Главная Контакты В избранное
Подписаться на рассылку "Миры Эльдара Ахадова. Стихи и проза"
Лента новостей: Чтение RSS
  • Читать стихи и рассказы бесплатно

    «    Июнь 2022    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 
    Март 2022 (1)
    Февраль 2022 (1)
    Январь 2022 (1)
    Ноябрь 2021 (2)
    Июль 2021 (2)
    Апрель 2021 (1)

    Популярное

    Новости партнеров

    В Херсоне задержали украинских диверсантов с ПЗРК «Игла» и минами
    В Херсонской области поймали хорошо вооруженных украинских диверсантов. Как сообщает РИА Новости, у задержанных изъяты, помимо прочего, переносные зенитно-ракетные комплексы "Игла", ...Reuters: западных чиновников шокировал русский салат в меню на саммите НАТО в Мадриде
    Западных чиновников и журналистов шокировало появление в меню ресторана, который обсуживает саммит НАТО в Мадриде, блюда под названием "Картофельный салат по-русски", сообщает Reuters.«Известия»: подготовлен законопроект, который отменяет штрафы за ряд мелких нарушений ПДД
    Подготовлен законопроект, который отменяет штрафы за ряд мелких нарушений ПДД и одновременно ужесточает ответственность за серьезные проступки. Об этом сообщают «Известия».

    Реклама

  • Одним из мероприятий, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Красноярском крае, где проживают представители 159 национальностей, стала краевая акция "Перекресток культур", в рамках которой в государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края 30 ноября 2016 года состоялась творческая встреча жителей края с членом Союза писателей России, действительным членом Русского географического общества, обладателем литературных премий «Серебряное перо Руси» и «На благо мира» Эльдаром Алихасовичем Ахадовым. Участники встречи выслушали рассказы и стихи писателя в авторском исполнении, посмотрели несколько видеофильмов о его творчестве, ознакомились с книжно-иллюстративной выставкой, посвященной известным писателям Красноярья, в том числе и творчеству Ахадова. В дар главной библиотеке края писатель передал несколько книг, которых прежде не было в её кладовых, в том числе "Кругосветную географию русской поэзии", "Татарскую книгу", "Вслед за мечтой", "Тайну непостижимого", "Посмотри мне в глаза", "Славянский пантеон", "На Крайнем Севере"…
    На встрече присутствовали лауреат астафьевской премии поэтесса Татьяна Долгополова, представители творческой и научной интеллигенции Красноярска Людмила Федорчак, Ольга Ляжнина, Ирина Шушарина и многие другие…
    С тёплой приветственной речью к писателю обратилась художественный руководитель азербайджанского народного ансамбля песни и танца "Одлар Юрду" Саадет Караева, являющаяся также и руководителем азербайджанской национально-культурной автономии Красноярска. Выразила свою признательность за организацию и проведение творческой встречи одна из наиболее известных и популярных актрис красноярского государственного драматического театра им. А.С.Пушкина заслуженная артистка Российской Федерации Наталья Горячева. Слова благодарности за творчество Ахадова произнёс уроженец Дагестана, начальник отдела ФГУП "Охрана" МВД РФ по Центральному району города Красноярска, автор нескольких книг стихов и прозы, журналист Иса Айтукаев.
    Эльдар Алихасович в ответной речи поблагодарил всех присутствующих за внимание к его творчеству и участие в мероприятии, отметив слаженную работу организаторов - работников государственной универсальной научной библиотеки, в особенности - заведующей сектором отдела естественнонаучной и технической литературы ГУНБ КК Ларисы Николаевны Озолиной. На прощание состоялась небольшая фотосессия участников встречи.
    Эта книга представляет собой величайшее наследие, завещанное потомкам великими поэтами своего времени. Они жили в разное время, писали независимо друг от друга, но у них было много общего, потому что они любили жизнь и свою планету. Огромное спасибо автору книги, проделавшему колоссальную работу и сумевшему найти в творчестве каждого автора произведения, отвечающие тематике. Эта тематическая подборка позволяет читателям совершить увлекательное путешествие по странам и континентам глазами и ощущениями талантливейших людей своего времени. Да, мы слышали эти имена, читали многих поэтов. Но, я с уверенностью могу сказать, что вряд ли кто-то из читателей специально заострял внимание на этой теме, теме путешествий. Благодаря автору, его богатому жизненному опыту, известные и малоизвестные творения получили новый статус у широкого круга читателей, новую огранку. Пусть эта книга станет настольной для многих поколений читателей, которые будут гордиться тем, что говорят на этом же языке и ощущают те же чувства, что и автор, создавший эту книгу. Спасибо! Дальнейших Вам творческих успехов и интересных путешествий.

    Галина Козлова

    Хочется присоединиться к положительным отзывам о произведении. Книга замечательная во всех отношениях. Стихи потрясающие. ..Благодарю Вас за ваше творчество. Удачи!

