Честно говоря, не припомню, чтобы писатель земли русской поднимал «власовскую» тему в произведениях о войне и при этом симпатизировал своему герою-отщепенцу. Не для того, чтобы его «реабилитировать». Скорее, чтобы заглянуть вовнутрь – и найти в нём живого человека. И начинаешь понимать, что на войне бывает всякое, что не все «предатели» – законченные негодяи. Сейчас уже можно говорить об этом вслух – потому что изменилось время. Свидетелей той страшной войны становится всё меньше. Лев Толстой, когда писал «Войну и мир», уже не мог оскорбить своим романом ветеранов сражений с Наполеоном. Поэтому самые глубокие произведения о минувших событиях пишутся не по горячим следам, а десятилетиями спустя.
Иногда человек на войне действует по внутреннему наитию, и только потом под свои спонтанные поступки подводит логическую «базу», пытаясь их оправдать. Но часто именно эти соображения сидят в голове героя, на уровне подсознания, и именно они толкают его на тот или иной путь. Безымянный майор, герой рассказа Эльдара Ахадова «Встреча», идёт на войну с твёрдой уверенностью вернуться победителем. Иначе и быть не может, ведь «Красная Армия – всех сильней». Но немецкие войска просто смяли наших на западной границе в первые дни войны, оставив им один выбор – погибнуть или сдаться. Большинство русских солдат предпочло погибнуть. Ибо те, кто сдался, моментально становились «врагами народа». Может быть, мы и победили нацистов не столько умением, сколько идеологией, в которой не было места пораженческим настроениям!
Но вот человек, герой рассказа, не захотел погибать. Две любви – к семье и к родине – в решительный момент встали у него на весы, и любовь к жене и детям – перевесила. Надо понимать, что никто в жизни не стремится стать «мальчишом-плохишом», такими людей делают обстоятельства, в которые они попадают. История майора НЕВЕРОЯТНА, но Эльдар Ахадов повествует её с большой степенью достоверности. Иначе как бы мы, читатели, поверили в эту историю?! Писатель проявляет себя в этом рассказе высочайшим мастером тонкого психологизма. Политпропаганда во все времена работала так, что люди верили: война надолго не затянется, она обязательно закончится победой блицкригом. Если бы солдаты заранее знали, что сражения затянутся на долгие годы, добровольно никто не пошёл бы воевать. Эльдар Ахадов блестяще показывает, что даже человек военный «слеп» в этом отношении. Он настолько привык к атрибутике мирной жизни: хорошей зарплате, красивому, на зависть девушкам, мундиру, парадам, что не в состоянии заглянуть в «зазеркалье» будущего. Испытывать каждое поколение реальной войной, к счастью, не представляется возможным.
Власовская армия, воевавшая против своих, сформировалась только в 1944 году. Эльдар Ахадов показывает, что условия для такого «странного» поведения офицеров созрели гораздо раньше. С самого начала войны. А потом единичные случаи вылились в целое явление. Может быть, если бы не было зверств «смершей» и заградотрядов, если бы на человеке, попавшем в плен, заранее не ставили крест, не было бы и «армии предателей». Но кто станет разбираться и проявлять человечность в обстановке военного времени? Единицы. Собственно, и майор из рассказа Ахадова «Встреча» – скорее, исключение, нежели типичный случай. Но русская литература, со времён Достоевского, всегда больше занималась исключениями из общих правил. Хотя бы потому, что исключения – интереснее, их хочется обсуждать. Можно спорить до бесконечности, что же у героя рассказа, в конце концов, перевесило – мужество или просто стыд перед собственным ребёнком. Или было и то, и другое – вместе? Эльдар Ахадов пишет о несказанном. О душе человека.
«Да майор просто струсил, когда нужно было умереть!» – скажет иной читатель. «Не может быть! – воскликнет другой. – Ведь смог же он пойти на смерть в другой ситуации!». И мы понимаем: степень страха смерти у человека на войне не всегда одинакова, она зависит от душевного состояния. Рассказ Эльдара Ахадова поднимает вечные, как мир, вопросы, над которыми человек, как homo sapience, не может не размышлять. Хотя жизнь побеждает наши самые глубокие мысли. Майор, персонаж рассказа Ахадова, интересен нам тем, что принимает в решительный момент нестандартные решения. В этом он похож на героя песни Высоцкого «Про того, который не стрелял». Его поступки – неожиданны, а смерть вызывает сочувствие, не свойственное нашему привычному отношению к предателям. Вспомним: апостол Пётр трижды отрёкся от Христа, но ему был дарован свыше шанс переломить судьбу. И, читая рассказ Эльдара Ахадова «Встреча», хочется «переиграть исход», дать герою рассказа ещё один шанс, особенно перед лицом родного ребёнка… Но понимаешь, что без ущерба для цельности и правдивости рассказа сделать это никак нельзя.
* - Александр Николаевич Карпенко — русский поэт, прозаик, композитор, ветеран-афганец ( боевой орден Красной Звезды, , афганский орден Звезды 3-й степени, медали и почётные знаки), член Союза писателей России
Примечание от автора рассказа
Огромное спасибо, Александр Николаевич! Хотелось бы сделать только одно маленькое добавление. Мой рассказ не о войне как таковой, а о любви и смерти. И в первую очередь о любви. То, что случилось с майором за один месяц, можно назвать вселенской катастрофой в рамках одной живой души! Ничто не свято! Никакие принципы! Никакие лозунги! Цинизму войны нет ни границ, ни пределов по глубине. Увиденное стёрло в нем все рамки и волчьи флажки, за которые нельзя. Он увидел, что можно ВСЁ, что ВСЕ СЛОВА – пустопорожняя трескотня - перед лицом смерти. В нем произошло очищение огнем войны. И выжило в этом огне лишь одно: любовь к семье, к жене и ребенку. Все остальное - болтология для него. Любовь заставила его не устыдиться ни плена, ни осуждения своих. Да, он для всех преступник, но почему? Не потому ли, что он СУМЕЛ переступить через всё ради любви?
И сын не подвел его. Тут две трагедии: и отца, и сына. Через что, через какой душевный ад удалось переступить его сыну, ради публичного признания в пленном - родного отца?!! Ребенок ведь никого не предавал и воспитан был как надо - по-советски. Но ничто не выше любви! Об этом говорит мой рассказ. Майор и его сын оба - на самом деле победители. Потому что любовь в их душах победила всё. Даже саму смерть...
Эльдар Ахадов