Среди всех видов литературного творчества, сказка занимает своё особое место. С раннего детства она первая вводит нас в мир знаний, доброты, навыков и опыта в повседневной жизни. Но, помимо практических советов и наставлений, сказка уводит нас в волшебный мир фантазии. Изначально закладывает в сознании ребёнка образное мышление, способность чувствовать и сопереживать горе и радость незнакомых людей, пусть пока сказочных героев. Но сказка не только «атрибут» нашего детства. Порой и взрослые, мудрёные опытом мамы и папы, дедушки и бабушки, читая малышу сказку, сами не прочь увлечься и сюжетом, и красотой Слова. А иногда, в свободное время, нет да нет, и кинут беглый взгляд на страницы книги Сказок. Ведь если дети – будущие взрослые, то взрослые – в прошлом дети. И сказка не только дает возможность взрослым отвлечься от житейских забот, но и возвращает нас на время в мир нашего детства, где всё просто, красиво, волшебно.
Но, как говорится (и сиё есть факт), палка всегда о двух концах. Всё ли так гладко и в сказках народных, и в сказках авторских. Ведь можно взглянуть на них и с другой стороны, с другого конца паровоза, где дым, шум и выброшенная из окна машиниста бутылка из-под самогона. Не такая уж редкость, когда в сказках присутствует жестокость, насилие, «кровища по колено». Когда положительные герои либо бездельники, либо хитрющие эгоисты. Где Змеи женятся на девушках, а Царевичи берут в жёны лягушек. Всё зависит от точки созерцания.
Конечно, взрослые, в большинстве своём, смотрят с правильной стороны. А вот дети…, стоит ли их, без всякой назидательности и «отсебятины» поставить в правильную «позицию» по отношению к сказке? Или не стоит? Где найти универсальность при тотальной относительности?
Эх, сказка, сказка…, сказка…
Ведь как здорово, когда сказка добротная, хорошо сплетенная, полная азарта и огня (воды (в зодиакальном смысле) и воздуха (в любом смысле)), короче – настоящая…
На написание этих размышлений меня натолкнули разговоры (в виде дискуссий, а порой и споров) с моим другом, коллегой по перу (и чернила, и бумаги), соавтором сборника «Три волшебника» Эльдаром Ахадовым. И говорили мы частенько, «балакали» с ним об этих самых сказках.
В литературе существует множество жанров. Но особняком, на мой взгляд, стоит она – Сказка. Конечно, сказка, как и всё остальное, пишется теми же буквами и с соблюдением той же орфографии и пунктуации, что и другие жанры (тут я далеко не Колумб и даже не Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен). Особенность лишь в том, что сказка по сути своей ориентирована на детей.
И если взрослые могут себе позволить искать в тексте второе дно (второй смысл), восхищаться метафорами, словесными изощерениями, «кумирствовать» и «дорисовывать», рассуждать и разглагольствовать, то ребенок, хоть в угол его на горох ставь, хоть кол на голове чеши (представляю эту картину), если ему не нравится «писуемое», то он не будет ни читать, ни слушать (если, конечно не освоил еще «науку» – притворяться). Посему, сказка (и по назначению, и по определению) должна быть интересной.
И поговорить-поразмышлять я хочу о сказках Эльдара, ибо от своих, уже голова кругом.… К тому же, о сказках своих коллег и друзей рассуждать не так «больно», да и соринку в чужом глазу легче заметить, чем бревно в своем.
И так, хороши ли сказки Эльдара Ахадова? Вопрос не в бровь, а в глаз. Поэтому и ответ мой будет не «мудрствованный лукаво». Да, хороши. И в подтверждение тому, помимо известных любителям и специалистам «слова» фактов, могу добавить то, что, например, на николаевском ТВ (Украина) в детских телепередачах, сказки Ахадова звучали не раз, на разных телеканалах, используемые разными редакциями. А есть ли у меня критические замечания по его сказкам? Да есть. В общем-то, об этом мы с Эльдаром часто разговаривали и дискутировали (что есть ближе к понятию – спорили, что есть обычная творческая работа).
Но о нужности или не нужности «искания блох», целесообразности употребленных слов в предложениях, смысловой роли отдельных предложений в логике текста, и месте заложенных в тексте мыслей в масштабах «информационного поля Вселенной», об этом … в другой раз. Сейчас о стержне, о «красных нитях» в сказках Эльдара.
