ЭЛЬДАР АХАДОВ: «ПОЭЗИЯ — ЧАСТЬ ЖИЗНИ!»
http://reading-hall.ru/publication.php?id=4350
Недавно писатель за литературное творчество был удостоен премии компании ТНК-BP.
Сегодня Эльдар Ахадов отвечает на вопросы Евгения Степанова.
Эльдар, недавно Вы стали лауреатом премии компании ТНК- BP. Поздравляю. За что удостоены награды?
— В 2011 году впервые в истории Компании ТНК-ВР был объявлен и про¬веден творческий конкурс «Корпоративные ценности в нашей работе». В конкурсе участвовали рабо-ты фотографов и писателей. Дипломы и призы лауреатам конкурса вручали 17 февраля в Москве, в небоскребе «Нордстар», где располагается корпо¬ративный центр ТНК-ВР. Лично меня поздравлял и награждал сэр Пол Линдсей Китсон — Директор Департамента контроля соблюдения процедур и этики. По словам вице-пре¬зидента компании ТНК-ВР Андрея Яновского: «Вместе нам удалось выра¬зить творческое отношение к главным ценностям нашей работы». В целом я удостоился четырех дипломов: трех на региональном уровне (Тюмень) и одно¬го — на корпоративном в Москве. За цикл рассказов о своих товарищах по работе на Севере.
— А вообще, кем Вы себя ощу¬щаете больше — поэтом или проза¬иком?
— Я ощущаю себя человеком пишу¬щим. Исходя из этого и из поставлен¬ных творческих задач, пользуюсь либо поэтическим, либо прозаическим сло¬гом. В юности, как и очень многие, писал только стихи. Проза моя не лишена поэзии, а поэзия — зачастую основана на невымышленном жизнен¬ном материале.
— Вы наполовину азербайджа¬нец, наполовину татарин. Какая ментальность Вам ближе?
— Во мне и та, и другая кровь. От какой я могу отказаться? От азербайд¬жанской бабушки или от татарского деда? Это невозможно. Обе крови стали моей, единой. В прошлом году я написал несколько прозаических про¬изведений, посвященных моим пред¬кам и с той, и с другой стороны.
— Вы живете на Севере. Какова там литературная ситуация? Есть где печататься? Есть вообще инте¬рес к литературе?
— Север — это не отдельное госу¬дарство, хотя своеобразие ландшафта и климата, безусловно, накладывают отпечаток на ментальность северян (вне зависимости от того, к какой наци¬ональности они относились на Большой Земле). Пишущие пишут, читающие читают. Есть те, кто ничего не пишет. Есть те, кто, увы, и не читает ничего. Как везде. При желании опубликоваться и терпении такая возможность непре¬менно появляется.
Местная литературная жизнь не сказать, чтобы била бурным ключом, но она существует. В 2008 году в Салехарде было создано Государственное учреж¬дение «Северное издательство», в кото¬рое вошли редакции журналов «Северяне», «Ямальский меридиан», «Ямал — сокровищница России» и лите¬ратурного альманаха «Обская радуга». В 2009 г. в Государственном учрежде¬нии было образовано новое подразде¬ление — редакция сайта «Государственное учреждение «Северное издательство». С 1 января 2010 года журналы «Ямальский мери¬диан» и «Северяне» выходят в новом формате. Общественно-политический, историко-культурный журнал «Ямальский меридиан» выходит еже-месячно объемом 132 страницы, тира¬жом от четырех тысяч экземпляров. Народный журнал «Северяне» издается ежеквартально объемом 144 страницы, тиражом две тысячи экземпляров. Журналы распространяются бесплатно на территории Ямало-Ненецкого авто¬номного округа, а по адресной рассыл¬ке — и на территории всей России. Журнал «Ямал — сокровищница России» вошел составной частью в жур¬нал «Ямальский меридиан», а альманах «Обская радуга» — в журнал «Северяне».
Интерес к литературе есть, работа¬ют студии, клубы читателей, литобъе¬динения. Есть и интересные местные писатели: прозаики Юрий Митин, Леонид Нетребо, Николай Белоногов, Юрий Костиков, выдающийся поэт и прозаик Роман Ругин, поэтессы Алевтина Сержантова, Полина Парфёнова и многие другие.
— Какие современные журналы Вы читаете?
— Разные, и не только литератур¬ные, но и такие, которые мне инте¬ресны по другим причинам и увлече¬ниям, например, «Вокруг света», «Охота и рыбалка», «Техника моло-дежи»… Из литературно-художест¬венных и детских (я же пишу и для детей): «Дети Ра» (Москва), «Молодая гвардия» (Москва), «Мурзилка» (Москва), «Кукумбер» (Москва), «Острова» (Нью-Йорк), «Лексикон» (Чикаго), «Литературен свят» (Болгария), «Читанка» (Болгария), «Простор» (Казахстан), «Сибирские огни» (Новосибирск), «Неизвес тная Сибирь» (Новосибирск), «День и Ночь» (Красноярск), «Обская радуга» (Салехард), «Ямальский меридиан» (Салехард), «Сибирячок» (Иркутск), «Национальность — сибиряк» (Красноярск), «Енисейский литера¬тор» (Красноярск), «Сибиренок» (Красноярск) и «Енисей» (Красноярск), газеты «Поэтоград» и «Провинциальный интеллигент». Все эти издания помимо того, что инте¬ресны сами по себе, публикуют мои произведения. Так что интерес этот — взаимный.
— Кого из современных поэтов выделяете?
— Тимура Зульфикарова, Дину Крупскую, Олега Горшкова, Михаила Юдовского… и еще целый ряд имен — именно современных, ныне живущих и творящих русских поэтов.
— Кого считаете своими учите¬лями?
— Вроде бы вопрос простой, и я уже отвечал на него в нескольких интер¬вью, но в то же время у него есть вторая сторона. Литераторы часто с благодар¬ностью вспоминают тех, кого считают своими учителями, но не всегда зада¬ются вопросом: а признают ли их свои¬ми учениками эти уважаемые учителя? Я вел занятия в двух литературных сообществах в общей сложности двад¬цать лет. Но это не значит, что я буду рад считать своим учеником и литера¬турным «наследником» любого на том основании, что это лицо посещало мои занятия. Не всем, увы, дано… Поэтому, если позволено будет живыми и ушед¬шими, из тех, с кем я общался когда-то и из тех, с кем не теряю связь и поныне, я бы назвал Булата Шалвовича Окуджаву, Тимура Касымовича Зульфикарова, Виктора Петровича Астафьева, Эдуарда Ивановича Русакова, Владимира Кафарова, низ¬кий им поклон.
Беседу вел Евгений СТЕПАНОВ