    Татьяна Рядинская

    Только недавно открыл для себя эту книгу и с удовольствием дочитаю до последней страницы. Уже поражён бесконечностью образов русской поэзии собранных в ней. Книга увлекает возможностью увидеть и осознать мир таким, каким его видели и чувствовали великие мастера русского слова. Искренне благодарен автору за объёмный и без сомнения важный труд. Уверен, что "Кругосветная география русской поэзии", со временем станет неотъемлемой частью русской литературы.

    Андрей Сердюк

    Обожаю путешествия и открытия, восхищаюсь поэзией — великой и великолепной, преклоняюсь перед блистательной и незаурядной идеей, глубоко уважаю выдающегося человека, воплотившего эту идею в жизнь и подарившего нам, читателям, прекрасную Книгу. Вас, Эльдар! С почтением и пиететом,

    Людмила Чеботарёва – президент международного фестиваля русской поэзии и культуры в Израиле «Арфа Давида»
    “Кругосветная география русской поэзии” – для всех, кто неравнодушен к истории российской словесности, к путешествиям и познанию дальних уголков своей страны и всего мира… Книга, представляет собой уникальную географическую карту впечатлений, созданную стихами и прозой русских поэтов, странствовавших по земному шару в течение последних трёхсот лет. Художественные достоинства стихотворных произведений, посвященных впечатлениям их авторов от увиденного во время путешествий (раздел «Мир глазами поэтов»), гармонично дополнены информационно-познавательной, историко-культурной составляющей: прозаическим повествованием второй части книги («Карта впечатлений»). Книга знакомит читателя с произведениями, посвященными путешествиям и созданными классиками нашей литературы: Пушкиным, Дельвигом, Баратынским, Тредиаковским, Бальмонтом, Брюсовым, Буниным, Набоковым, Пастернаком, Мандельштамом, Гумилёвым, Есениным, Цветаевой, Тарковским, Бродским и десятками других всемирно известных русских поэтов
    https://ridero.ru/books/krugosvetnaya_geografiya_russkoi_poezii/
    КРУГОСВЕТНАЯ ГЕОГРАФИЯ РУССКОЙ ПОЭЗИИ
    Литературные критики, писатели, журналисты, краеведы - о произведениях Эльдара Ахадова из его книги "Крайний Север"

    Наталия Лихтенфельд,
    "Литературные известия" №06 (98), Москва, 2013г.
    журнал «Дети Ра» №6(104), Москва, 2013г.


    Говоря о художественных особенностях прозы Э. Ахадова, надо отметить, прежде всего, ее поэтичность. И неудивительно, так как перед нами проза тонкого лирического поэта. Небольшие по объему рассказы часто напоминают верлибры, в которых есть красота северной романтики, метафоричность, где из каждой частности выстраивается объемная образная картина — словесный пейзаж, готовый к тому, чтоб перенестись на полотно художника: "Плывут туманы над Нижней Тунгуской. Плывут, плывут. Просвечивают сквозь них долгие, протяжные, словно эхо, берега: где высокие да обрывистые, где низкие да замшелые. Бегут по берегам деревья лесные — лиственницы, березки… Бегут, бегут, прячутся в туманах от ветра осеннего, студеного, непременного".
    У Ахадова это может быть "древний, манящий, таежный голос, сказочный голос девки-Синильги" в туманах, которые напоминают человеческие души, или совершенно реальная, но кажущаяся сказочной "юная ненецкая мадонна", покачивающая "колыбель в дрожащем посреди небес вертолете".
    Несмотря на то, что в прозе структурно присутствует налет сказочности и многие из рассказов даже начинаются со слов "жили-были" или "в одной далекой-предалекой стране", мы имеет дело с абсолютно реальным повествованием о природе и людях. Как произведения Пришвина, посвященные природе, отличаются живописностью языка, так и Ахадова можно назвать последователем "певца русской природы".
    Проза, написанная не только с большой любовью к тому, о чем повествует автор, но часто и с юмором, может увлечь читателя такой же непредсказуемостью, которая встречается в рассказах Пришвина и Паустовского.
    Писатель восхищается людьми, живущими и работающими на Севере, которые преодолевая трудности, в том числе и сложно подчиняемую природу, восходят к символу чуда, бескорыстия: "Замечательные люди живут на Севере! Ни на кого они не похожи! Не каждый их поймет".
    Рассказ о таксисте, который поначалу заломил цену, а потом, разговорившись с пассажиром, не взял с него ни копейки — "Какие деньги? И не думай даже! Мы же свои — северяне!", — является наглядной иллюстрацией северной открытости, доброты.
    Доброта и милосердие, случающиеся в жизни и отражающиеся в современной литературе, — это тот фундамент, та почва, на которых может быть построено гуманное общество. Поэтический язык, спокойное течение речи, адекватный тон писателя, воспринимающего мир без патологических заскоков, чистота мысли и такое же отношение к людям — это теперь такая редкость, что если бы даже книга не обладала художественными достоинствами, то и тогда ее следовало бы прочитать для восстановления души и духа.