У Ахадова замечательные, душевные и сердешные сказки. Если взглянуть как бы сверху, то это призыв! Ребята – давайте жить дружно, говорит Эльдар и настаивает на этом. Вокруг столько прекрасного и удивительного. Человеческая фантазия богата и многогранна. Наши мысли чисты и благородны. Наши устремления праведны и человечны. И это фундамент, основополагающий замысел автора. Желание поделиться своим теплом, своей добротой, жизненным опытом и душевными порывами. И это движет его творческим началом, и это, прежде всего, видит читатель.
Но с другой стороны, у Сказки есть свои критерии, постулаты, рамки, свои некие признанные и непризнанные законы. Всё ли вписывается в сказках Эльдара в эти понятия? И кто может взять на себя ответственность вынести окончательный вердикт – удачно, или неудачно, хорошо, или плохо, уход от жанра, или ломка стереотипов? Вопрос вопросов – а судьи кто? Как узнать «достойна» ли та или иная сказка быть, или не быть? Возможно, определяющим фактором в этом вопросе может быть совокупность мнений. Вот и я делюсь своим мнением о сказках Эльдара. Тем более повод к этому как нельзя (только можно) подходящий. Познакомился с одной из последних, масштабной работой Ахадова, посвященной, а точнее написанной в помощь, в дополнение к школьной методичке. Это таблица, в которой предложены и разбиты по годам обучения нравственные критерии, на которое педагоги могут обратить внимание в процессе обучения школьников. Не буду заострять внимание, и останавливаться на содержимом этой таблицы. Есть у меня несколько вопросов по ней, но мой «монолог» не об этом, а о сказках, которые Эльдар Ахадов сочинил и предложил, как дополнение к каждой теме.
Сама идея использовать сказки в рассмотрении школьниками нравственных понятий не только логически обоснована, но и интересна. Серия сказок, написанных Эльдаром, не только разнопланова по сюжетным линиям и действующим персонажам, но и с ярко выраженной идеей, соответствующей тематикам. Это некие красочные и запоминающиеся картинки, способствующие лучшему усвоению материала. Сказки действительно интересны и в то же время, в них остается место для обсуждения, диалога преподавателя, как с классом, так и с отдельным учеником. Да и взрослый, прочитав их, не потеряет время зря.
Поэтому я приглашаю и детей и взрослых почитать, ознакомиться с этой серией сказок. Вдохнуть аромат фантазии, окунуться в мир волшебства и мудрости.
Олег Ручинский, Украина
Но, как говорится (и сиё есть факт), палка всегда о двух концах. Всё ли так гладко и в сказках народных, и в сказках авторских. Ведь можно взглянуть на них и с другой стороны, с другого конца паровоза, где дым, шум и выброшенная из окна машиниста бутылка из-под самогона. Не такая уж редкость, когда в сказках присутствует жестокость, насилие, «кровища по колено». Когда положительные герои либо бездельники, либо хитрющие эгоисты. Где Змеи женятся на девушках, а Царевичи берут в жёны лягушек. Всё зависит от точки созерцания.
Конечно, взрослые, в большинстве своём, смотрят с правильной стороны. А вот дети…, стоит ли их, без всякой назидательности и «отсебятины» поставить в правильную «позицию» по отношению к сказке? Или не стоит? Где найти универсальность при тотальной относительности?
Эх, сказка, сказка…, сказка…
Ведь как здорово, когда сказка добротная, хорошо сплетенная, полная азарта и огня (воды (в зодиакальном смысле) и воздуха (в любом смысле)), короче – настоящая…
На написание этих размышлений меня натолкнули разговоры (в виде дискуссий, а порой и споров) с моим другом, коллегой по перу (и чернила, и бумаги), соавтором сборника «Три волшебника» Эльдаром Ахадовым. И говорили мы частенько, «балакали» с ним об этих самых сказках.
В литературе существует множество жанров. Но особняком, на мой взгляд, стоит она – Сказка. Конечно, сказка, как и всё остальное, пишется теми же буквами и с соблюдением той же орфографии и пунктуации, что и другие жанры (тут я далеко не Колумб и даже не Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен). Особенность лишь в том, что сказка по сути своей ориентирована на детей.
