de nosotros, no es un lugar, es in;til buscarlo porque lo llevamos dentro. Los mortales estamos solos en el mundo, que es fruto de bienes y de males. Tal vez es la a;oranza de la tierra prometida, tener un lugar propio en el que acurrucarse, para calentarse al abrigo de la barba canosa de Dios.
    2022