    Екатерина Лигузова,
    журнал «Зинзивер» 2012 №4 (36) Санкт-Петербург


    Эльдар Ахадов — человек уникальной судьбы, а не только известное имя в литературе. По самым неизведанным уголкам Сибири и Крайнего Севера пролегла история его жизни: от знойных тывинских степей до студеных ямальских тундр. Он открыл и нанес на карту две сибирские речки! Теперь они носят его имя. Он участвовал в открытии месторождения драгоценного камня — сибирского демантоида. Он проложил тысячи километров зимних автодорог к самым отдаленным человеческим поселениям в тундре…
    Очень живописно автор пишет о Крайнем Севере, о тундре, о Сибири. О том, что видел и пережил. О тех уголках земли, где был, оказавшись в самых нехоженых местах. Все это нашло отражение в повестях «Щемящее чувство дороги», «Туманы тунгусские», «В далекой северной стране», «Волшебные розы Тундры», «Ирисовые степи» и во многих других произведениях. Сложно сказать, кто еще может так же чувствовать природу. Писатель передает нам свои ощущения. Они изложены простым, доступным и в тоже время необычайно богатым русским языком. Стихи Эльдара Ахадова отличаются проникновенным лиризмом и прозрачным образным языком.

    Людмила Липатова,
    действительный член Русского географического общества,
    лауреат Всероссийской литературной премии им. Д.Н Мамина-Сибиряка,
    заслуженный работник культуры Российской Федерации


    “Боже, с какой любовью и теплотой вы написали о нашей тундре! Спасибо вам большое! Честное слово, я преклоняюсь перед вашими талантами, мужеством, знаниями и верностью! Вы стараетесь понять каждого человека, а этого так сейчас не хватает. Дай вам Бог любви и добра, удачи и здоровья!”

    Дина Крупская,
    из книги «Разноцветные миры Эльдара Ахадова», стр.50-52,
    издательство "Семицвет", Красноярск, 2014 г., ISBN 978-5-906248-30-5


    …мы увиделись в Москве и долго гуляли по скользким, ледянистым улицам: бесподобный Сергей Георгиев показывал гостю город. Эльдар казался большим, удивленным и притихшим. Как будто здесь, в московских кривых переулках, среди придвинутых вплотную стен домов, ему тесно и неуютно. Мы приплясывали от мороза, а он расстегнул пальто. Москва была мала Эльдару. Ему явно роднее северный простор небес, полей, дорог – всего бескрайнего, что есть на земле. Вот здесь, в бескрайности, ему уютно. Чтобы ветер. Чтобы взгляду не натыкаться на преграды. Так ему, большому Эльдару, понятнее жить. Из всего его творческого калейдоскопа выныривает-выглядывает все время разный Эльдар: то хитрый, мудрый и могучий, то беспомощно ранимый. Но я заметила: читая, все время слышишь какой-то звук… Это ничем, никакими заслонками не прикрытое сердце Эльдара бьется у всех на виду в каждом стихотворении, в каждой прозаической миниатюрке.

    Роза Яковлева,
    газета «Правда Севера», №7, 16 февраля 2013, Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ


    От его рассказов и сказок тепло даже в самые суровые морозы. От его поэзии светло даже в самые тёмные ночи. Он видит три солнца сразу, когда мы знаем, что светило у нас одно. Ему дано было увидеть, запечатлеть и открыть ворота Севера.

    Ирина Пестова,
    из книги «Разноцветные миры Эльдара Ахадова», стр. 100,
    издательство "Семицвет", Красноярск, 2014 г., ISBN 978-5-906248-30-5


    Эльдар Ахадов - новое интереснейшее явление в современной литературе. С удивлением обнаружила, что этот блистательный автор --- нефтяник на севере. Наверное, героическая профессия отложила отпечаток на сильный мужественный характер этого замечательного трудолюбивого человека. Только сильный человек самый добрый . С какой нежностью и особой теплой грустью он пишет о северном маленьком народе - местных жителях тундры , как бы загораживая их от насмешек и иронии людей с большой земли .