И если взрослые могут себе позволить искать в тексте второе дно (второй смысл), восхищаться метафорами, словесными изощерениями, «кумирствовать» и «дорисовывать», рассуждать и разглагольствовать, то ребенок, хоть в угол его на горох ставь, хоть кол на голове чеши (представляю эту картину), если ему не нравится «писуемое», то он не будет ни читать, ни слушать (если, конечно не освоил еще «науку» – притворяться). Посему, сказка (и по назначению, и по определению) должна быть интересной.
И поговорить-поразмышлять я хочу о сказках Эльдара, ибо от своих, уже голова кругом.… К тому же, о сказках своих коллег и друзей рассуждать не так «больно», да и соринку в чужом глазу легче заметить, чем бревно в своем.
И так, хороши ли сказки Эльдара Ахадова? Вопрос не в бровь, а в глаз. Поэтому и ответ мой будет не «мудрствованный лукаво». Да, хороши. И в подтверждение тому, помимо известных любителям и специалистам «слова» фактов, могу добавить то, что, например, на николаевском ТВ (Украина) в детских телепередачах, сказки Ахадова звучали не раз, на разных телеканалах, используемые разными редакциями. А есть ли у меня критические замечания по его сказкам? Да есть. В общем-то, об этом мы с Эльдаром часто разговаривали и дискутировали (что есть ближе к понятию – спорили, что есть обычная творческая работа).
Но о нужности или не нужности «искания блох», целесообразности употребленных слов в предложениях, смысловой роли отдельных предложений в логике текста, и месте заложенных в тексте мыслей в масштабах «информационного поля Вселенной», об этом … в другой раз. Сейчас о стержне, о «красных нитях» в сказках Эльдара.
У Ахадова замечательные, душевные и сердешные сказки. Если взглянуть как бы сверху, то это призыв! Ребята – давайте жить дружно, говорит Эльдар и настаивает на этом. Вокруг столько прекрасного и удивительного. Человеческая фантазия богата и многогранна. Наши мысли чисты и благородны. Наши устремления праведны и человечны. И это фундамент, основополагающий замысел автора. Желание поделиться своим теплом, своей добротой, жизненным опытом и душевными порывами. И это движет его творческим началом, и это, прежде всего, видит читатель.
Но с другой стороны, у Сказки есть свои критерии, постулаты, рамки, свои некие признанные и непризнанные законы. Всё ли вписывается в сказках Эльдара в эти понятия? И кто может взять на себя ответственность вынести окончательный вердикт – удачно, или неудачно, хорошо, или плохо, уход от жанра, или ломка стереотипов? Вопрос вопросов – а судьи кто? Как узнать «достойна» ли та или иная сказка быть, или не быть? Возможно, определяющим фактором в этом вопросе может быть совокупность мнений. Вот и я делюсь своим мнением о сказках Эльдара. Тем более повод к этому как нельзя (только можно) подходящий. Познакомился с одной из последних, масштабной работой Ахадова, посвященной, а точнее написанной в помощь, в дополнение к школьной методичке. Это таблица, в которой предложены и разбиты по годам обучения нравственные критерии, на которое педагоги могут обратить внимание в процессе обучения школьников. Не буду заострять внимание, и останавливаться на содержимом этой таблицы. Есть у меня несколько вопросов по ней, но мой «монолог» не об этом, а о сказках, которые Эльдар Ахадов сочинил и предложил, как дополнение к каждой теме.
Сама идея использовать сказки в рассмотрении школьниками нравственных понятий не только логически обоснована, но и интересна. Серия сказок, написанных Эльдаром, не только разнопланова по сюжетным линиям и действующим персонажам, но и с ярко выраженной идеей, соответствующей тематикам. Это некие красочные и запоминающиеся картинки, способствующие лучшему усвоению материала. Сказки действительно интересны и в то же время, в них остается место для обсуждения, диалога преподавателя, как с классом, так и с отдельным учеником. Да и взрослый, прочитав их, не потеряет время зря.
Поэтому я приглашаю и детей и взрослых почитать, ознакомиться с этой серией сказок. Вдохнуть аромат фантазии, окунуться в мир волшебства и мудрости.
Олег Ручинский, Украина