    Александр Карпенко
    о рассказе «Бабочка» ( из книги «Крайний Север»)
    из книги «Разноцветные миры Эльдара Ахадова», стр.27-29 ,
    издательство "Семицвет", Красноярск, 2014 г., ISBN 978-5-906248-30-5


    Сердце-объектив Эльдара Ахадова всегда настроено на чудо. Поэтому не случайно чудо заходит в гости к писателю, как к себе домой. Цветная бабочка на Крайнем Севере! В местах, где и опылять-то нечего! Вспоминается песня Высоцкого «Белое безмолвие»: «Отчего ж эти птицы на север летят, если птицам положено только на юг?» Бабочка хрупче птицы, бабочка, летящая на север – ещё большая «аномалия».
    Эльдар Ахадов одинаково внимателен и к «внутренней» и к «внешней» жизни. Мы часто ищем что-то в своём сердце, а находим – на улице или в своей квартире. Но именно эта «двойная» настроенность и делает человека писателем, художником, музыкантом. Мыслителем. Не всякая бабочка – однодневка. «И ничейная бабочка смысла заползает под сердце моё».
    Бабочка, вне зависимости от того, где она найдена, существо очень загадочное. На это обращали внимание ещё древние китайцы. Знаменитый русско-американский писатель Владимир Набоков, автор «Лолиты», был, если мы помним, энтомологом и собирал бабочек. В чём же особенность бабочки? С одной стороны, живёт она недолго. С другой – за это недолгое время успевает пережить процесс реинкарнации – из кокона в бабочку. Мы, люди, только мечтаем о перерождении, верим в его возможность или не верим, а эта маленькая танцовщица ДЕЛАЕТ это! Чувствуете разницу? Бабочки всегда казались мне пришелицами из другого мира. Когда она садится к тебе на плечо, такое ощущение, что это к тебе прилетела на свидание душа человека, которого ты очень любил.
    Эльдар Ахадов рассказывает нам о реальном случае из жизни писателя. Глобальное потепление привело к тому, что на Дальний Север стали забредать представители флоры и фауны юга. Кстати, бабочка – это флора или фауна? Наверное, что-то среднее между растениями и животными. Конечно, «мы в ответе за тех, кого приручили». И за тех, кого не приручили, тоже в ответе. Поскольку не можем бросить живое существо на произвол судьбы. Бабочка летает сама по себе. В рассказе Эльдара Ахадова присутствуют элементы тонкого юмора. Например, когда герой выясняет, чем кормят бабочку. Писатель очень интересно создаёт в рассказе «эффект присутствия». Повествование ведётся, как и положено, в прошедшем времени. И вдруг – Эльдар Ахадов даёт настоящее время: «...Она так и лежит сейчас там, на подоконнике. А я не знаю, что теперь делать и почему мне так нестерпимо грустно…».
    Писатель говорит о бренности всего живого на земле. И, мне кажется, именно бабочка, а не хрустальная или фарфоровая чашка – «единица» хрупкости. Потому что она не только красивая, но и живая. Хрупко живая. Как и все мы, хотя мы стараемся этого не замечать. Рассказ завершается «воскрешением» прилетевшей бабочки и гимном вечной жизни.

    Влад Антикин,
    Журнал «Дети Ра» №5 (91) 2012 Москва


    Эльдар Ахадов — известный поэт и прозаик, нефтяник по профессии. Живет на Севере. Биография во многом определяет творчество Ахадова. Как и любой другой хороший поэт, он неравнодушен к человеческим судьбам. Для него самое важное — это подтолкнуть человека к духовному поиску. Призвание самого поэта, таким образом — мотив покаяния и нравственного очищения с серьезными раздумьями о смысле жизни, которые, однако, невозможны без страданий, тяжкой работы над собой.

    Екатерина Лигузова,
    газета «Поэтоград» № 14 (29), 2012, Москва


    Эльдар Ахадов — талантливый поэт, прозаик и сказочник. Он не только замечательный писатель, но и прекрасный человек. Ибо без второго невозможно и первое. Эльдар Ахадов пишет о человеке, природе, космосе, извечной борьбе добра и зла, мироздании… Он мастерски сочетает легкость формы и слога с глубоким содержанием и многоплановостью образов. Он взывает к самым сокровенным мотивам души, рассматривая их в масштабе общечеловеческих ценностей. И это ему удается. Книга Эльдара Ахадова глубокая, мудрая, наблюдательная.
    Полагаю, имя Эльдара Ахадова достойно находиться в одном ряду с известными писателями современности. Читаешь его книгу, и возникает ощущение, что сердце и душа писателя на виду — в каждом рассказе, в каждой философской повести. Настолько он искренен и правдив. Такой талант может быть только от Бога.
    Ознакомиться с книгой можно на сайте http://www.ozon.ru/context/detail/id/33985755/
    Книга рассказывает о деятелях красноярской литературы XIX – начала XXI столетия.
    В справочник включены имена 266 писателей, чьи судьбы связаны с Красноярским краем, представлены их биографические данные, перечислены основные произведения. Биографии авторов описаны конспективно и не предполагают развернутых оценок и анализа произведений. Источниками для составления библиографии послужили каталоги различных российских библиотек – в первую очередь Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края, а также Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки.
    Издание дополнено кратким историческим очерком о развитии красноярской литературы и материалом «Красноярский транзит: сибирские страницы в жизни известных писателей», рассказывающем о писателях, побывавших на берегах Енисея. Их пребывание, пусть и краткое, от пары дней до нескольких месяцев, вошло в историю нашего края, отразилось на страницах созданных писателями произведений.

    Источник – Красноярская государственная газета «Наш Красноярский край» - http://gnkk.ru/books/detail/42627/
    Бестужева-Лада Светлана Игоревна,
    кандидат исторических наук, писатель, лауреат премий журнала «Смена» (1999), Союза журналистов России (2002), всероссийского конкурса «Патриот России» (2012), награждена Почётной грамотой Европейского комитета по наградам и премиям при ООН за заслуги в развитии литературы и журналистики(2005), сайт Стихи.ру, 16.09.2014

    “Впечатление - колоссальное, хотя я пока еще не сжилась с новым образом не слишком любимого мною Пушкина. Но в Вашей версии все становится на свои места: и бесконечные, на первый взгляд, бессмысленные разъезды по России, и необыкновенная щедрость и благосклонность императора... в целом - спасибо большое за умный, необычный и содержательный материал. С уважением”.

    Репьёва (Лангуева) Ирина Владимировна,
    секретарь правления Союза писателей России, председатель Товарищества детских и юношеских писателей России, писатель, журналист, литературный критик, сайт книги «Тайны Пушкина» 04.09.2015

    “Наверное, не найти в России поэта, который не пропустил бы сквозь себя жизнь Пушкина. Пушкин не просто интересен своей жизнью, он как эталон порядочности, благородства, гениальности, пытливости и работоспособности. Поэтому Пушкина мы любим особенной любовью, сыновней, дочерней. Потому нам важны не просто малейшие детали его жизни, но и весь светлый и высокий образ его личности. Можно узнать себя, постигая Пушкина. Но можно и омыть свои грехи, читая о Пушкине.
    Потому важно, что находятся и в наши дни люди, которые поднимают нас до Пушкина, снова и снова говоря о нём, умея о нём увлекательно и тепло рассказать Эльдар Ахадов не анекдоты передаёт, как иные любители покопаться в грязном белье. Он говорит нам о своей любви к Пушкину, не произнося слова «любовь», повертывая в своих рассказах Пушкина к нам и этой стороной, и той, чтобы мы им тоже полюбовались. А сопереживая Пушкину в его высоких грезах и поступках, мы очистились бы сами. Слава Богу, что есть ещё на Руси исследователи его жизни!”


    Жураковская Ирина Георгиевна,
    литературовед, критик,
    Журнал “ZA-ZA”, №14, с.27, 2015, Дюссельдорф, Германия

    “…в эссе Ахадова, состоящем из семи частей с постскриптумом, раскрывается принципиально новый взгляд на исторические процессы. Автору удалось не только представить читателям своё необычное видение тайной цепи событий, предшествовавших гибели А. С. Пушкина, но и живо изложить факты, используя множество серьёзных ссылок. Эта версия выглядит намного правдивее, чем общеизвестная. Эльдар Ахадов пробуждает интерес к информации, которой он пользовался сам, распутывая клубок событий прошлых лет, и это ещё один большой плюс его громадного труда”.

    Алина Багазова,
    читатель, 02.09.2015, сайт книги «Тайны Пушкина»

    “Для многих, даже тех, кто интересуется жизнью Александра Сергеевича Пушкина и всерьез изучал его биографию, в книге Эльдара Ахадова «Тайны Пушкина» откроются новые факты. Здесь можно увидеть личность великого поэта с другого ракурса, увидеть его скрытую грань.
    Всё, что мы знаем из учебника литературы о Пушкине – это лишь малая толика того, кем был этот Великий человек. Пушкин – поэт, Пушкин – лингвист, Пушкин – дуэлянт…
    Но Александр Сергеевич сыграл немаловажную роль в политике государства тех лет. Об этом мало кто знает. Все его таланты нашли отражение не только в поэзии, но и в дипломатии. Его проницательность и умение подмечать детали были выгодно использованы императором на благо Родины.
    Та самая дуэль – была ли она совершена на почве любви и в припадке ревности эмоциональным человеком, страшной случайностью, которая повлекла за собой такую большую потерю для всей России? Или это был тщательно спланированный, отточенный и приведенный в исполнение заговор, заказное убийство? Убийство человека, который мешал многим всерьез, мешал нанести России удар.
    Масса поднятых документов и писем тех лет множеством самых красноречивых фактов говорит о том, что всё не так просто. Детали жизни последних лет Поэта, его служения Родине, те большие дела, которые он успел совершить – всё это покажет вам совсем другого Пушкина: горящего за Отчизну не только строками, но и делом. Грудью вставшего за неё…
    Для меня эта книга стала ещё одним поводом уважать этого Поэта, гордиться его вкладом в наше будущее. Благодарность автору, который собрал сведения и на их основе смог обрисовать положение дел в жизни Пушкина в те годы. Дополнить его портрет новыми штрихами.
    Отдельно отмечу пьесу «Вызов» – мастерская обрисовка самого главного события, изучение мотивов путем общения всех сторон-участников. Захватывающе!”


    Юрий Кавказцев,
    читатель, сайт Проза.ру , 08.09.2014

    “С огромным интересом прочитал Ваш очерк. Наше отечественное литературоведение только-только начало очищаться от идеологической шелухи, но по-прежнему находится в заложниках матёрых стереотипов. "Гибель" не подходящее слово, правильнее "убийство" Пушкина - один из таких случаев. Когда я прочитал Ваш очерк, то убедился, что истина где-то рядом. Я Вас понял совершенно”.


    Ознакомиться с книгой можно по этой ссылке http://www.ozon.ru/context/detail/id/33985277/
    Разведочная скважина №2 – первооткрывательница Уренгойского месторождения. Начало бурения – 02.05.1966 г., окончание бурения – 26.05.1966 г. Бурение скважины вела бригада геологоразведчиков бурового мастера В.Б. Полупанова. Именно на этой разведочной скважине Р-2 с глубины 1300 метров впервые ударил мощный фонтан природного газа с суточным дебитом около семи миллионов кубометров. Именно с неё началась история города Новый Уренгой. 23 сентября 1973 года на месте будущего города был забит первый символический колышек, в 1975 году зарегистрирован поселок Новый Уренгой. В 1978 году состоялся пуск в промышленную эксплуатацию УКПГ-1, а уже в 1980 году Новый Уренгой уже получил статус города. Не будь той самой первой скважины, не было бы и города. В этом году исполняется ровно 50 лет этому знаменательному событию.
    ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СКВАЖИНЫ
    Начальник наш – фартовый спец –
    Мне так сказал: «Ну, что, боец,
    Не сладко нынче всем на буровой...
    Должны мы скважину родить
    И чёртов план опередить.
    Так надо. Отвечаем головой».
    Что нужен газ родной стране –
    О том в ямальской стороне
    Известно было. И не нам одним.
    Наш бодрый дух непобедим:
    Раз надо скважину – родим
    Под небом тундры бело-голубым.
    Я помню, как орал помбур:
    «Устал?! Вали на перекур!»
    Но я рожал. И я не уходил.
    Рожали Киев и Москва,
    Казань, Баку, Тюмень, Уфа!
    И кто бы в планах нас опередил?
    Ни комары, ни мошкара,
    Ни мрак с утра и до утра,
    Ни ветер, ни мороз, ни дождь, ни грязь
    Отныне здесь не правят бал…
    И день рождения настал.
    Ну, здравствуй!.. Хорошо, что родилась.
    Специально ко дню рождения скважины Р-2 поэт Эльдар Ахадов написал это романтичное с лёгким юмором стихотворение, на которое у него экспромтом возникла и музыка. Песня была исполнена субботним вечером в городском дворце культуры «Октябрь», где участники литературно-художественного объединения «Родники», а также их друзья-барды организовали литературно-музыкальную встречу, посвящённую 50-летию первой скважины Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения. Песня прозвучала под аккомпанемент гитары в исполнении Ольги Кравчук. Так практически экспромтом возник новый вокальный дуэт Ольги Кравчук и Эльдара Ахадова.
    Блистательная ведущая мероприятия Татьяна Сязина и заместитель директора дворца культуры Полина Росошик прекрасно справились с поставленными перед самими собой задачами. Звучали стихи и песни новоуренгойских авторов, каждый из которых, как и все жители города, вложил частичку своего труда и души в преображение этого сурового древнего края земли. Вспоминали первых художников и поэтов города, а фотограф Александр Бойцов не только неутомимо запечатлевал моменты происходящего, но и читал свои произведения благодарным слушателям. Выступали Мари Бохуа, Александр Остроухов, Алёна Савельева, Алексей Иванов, Ляля Тибеева, Юрий Ментус, Тумебай Мунурбаев, Татьяна Голюк, Надежда Четвертак, читая не только свои произведения, но и стихи, и прозу других новоуренгойцев-первопроходцев: Игоря Владина, Анатолия Веремьёва, Николая Усатенко, Александра Михова, Виктора Мурзина, Григория Ревзина, Владимира Беспалова, Алефтины Спиридоновой, Бориса Касаева, Михаила Гуменюка, Виталия Белоярова, Нины Березан…
    Барды-романтики Оксана Вострокнутова и Ирина Тужилкина, приехали на эту встречу с гитарами, пропахшие дымом костра – прямо из тундры. Ольга Кравчук пела не только дуэтом с Ахадовым, но и соло – со своими замечательными песнями. Вспоминали и новоуренгойских художников – Василия Кузюк, Валентина Мартынова, Лилию Юнкерову, и музыкантов - Олега Любашевского, Валерия Феофанова, Григория Куриннного, Елену Казанскую, Сергея Меняйло, Юлию Иванцовскую, Сергея Прохорова, Николая Кадечко, Николая Мых, Дмитрия Тройнева.
    Спасибо скважине и людям, которые открыли Уренгойское месторождение. Не будь того полувековой давности события, вряд ли случились бы и все нынешние.
    “Я заметила: читая, все время слышишь какой-то звук… Это ничем, никакими заслонками не прикрытое сердце Эльдара бьется у всех на виду в каждом стихотворении, в каждой прозаической миниатюрке…”
    Дина Крупская
    Из аннотации к книге Эльдара Ахадова “Добрые сказки”

    КНИГА СТРАНСТВИЙ

     Опубликовано: 10-05-2016, 21:34  Комментариев: (0)
    Компания «Издательские решения» по лицензии интеллектуальной издательской системы Ridero завтра, 11 мая 2016 года, отправляет в печать новую книгу Эльдара Ахадова «Вслед за мечтой». В книгу входят: одноименная повесть писателя о подробностях его странствий по Южной Америке. Писатель вместе с семьёй побывал недавно в Аргентине, Бразилии и Парагвае. Часть повести посвящена нескольким путешествиям автора по Турции. Помимо того в книгу входит повесть «Китайская грамота» - о путешествии писателя по древнему Китаю. Завершают книгу фрагменты из произведений, посвященных воспоминаниям о земле Азербайджана, о бакинцах, азербайджанцах и древней истории волжских татар-мишарей - о предках автора.
    КНИГА СТРАНСТВИЙ





    Eldar Əhədov həm markşeyderliyi, həm də şairliyi necə bacarır?

    Müəllif: Azhar NƏBİ Bakı

    Eldar Əhədov Rusiya Yazıçılar İttifaqının üzvü, dörd dəfə «Rusiyanın gümüş qələmi» və «Rusiyanın qızıl qələmi» milli ədəbiyyat mükafatlarının, iki dəfə «Sulh naminə» mükafatının laureatı və bir çox digər ümum-Rusiya müsabiqələrinin mükafatçısıdır. O, «Mənim əlifbam», «Çin yuxu», «Skrijali vetra», «Daş əlifba», «Mənim gözlərimə bax», «Molitva o tebe», «Sevgi kitabı» «Derjavnıy panteon», «Slavənskiy panteon», «Neneükiy panteon» və bir sıra digər kitabların müəllifidir, əsərləri ABŞ, Bolqarıstan, İsrail, Ukrayna Azərbaycanda nəşr edilib.
    E. Əhədov Leninqrad Mədən İnstitutunu bitirib. 1986-cı ildən Krasnoyarsk şəhərində yaşayır. Yaradıcı fəaliyyətlə yanaşı, ixtisası üzrə də işləyir.
    - Eldar müəllim, şəhərli ola-ola, markşeyder olmağa necə qərar verdiniz?
    - 1978-ci ildə Leninqrad Mədən İnstitutuna daxil oldum. Məsələ ondadır ki, o zaman Azərbaycanın rəhbəri Heydər Əliyeviç Əliyevin şəxsi təşəbbüsü ilə bir çox gənclərimiz, qızlarımız ali təhsil almaq üçün Sovet İttifaqının ən yaxşı ali məktəblərinə üz tuturdular. 1969-1982-ci illərdə SSRİ-nin ali məktəblərində oxumaq üçün 15 mindən artıq şəxs respublikanı tərk etmişdi. Bu, ölkə rəhbərliyinin Azərbaycan gəncliyinə qayğısının ifadəsi idi. Həmin gənclərin sırasında mən də var idim.
    Markşeyder ixtisası olmadan mədən işlərinin təcrübəli şəkildə aparılması, faydalı qazıntıların hasilatı mümkün deyil. Markşeyder bütün yeraltı işlərə istiqamət verir. Sadə dildə desək, qazıntının harada aparılmalı olduğunu göstərir…
    - İnstitutu bitirdikdən sonra Azərbaycanda işlədiniz?
    - Bəli, Azərbaycan SSR Geologiya İdarəsində işləmişəm. Vaxtımın çoxunu Kiçik Qafqazın dağlıq ərazilərində, Böyük Qafqaz silsiləsində - Şamxor (indiki Şəmkir - müəl.), Balakən, Zaqatala rayonlarında keçirmişəm - həm torpağın üzərində, həm də altında.
    - Bəs, necə oldu ki, gedib Sibirə çıxdınız?
    - Çox sadə. O zaman SSRİ vahid bir ölkə idi. Ailə qurdum və biz gənc komsomolçu ailə kimi valideynlərimizdən ayrı, müstəqil yaşamaq qərarına gəldik və beləcə, gedib Sibirə çıxdım.
    - İsti Bakıdan sonra, qar bürümüş Sibirdə yaşamaq çətin olmadı ki?
    - Uşaq vaxtı uzun müddət tatar olan nənəmin yanında, Penza vilayətinin kəndində yaşamışam. Orada qara, xizəkdə gəzməyə öyrəşmişdim. Məktəbi bitirdikdən sonra, Bakının layihə institutlarının birində çalışarkən, Leninqrad institutuna daxil oldum. Onda artıq qara, şaxtaya öyrəşmişdim.
    İndinin özündə də Sibirdə çox həmyerlimiz yaşayır. Tümen neftini ilk dəfə aşkar etmiş Fərman Salmanov kimi azərbaycanlılar isə orada yaşamaqla yanaşı, digər millətlərin nümayədələri üçün nümunə idilər.
    - Deyirlər, Sibirdəki iki çayı xəritəyə siz salmısınız və onlara sizin adınız verilib...
    - Topoqrafik partiyanın rəhbəri idim. Partiyam Sayanın az öyrənilmiş rayonlarının birində işləyirdi. Sibirdə belə bir dağlıq bölgə var. Ərazinin öyrənilməsi zamanı aydın oldu ki, oradakı Teploy çayının iki real qolu xəritədə göstərilməyib. Onları ilk dəfə mən aşkara çıxardığımdan, bu qollara mənim adım verildi.
    - Maraqlıdır, özünüzdə markşeyderliklə şairliyi birləşdirməyə necə nail olursunuz? Axı, bunlar tamamilə fərqli sahələrdir…
    - Bunun biri digərini tamamlayır. Günümü kabinetdə keçirən şərqşünas olsaydım, gördüklərimi görməz, yaşadıqlarımı yaşamazdım. Həyat təcrübəmdən öyrəndiyim həyatı öyrənə bilməzdim. Mənə ən səriştəli oxucularla belə, eyni səviyyədə ünsiyyət saxlamağa imkan verən məhz bunlardır.
    - Çoxdan yazırsınız?
    - 1968-ci ildən - 8 yaşımdan.
    - Yazıçılıq əməyi sizin üçün nədir?
    - Yazıçılıq əməyi ərköyünlük yox, əsl əməkdir. O, şıltaqlıq, naz etmək deyil.
    - İlk «senzor»unuz kim olub?
    - Mənim senzorum olmayıb, müəllimlərim olub və onlar təcrübələrindən mənə çox şey öyrədiblər. Onlar mənə doğru yolu öyrətməyib, sadəcə, istiqamət veriblər. Əlbəttə ki, bu, Səməd Vurğunun məşhur tərcüməçisi Vladimir Qafarov və tanınmış uşaq şairi Mixail Yasnov idi. Onlar mənim Bakı və Leninqradda iştirak etdiyim ədəbi dərnəklərə rəhbərlik edirdilər. O zaman mən Bulat Okudjava və Mixail Dudinlə yazışırdım, dahi Süleyman Rüstəmlə ünsiyyətdə idim… Sonradan Viktor Astafyev və Timur Zülfüqarov kimi dünyasəviyyəli yazıçılarla ünsiyyət həyatımda dərin iz qoydu.
    - Eldar müəllim, nə zaman yazırsınız? İstədiyiniz an?
    - Çalışıram, «yalnız o zaman yaz ki, yazmaya bilmirsən» prinsipinə əməl edim.
    - Bir gündə müəyyən həcmdə yazmaq üçün özünüsü «stula bağlayırsınızmı»?
    - Heç vaxt. Amma xoşbəxtlikdən, uzunmüddətli işsizlik də olmayıb.
    - Nədən ilham alırsınız?
    - Yaşamaq sevgisindən.
    - Bəs, stupor olurmu?
    - Xeyr. Bürcüm su ünsürüdür. Su axır, maneələrin ətrafından keçir, yaxud üzərindən aşır.
    - Yazmaq üçün fantaziyadan başqa nə tələb olunur?
    - Səbir və sevgi.
    - Yazıçı kimi sizin üçün ən böyük mükafat nədir?
    - Oxucular.
    - Eldar müəllim, çoxlu sayda mükafatınız var. Onlara necə yanaşırsınız?
    - Həyatın unudulmaz anlarına yanaşdığım kimi. Onların hər birinin arxasında nəhəng emosional bir təbəqə, qat dayanır.
    - Hazırda nəyin üzərində işləyirsiniz?
    - Planlar çoxdur. Ötən il 12 kitabım çıxıb. Bu il nə qədər yazacağımı bilmirəm. Yazılmalı olan mövzular isə var və olacaq. Bu məsələdə mövhumatçı deyiləm. Lakin söz verdimsə, mütləq yazmalıyam. Çünki sözümə hörmət edirəm. Yaradıcılıq isə elə prosesdir ki, hansısa öhdəlikdən yox, sevgidən baş verir.
    http://regionplus.az/az/articles/view/5873